Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51
1) рефинансирования государственного долга, т. е. погашения основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
2) новации – соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;
3) унификации – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
4) конверсии – одностороннего изменения доходности займов, т. е. объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
5) консолидации – изменения условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решения государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
6) отсрочки погашения займов – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
7) аннулирование государственного долга – отказа государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Управление государственным
внутренним долгом РФ
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что целью управления
2. Анализ государственного кредита для экономики России.
2.1. Современное
состояние государственного
Россия сейчас имеет
дело с тремя группами
Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Парижский клуб - объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. Россия - член Парижского клуба с 1997 года.
К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Двойственное положение России в составе Парижского клуба заключается в том, что мы выступаем в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других стран.
Таблица 1. Структура государственного внешнего долга РФ (млрд. долл. США)
Статья внешнего долга |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
Государственный внешний долг РФ |
76,5 |
52,0 |
46,9 |
Задолженность странам-участницам Парижского клуба |
25,2 |
3,1 |
2,2 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб |
3,5 |
3,3 |
3,0 |
задолженность бывшим странам СЭВ |
2,1 |
1,9 |
1,9 |
Коммерческая задолженность |
1,1 |
0,8 |
0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
5,7 |
5,5 |
5,0 |
ОВГВЗ |
7,1 |
4,9 |
4,9 |
Еврооблигационные займы |
31,5 |
31,9 |
28,6 |
Таким образом, Россия подошла к 2011 году с достаточно неплохими показателями. Общий объем внешних заимствований в их абсолютном исчислении сократился. Правда, с точки зрения экономической политики более важным является другой вопрос: на сколько сократится общая долговая нагрузка в процентах от внутреннего валового продукта (ВВП). Важно, чтобы сокращался именно этот показатель - в идеальной ситуации, за счет роста экономики, а уже потом за счет снижения абсолютной суммы долга. Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание взаимодействует с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы. Это выражается в том, что чрезмерный рост внешнего долга опасен для государственного бюджета, для денежно-кредитной системы и для международной кредитоспособности страны.
Рисунок 1. Динамика внешнего и внутреннего долга РФ.
Для государственного бюджета
неблагоприятные последствия
Итак, современному российскому государственному долгу присущи следующие черты:
В ближайшие 10-15 лет будущее России будет определяться тем, на каких условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начинаться с учетом долгосрочной перспективы: Россия только тогда сможет выполнять свои обязательства, когда ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами.
Из заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» следует: «За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2008 года (по ожидаемой оценке исполнения федерального бюджета в 2007 году) составит 1 409,2 млрд. рублей, что на 45,9 млрд. рублей, или 3,4 %, превышает верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2008 года, определенный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».
Расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2007 году увеличатся на 57,5 %.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга увеличатся более чем в 2 раза в 2010 году по сравнению с ожидаемым объемом в 2007 году и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает сумму расходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию и средства массовой информации.
По экспертной оценке Счетной палаты, процентные платежи по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, могут быть ниже проектных показателей на 60 млн. долларов США.
Счетная палата отмечает, что отличительной особенностью долговой политики на 2008 - 2010 годы является рост государственного долга относительно ВВП, увеличение абсолютных объемов государственного внешнего долга».
Таблица 2. Динамика государственного долга в 2008 - 2010 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
Государственный долг РФ |
Гос. внутренний долг РФ |
Гос. внешний долг РФ | ||||
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП |
млрд. руб. |
% к ВВП | |
2007 |
2617,6 |
8,5 |
1409,2 |
4,6 |
1208,4 |
3,9 |
2008 |
2957,1 |
8,4 |
1824,7 |
5,2 |
1132,4 |
3,2 |
2009 |
3440,3 |
8,7 |
2275,8 |
5,7 |
1164,5 |
2,9 |
2010 |
4089,7 |
9,1 |
2856,8 |
6,4 |
1232,9 |
2,8 |
Прирост 2010 к 2007,% |
56,2 |
102,7 |
2,0 |
Подводя итог необходимо отметить, что экономика России уже перешла, все мыслимые критические пороги по наращиванию долга и поэтому имеет смысл выработать прогноз выхода из «долговой ямы», глубина которой такова, что ставит под сомнение многие позитивные проектировки развития экономики России в ближайшей перспективе.
Стратегическая концепция выхода из долгового кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер:
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного долга.
Чрезмерное увлечение Правительства России кредитами стало негативно сказываться на бюджете, а, следовательно, и на финансировании отраслей экономики и социальной сферы.
Стремительное увеличение бюджетных расходов, связанных с обслуживанием внутреннего и внешнего государственного долга, свидетельствует о том, что государственный долг не стал снижаться и в отдельные годы даже возрастал.