Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

госуд.долг. редак.docx

— 102.57 Кб (Скачать документ)

Важным источником погашения  внешней задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.). Эти требования были использованы РФ при вступлении в Парижский клуб, т.к. мы представляли себя как крупнейшего кредитора и рассчитывали даже на списание значительных сумм нашей задолженности при одновременном списании требований развивающихся стран. К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также предприятий [18,c.47].

В критических случаях  при наступлении сроков платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных резервных активов Российской Федерации, которые на 1 апреля 2005 г. составили 137,4 млрд. долл.

Мало уделяется внимания привлечению долларовых сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл., и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов [18,c.48]. В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет следует назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности планеты, на 7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды долларов. Эти суммы можно использовать и на погашение внешней задолженности. Правда, с выходом США из Киотского протокола этот источник поставлен под вопросом: для России однако ситуация может измениться. Аналогичную операцию можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на территории России на сумму около 20 млрд. долл. [33,c.39].

Заключение

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.

При этом кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

 Основными задачами  по управлению долгом в ближайшее  время будут являться:

  • сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
  • оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
  • оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
  • рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
  • повышение эффективности использования заемных средств.

 До настоящего времени  в Российской Федерации по  существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.

В действующем законодательстве отсутствует система ответственности  за эффективность принимаемых решений  при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:

  • разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
  • разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
  • разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;
  • создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
  • разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
  • разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

 

 

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.: Федеральный закон от    31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Российская газета –1998- 12 августа

2. О внесении изменений в федеральный закон “О бюджетной классификации и РФ” и Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ//Российская газета- 2005-27 декабря

3. Аганцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российской Федерации. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 264 с.

4. Алехин Б. И. Рынок ГКО-ОФЗ: в ожидании сделки. // Финансы и кредит. – 2004. - №5. – с. 17-25.

5. Алехин Б. И., Яковони Д. Сравнительный анализ эмиссии государственных ценных бумаг в России и Италии. // Финансы и кредит. – 2004. - №29. – с. 11-24.

  6. Алехин Б. И. Государственный долг. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335с.

  7. Артемьева С. С. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – 116 с.

  8. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России. // МЭ и МО. – 2003. - №2. – с. 26-35.

9. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. // МЭ и МО. – 2001. - №3. – с. 61-68.

 10. Балацкий Е., Свистунов В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки. // МЭ и МО. – 2001. - №2. – с. 40-46.

  11. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 270 с.

12. Библиотека кодексов: Выпуск 5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 183 с.

13. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности. – М., Университетская книга, 2007. – 128с.

14. Бюджетная система России: учеб. пособие/ Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – М.: Кнорус, 2008. – 256с.

15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Под ред. Т.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с

16. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ООО Городециздат,2003. – 400с.            17. Вахрин П. И. Бюджетная система РФ: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 344 с.

18. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге. // Экономист. – 2003. - №4. – с. 45-48.

19. Государственный и муниципальный долг: учеб. – метод. пособие/под ред. Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика,2007. – 192с.

20. Деньги. Кредит. Банки: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп./ под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 848с.

21. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко/ под ред.проф. Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703с.

22. Долгосрочный рынок России: высокие показатели. // Рынок ценных бумаг. – 2005. - №8. – с. 16-20.

23. Иванова М. А., Конова А. С. Вопросы финансового контроля в системе управления государственным долгом. // Финансы и кредит. – 2004. - №18. – с. 32-36.

24. Кудрин А. Рынок долговых обязательств в РФ. // Рынок ценных бумаг. – 2002. - №14. – с. 14-20.

25. Любимцев Ю. Н. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики. // Экономист. – 2003.- №7. – с. 55-62.

26. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: Инфра – М, 2002. – XXXVI, - 972 с.

27. Маренков Н. Л. Ценные бумаги. Серия «Высшее образование». Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов- на – Дону: Изд-во «Феникс», 2003. – 608 с.

28. Проблемы формирования эффективной государственной политики в области   государственного   долга. //  Рынок ценных  бумаг. –  2003. -  № 11. – с. 51-57.

29. Российский статистический ежегодник 2005: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2006. – 690 с.

30. Российский статистический ежегодник 2006: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2007. – 705 с.

31. Российский статистический ежегодник 2007: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2008. – 700 с.

32. Саркисянц А. Г. Мировые инструменты долга. // Финансы и кредит. – 2001. - №9. – с. 15-27.

33. Селезнев, А. Государственный долг: иллюзии и реальность. // Экономист. – 2004. - №3. – с. 31-40.

34. Смирнов О. В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. // Финансы. – 2001. - №8. – с. 72-73.

35. Финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. В. Ковалева. – М.: Изд-во Проспект, 2008. – 640 с.

36. Хейфец Б.А. Решение долговых проблем. Мировой опыт и российская действительность. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. – 367с.

 37. Экономика: учебник/ под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., переаб. И доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 831с.: ил. – (homo faber).

38. Официальный сайт бюджетной системы РФ: http: //www.budgetrf.ru  

39. Официальный сайт Министерства финансов РФ: http: // www.minfin.ru

 

 

 


Информация о работе Государственный долг