Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51
Выплата
процентов по долгу и
Проведем
анализ расходов федерального
бюджета РФ на обслуживание
внутреннего и внешнего
Таблица 3. Расходы федерального бюджета РФ на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга (млрд. руб.)
Годы |
Все расходы федерального бюджета |
В том числе расходы на обслуживание государствен- ного долга |
Удельный вес во всех расходах, % |
На обслуживание государственного внутреннего долга |
На обслуживание государственного внешнего долга |
2006 |
1029,2 |
257,8 |
25,1 |
54,9 |
202,9 |
2007 |
1323,2 |
231,1 |
17,5 |
46,4 |
184,7 |
2008 |
2054,2 |
223,7 |
10,8 |
37,4 |
186,3 |
2009 |
2354,9 |
220,9 |
9,4 |
45,1 |
175,8 |
2010 |
2659,4 |
287,6 |
10,8 |
64,4 |
223,2 |
В общих расходах федерального бюджета в 2006 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составляли 257,8 млрд. руб. или 25,1 %. Расходы на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете в 2007 г. составили 231,1 млрд. руб., что на 26,7 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 46,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 184,7 млрд. руб.
В федеральном бюджете России в 2008 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 10,8 % от общих расходов федерального бюджете, что на 6,7 % ниже уровня 2004 г.
В 2009 г. удельный вес расходов на обслуживание государственного долга снижается по сравнению с 2008 г. и составляет 9,4 % или 220,9 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 45,1 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 175,8 млрд. руб.
В общих расходах федерального бюджета в 2010 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составили 287,6 млрд. руб. или 10,8 %, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 64,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 223,2 млрд. руб.
Обслуживание государственного
внутреннего долга РФ
Выполнение банком
России, другим специализированным
финансовым институтом функций
генерального агента
При анализе расходов
на обслуживание
При недостатке
налоговых и неналоговых
Чем хуже обстоит
дело с государственным
Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Непродуманные внутренние и внешние заимствования в 90-е гг. поставили молодое поколение сограждан в положение обездоленного, а старшее поколение – в положение повинного в грехах властей. Особенно очевидны объемы вычета из источников обеспечения благосостояния сограждан при рассмотрении платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга, где процентные платежи велики. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долл. Правительство в 90-х гг. заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата [15,с.703]. Фактические расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (процентные расходы) составили за январь-март 2005 г. 78,0 млрд. руб. (11,6 % от общих кассовых расходов федерального бюджета за 1 квартал 2005 г.), из которых расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 14,7 млрд. руб., расходы на обслуживание государственного внешнего долга – 63,3 млрд. руб.. В 1 квартале 2005 г. расходы на обслуживание ОФЗ-ФК составили 4212,6 млн. руб., ОФЗ-АД – 10630,1 млн. руб., ОФЗ-ПД – 113,2 млн. руб.
В январе-марте 2005 г. осуществлены платежи по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в общей сумме 63323,6 млн. руб. (2263,8 млн. долл. США), в том числе:
– в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от международных финансовых организаций – 2,15 млрд. руб. (из них: по кредитам Международного банка реконструкции и развития – 1,26 млрд. руб.)
Таблица 4. Платежи по погашению и обслуживанию государственного долга РФ (по состоянию на 01.01.2007 г.), млрд. долл.
Категория задолженности |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||||||||||||
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% |
ОД |
% | ||||||||||
Официальные кредиторы |
4,48 |
2,33 |
4,07 |
2,74 |
4,01 |
2,61 |
2,31 |
1,82 |
2,39 |
1,70 |
2,52 |
1,58 | |||||||||
Ценные бумаги |
3,65 |
3,27 |
1,12 |
3,05 |
3,67 |
3,17 |
2,84 |
2,35 |
3,69 |
2,35 |
3,64 |
2,24 | |||||||||
Долг перед МФО |
2,71 |
0,66 |
2,26 |
0,59 |
1,91 |
0,54 |
1,75 |
0,17 |
1,30 |
0,12 |
0,88 |
0,09 | |||||||||
Кредиты ЦБ РФ Минфину России |
- |
0,22 |
0,70 |
0,31 |
1,20 |
0,27 |
1,70 |
0,16 |
2,60 |
0,13 |
0,00 |
- | |||||||||
Всего |
10,85 |
6,47 |
8,15 |
6,70 |
10,79 |
6,60 |
8,61 |
4,49 |
9,97 |
4,30 |
7,04 |
3,91 | |||||||||
17,32 |
14,85 |
17,38 |
13,10 |
14,27 |
10,94 |
– в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств – 31,15 млрд. руб. (из них: по новому российскому долгу по связанным и несвязанным кредитам, привлеченным после 01.01.1992 г. от стран-членов Парижского клуба – 0,84 млрд. руб.; по соглашению от 28 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров – 1,0 млрд. руб.; по долгу бывшего СССР, реструктуризированному в рамках соглашений со странами-членами Парижского клуба кредиторов – 29,31 млрд. руб.);
– по внешним
облигационным займам
– по кредитам
Внешэкономбанка,
Итак, долговая политика
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга.
При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.
Чем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем заимствований. Это приводит к увеличению объема государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.
Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. На сегодняшний день только внешний государственный долг России колеблется у цифры в 50 млрд. долларов.
Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Негативное воздействие, оказываемое внешним долгом на экономику еще в 1815 г. отмечал
Д. Рикардо: «Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов».
Во-первых, наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды.
Во-вторых, долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике. Ведущий экономист П. Самуэльсон пишет: «Пожалуй, наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается» [27,c.608]. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.
В-третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.
В-четвертых, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.