Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

госуд.долг. редак.docx

— 102.57 Кб (Скачать документ)

      Выплата  процентов по долгу и постепенное  погашение основной суммы долга  называется обслуживанием долга  (задолженности).

      Проведем  анализ расходов федерального  бюджета РФ на обслуживание  внутреннего и внешнего государственного долга.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета РФ на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга (млрд. руб.)

 

Годы

Все расходы федерального бюджета

В том  числе расходы на обслуживание государствен-

ного долга

Удельный  вес во всех расходах, %

На  обслуживание государственного

внутреннего долга

На  обслуживание государственного внешнего долга

2006

1029,2

257,8

25,1

54,9

202,9

2007

1323,2

231,1

17,5

46,4

184,7

2008

2054,2

223,7

10,8

37,4

186,3

2009

2354,9

220,9

9,4

45,1

175,8

2010

2659,4

287,6

10,8

64,4

223,2


 

      В общих расходах федерального бюджета в 2006 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составляли 257,8 млрд. руб. или 25,1 %. Расходы на обслуживание государственного долга в федеральном бюджете в 2007 г. составили 231,1 млрд. руб., что на 26,7 млрд. руб. меньше, чем в предыдущем году, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 46,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 184,7 млрд. руб.

      В федеральном бюджете России в 2008 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 10,8 % от общих расходов федерального бюджете, что на 6,7 % ниже уровня 2004 г.

      В 2009 г. удельный вес расходов на обслуживание государственного долга снижается по сравнению с 2008 г. и составляет 9,4 % или 220,9 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 45,1 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 175,8 млрд. руб.

      В общих расходах федерального бюджета в 2010 г. расходы, связанные с обслуживание государственного долга, составили 287,6 млрд. руб. или 10,8 %, в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 64,4 млрд. руб. и государственного внешнего долга – 223,2 млрд. руб.

      Обслуживание государственного  внутреннего долга РФ производится  Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством РФ, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств России, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме.

      Выполнение банком  России, другим специализированным  финансовым институтом функций  генерального агента Правительства  РФ по размещению долговых  обязательств РФ, их погашению  и выплате доходов в виде  процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.

      При анализе расходов  на обслуживание государственного  долга в 90-е гг. наблюдается  такая тенденция. 

      При недостатке  налоговых и неналоговых средств  для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

      Чем хуже обстоит  дело с государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем  больше объем заимствований, увеличивается  объем государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

      Чем больше Россия  платит по внешним долгам, тем  меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Непродуманные внутренние и внешние заимствования в 90-е гг. поставили молодое поколение сограждан в положение обездоленного, а старшее поколение – в положение повинного в грехах властей. Особенно очевидны объемы вычета из источников обеспечения благосостояния сограждан при рассмотрении  платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга, где процентные платежи велики. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долл. Правительство в 90-х гг. заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата [15,с.703].    Фактические расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (процентные расходы) составили за январь-март 2005 г. 78,0 млрд. руб. (11,6 % от общих кассовых расходов федерального бюджета за 1 квартал 2005 г.), из которых расходы на обслуживание государственного внутреннего долга составили 14,7 млрд. руб., расходы на обслуживание государственного внешнего долга – 63,3 млрд. руб.. В 1 квартале 2005 г. расходы на обслуживание ОФЗ-ФК составили 4212,6 млн. руб., ОФЗ-АД – 10630,1 млн. руб., ОФЗ-ПД – 113,2 млн. руб.

      В январе-марте  2005 г. осуществлены платежи по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в общей сумме 63323,6 млн. руб. (2263,8 млн. долл. США), в том числе:

      – в погашение  процентов по кредитам, полученным  Российской Федерацией от международных финансовых организаций – 2,15 млрд. руб. (из них: по кредитам Международного банка реконструкции и развития – 1,26 млрд. руб.)

 

Таблица 4. Платежи по погашению и обслуживанию государственного долга РФ (по состоянию на 01.01.2007 г.), млрд. долл.

 

Категория задолженности

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

ОД

%

ОД

%

ОД

%

ОД

%

ОД

%

ОД

%

Официальные кредиторы

4,48

2,33

4,07

2,74

4,01

2,61

2,31

1,82

2,39

1,70

2,52

1,58

Ценные бумаги

3,65

3,27

1,12

3,05

3,67

3,17

2,84

2,35

3,69

2,35

3,64

2,24

Долг перед  МФО

2,71

0,66

2,26

0,59

1,91

0,54

1,75

0,17

1,30

0,12

0,88

0,09

 

Кредиты ЦБ РФ Минфину России

-

0,22

0,70

0,31

1,20

0,27

1,70

0,16

2,60

0,13

0,00

-

Всего

10,85

6,47

8,15

6,70

10,79

6,60

8,61

4,49

9,97

4,30

7,04

3,91

17,32

14,85

17,38

13,10

14,27

10,94


 

– в погашение процентов по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств – 31,15 млрд. руб. (из них: по новому российскому долгу по связанным и несвязанным кредитам, привлеченным после 01.01.1992 г. от стран-членов Парижского клуба – 0,84 млрд. руб.; по соглашению от 28 декабря 1998 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о продаже сельскохозяйственных товаров – 1,0 млрд. руб.; по долгу бывшего СССР, реструктуризированному в рамках соглашений со странами-членами Парижского клуба кредиторов – 29,31 млрд. руб.);

      – по внешним  облигационным займам Российской  Федерации, привлеченным в 1998 г. – 28,48 млрд. руб.;

      – по кредитам  Внешэкономбанка, предоставленным  Минфину России в 1998-1999 гг. за  счет средств Банка России, в  соответствии с трехсторонним  соглашением между Минфином России, Банком России и Внешэкономбанком от 29.04.2002 г. – 1,54 млрд. руб.          

 Итак, долговая политика Правительства  РФ направлена на снижение  государственного долга, прежде всего, путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов. Политика сокращения государственного долга и доли в нем внешних долгов будет проводиться и в среднесрочной перспективе. Ее результатом будет не только высвобождение средств для финансирования бюджетных расходов, но и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России и, следовательно, расширение доступа российских предприятий к международным кредитным рынкам.

 

2.3. Социально-экономические последствия государственного долга.

 

При недостатке налоговых  и не налоговых средств для  формирования доходов бюджета государство  использует свои возможности для  привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.

Чем хуже обстоит дело с  государственным бюджетом, чем больше его дефицит, тем больше объем  заимствований. Это приводит к увеличению объема государственного долга. Чем глубже финансовый кризис в стране, тем выше доля затрат на обслуживание государственного долга в расходах бюджета.

Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег  остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. На сегодняшний день только внешний государственный долг России колеблется у цифры в 50 млрд. долларов.

Значительные размеры  государственного долга оказывают  существенное влияние на экономику страны. Негативное воздействие, оказываемое внешним долгом на экономику еще в 1815 г. отмечал

Д. Рикардо: «Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения, бремя  долга заключается не столько  в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов».

Во-первых, наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды.

Во-вторых, долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике. Ведущий экономист П. Самуэльсон пишет: «Пожалуй, наиболее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обуславливает «вымывание капитала» из состава богатства, принадлежащего частному сектору. В результате этого темпы экономического роста замедляются и потенциальный уровень жизни в будущем снижается» [27,c.608]. Дело в том, что облигации и акции частных предприятий, с одной стороны, и государственные облигации с другой, являются для экономических субъектов, осуществляющих сбережения, взаимозаменяемыми. Более того, вторые могут быть привлекательнее, поскольку обладают, как правило, более высокой надежностью по сравнению с ценными бумагами частного сектора. По мере роста государственного долга экономические субъекты накапливают все больше долговых обязательств государства. Средства, затраченные на их приобретение, могли быть вложены в частный сектор, что способствовало бы расширению их деятельности.

В-третьих, динамика государственного долга воздействует на ситуацию на денежном рынке. Рост долга сопровождается расширением денежной массы за счет работы печатного станка, расходованием сбережений экономических субъектов и избыточных резервов коммерческих банков, что повышает темпы инфляции. Сокращение долга ведет к сжатию денежной массы, которое снижает темпы экономического роста. В целях нейтрализации данных негативных последствий государство должно ужесточать денежно-кредитную и налоговую политику в период увеличения государственного долга, и смягчать ее по мере сокращения последнего.

В-четвертых, увеличение государственного долга может способствовать росту процентной ставки. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Также нужно отметить, что  повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное - увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

Информация о работе Государственный долг