Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

госуд.долг. редак.docx

— 102.57 Кб (Скачать документ)

Каждое из указанных последствий  затрудняет реализацию основной макроэкономической цели - обеспечение высоких устойчивых темпов экономического роста.

Управление государственным  долгом осуществляется посредством  эффективного использования средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга, а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.

Величина государственного долга не должна превышать размеры  ВВП более чем в два раза, в противном случае слишком большие  ресурсы будут направляться на его  обслуживание, что негативно скажется на развитии экономики. Если вложения средств государственного заимствования приносят доходы, превышающие сумму долга и выплаты по нему процентов, то значит, эти средства используются эффективно.

Минимальным критерием эффективности  использования заемных средств  является величина процента по долгу. Если данное условие не выполняется, то требуется привлечения других источников для выплат процентов по долгу во избежание штрафных санкций за задержку выплат.

Если доходы от размещения государственного долга недостаточны для его погашения, то государство  может:

  • отказаться от долга полностью или частично;
  • использовать новые заимствования для выплаты прежних долгов;
  • пролонгировать долг;
  • продать безнадежные долги.

Каждая из указанных мер  имеет определенные последствия. В  случае отказа от долгов государство не сможет рассчитывать на кредиты в перспективе. Использование новых заимствований для выплаты старых долгов ведет к дальнейшему росту государственного долга. Применение пролонгирования продлевает сроки выплаты государственного долга, но суммы процентов при этом возрастают, поскольку процент придется выплачивать не только по сумме долга, но и по величине не выплаченного процента.

Безнадежные долги возникают  вследствие того, что ранее страна предоставила кредиты другим странам, которые в настоящее время не могут по ним рассчитаться. Хотя безнадежные долги продаются данной страной по значительно меньшей стоимости, их реализация позволяет выручить определенные средства для погашения государственного долга [28, c.55].

Итак, высокий уровень  внешней задолженности оказывает  негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:

Необходимость обслуживать  внешний долг, что при крупном  его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения страны;

Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике;

Усиливает зависимость РФ от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в  области экономической политики;

Происходит сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьёзно ограничивает экономический рост или вовсе  приводит к стагнации;

Необходимость выплаты процентов  может потребовать повышения  налогов, что приведет к спаду экономической активности;

Ослабляет мотивацию к  достижению наилучших макроэкономических показателей, которые привлекут за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;

Сокращение объёма средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, усиливается  социальная напряженность;

Дестабилизируется денежно- кредитная ситуация;

Происходит ослабление позиций  России на мировых рынках товаров  и капиталов.

Совокупность этих качественных показателей даёт основания характеризовать экономическую систему страны как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне тесно связано, или даже зависит, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их связь с другими направлениями экономической политики государства является на современном этапе задачей исключительной важности.

Однако следует отметить, что государственный долг может  оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды  экономических спадов достаточно эффективным  способом смягчения ситуации выступает  именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы погашения государственного долга.                       

 

  3.1. Основные направления урегулирования государственного долга РФ.

 

      В последние десятилетия Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание. Например, размер государственного внешнего долга России достиг к началу 2010 г. 144,5 млрд. долл., или около 1050 долл. в расчете на одного жителя, что равнозначно долговому кризису [34, с.72].

      Отметим те проблемы  управления государственным внешним  долгом, с которыми столкнулась  Россия в период рыночных реформ  и которые необходимо решать в настоящее время.

      Во-первых, это необходимость  оценки параметров и реструктуризации  долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация, как правило,  не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более  поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

      Во-вторых, применение  стандартных методов управления  внешним долгом оказалось недостаточно. Трудности возникают при реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.

      Надо учитывать  и степень капитализации российского  фондового рынка. К примеру,  «Газпром» по капитализации стоит  всего 6,3 млрд. долл., государственная доля  составляет 38,5 %. То есть за российский долг в 19 млрд. долл. ФРГ может не только выкупить 7 раз госпакет, но и 3 раза приобрести весь «Газпром».

      Проблемными оказались  операции по переуступке требований  по долгам по отношению к  России. Задолженность развивающихся  стран перед РФ составляет приблизительно 123 млрд. долл., а стран СНГ – около 6 млрд. долл. С одной стороны, возникают трудности с определением курса валют (Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам). С другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Максимальная сумма, которая может быть документально подтверждена, составляет 10-15 млрд. долл. Причиной послужила неопределенность статуса задолженности: в ряде случаев это были военные поставки, либо в договорах не предусматривались нормы для предъявления требований [34,c.73].

      В-третьих, важной  проблемой является неурегулированность  вопроса об источниках обслуживания  и погашения задолженности. Основным  источником выступают бюджетные средства. При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые Правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие мировые цены на нефть (положительный фактор для резервов ЦБ РФ) – явление преходящее, а увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутренним требуют резервирования значительных средств.

      На величину базовых  и дополнительных источников  платежей по внешнему долгу оказывает влияние объем экспорта: от его увеличения зависит рост налоговых поступлений в бюджет. Но здесь острота ситуации усугубляется оттоком капитала за рубеж в размере, который составляет не менее 20 млрд. долл. ежегодно.

      В-четвертых, неэффективная  система оперативного управления  внешним долгом. Внешэкономбанк, не  являясь структурной единицей  Минфина России, испытывает трудности как в получении информации, так и ее передаче, в то время как Минфин не удовлетворяет процедура предоставления Внешэкономбанком текущих показателей по состоянию управления внешним долгом.

      В-пятых, важной  проблемой в сфере управления  государственным долгом является  отсутствие единой эффективной  системы управления обязательствами государства. Например, учет и регистрацию внешних долговых обязательств России осуществляют Министерство финансов РФ, Внешэкономбанк и компания «Warburg Dillon Read», чьи данные не всегда совпадают [36,с.367].

      В-шестых, имеющаяся  в распоряжении исполнительной  власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложений по смягчению долговой проблемы.

      В-седьмых, финансовая  система испытывает недостаток  высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями.

      Наконец, кадры  нуждаются в необходимом инструментарии  и современной технике.

      Таким образом,  становится очевидной необходимость  разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

      Целями реформирования  системы управления государственным  внешним долгом являются:

      – повышение эффективности  государственных заимствований  на внешнем рынке;

      – оптимизация  структуры государственного долга  РФ;

      – обеспечение  принятия экономически обоснованных  решений в области управления  государственным долгом и государственных  заимствований;

      – формирование  интегрированной и унифицированной  системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;

      – закрепление  правовых основ осуществления  государственного финансового контроля за государственными внешними заимствованиями.

      Достижение целей  управления государственным долгом  РФ требует решения следующих задач:

      – определение  оптимальных объемов заимствований  для обеспечения развития приоритетных  направлений развития страны;

      – установление  возможности и целесообразности  финансирования общегосударственных программ за счет заимствований;

      – развитие рыночных  инструментов заимствований и  инструментов управления долгом;

      – тщательная  проработка инвестиционных проектов, предложенных к финансированию  за счет средств заимствований  федерального бюджета;

      – создание системы  мониторинга за использованием  привлеченных кредитов;

      – обеспечение  контроля за эффективным использованием  заимствований.

      В свете этих  преобразований возрастает роль  государственного финансового контроля за внешним долгом. С вступлением Концепции единой системы управления долгом Российской Федерации в силу произойдет значительное усиление государственного финансового контроля за внешними заимствованиями Российской Федерации [23,с.32].

      В современных  условиях в рамках совершенствования  системы управления государственным долгом РФ наиболее приоритетными направлениями, на мой взгляд, являются оптимизация структуры внешних заимствований РФ и повышения значимости государственного финансового контроля. Любую систему управления с функциональной точки зрения необходимо рассматривать как систему, состоящую из следующих функциональных звеньев: анализа, планирования, организации, учета и контроля.

      Основополагающими  звеньями, по моему мнению, являются  анализ и планирование. На основе  анализа и в процессе планирования  возможно определить, а затем оценить, какие ресурсы следует привлекать, и как привлеченные ресурсы рациональнее и эффективнее использовать. Именно в процессе анализа и планирования могут быть выявлены и обоснованы необходимые объемы заимствований в разрезе их видов, форм и способов погашения и обслуживания. Поэтому на этапе планирования с целью оценки обоснованности и эффективности привлечения внешних заимствований необходимо проведение предварительного контроля [31,c.700].

      Рассмотрим сложившуюся  в настоящее время ситуацию  с займами Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Этот вопрос приобретает особую актуальность именно сейчас, поскольку в целом масштабы заимствования у МБРР и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) оказывают существенное влияние на величину выплат по государственному внешнему долгу РФ. По данным Всемирного банка, РФ является самым главным заемщиком средств МБРР в Восточной Европе и среди стран СНГ. Существует ряд проблем, связанных с привлечением и использованием средств заимствований, требующих решения в ближайшем будущем, как, например, проведения предварительной оценки обоснованности и эффективности привлечения займов Международного банка реконструкции и развития.

Информация о работе Государственный долг