Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

госуд.долг. редак.docx

— 102.57 Кб (Скачать документ)

 

1.2. Классификация государственных займов.

 

      Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу – долговое обязательство государства, которая дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом, т. е. государством, она выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату в оговоренный срок с начисленными на нее процентами. Реальная доходность облигации для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями производятся по курсовой цене, складывающейся на рынке на основе спроса и предложения.

      Облигации государственного  займа представляют собой особую  форму фиктивного капитала. В  самом деле, если источником дохода  по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений государства, в чем и заключается специфичность государственного фиктивного капитала.

      Спрос со стороны  инвесторов на любые ценные  бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

      – доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды или курсовой стоимости);

      – надежности – возможности понести потери (риск невозврата вложенных средств);

      – ликвидности – возможности скорейшего для держателя получения денежных средств [13,с.128].

      Государственные  бумаги, которые эмитированы промышленно  развитыми странами, считаются сверхнадежными со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны для инвесторов, особенно таких, которые готовы довольствоваться хотя и относительно небольшим, но гарантированным доходом. Кроме того, существуют обязательства иных эмитентов, которые, эмитируя менее надежные бумаги, предлагают более высокую доходность в качестве «платы за риск».

      В мировой практике  государственные ценные бумаги  являются наиболее безопасным  видом капиталовложений, а при  наличии развитого финансового  рынка они выстраиваются как  высоколиквидные активы, в то  же время именно поэтому такие  бумаги наименее доходны. 

      Во всех странах  с рыночной экономикой действуют  различные системы оценки надежности  ценных бумаг. Существует норма  разницы между доходностью по государственным и доходностью по корпоративным ценным бумагам. Если этот показатель снижается, то происходит отток капиталов из корпоративного сектора в пользу государственных облигаций, курсовые цены на корпоративные бумаги снижаются, и их доходность и привлекательность для инвесторов возрастают.

      Мировая практика  использует следующую классификацию  государственных займов.

      По месту размещения займы могут подразделяться на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние – перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резиденства, а по принципу валютирования, т. е. на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним – номинированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резиденства кредитора.

      По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70 % всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

      По сроку заимствования средств займы подразделяются на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет), и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).

      По способу  обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные займы – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом – каким-либо имуществом. Беззакладные займы – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надежным заемщиком.

      По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

      По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды: процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала, этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах; дисконтные займы, доход  по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления заемщику средств; выигрышные займы, доход по которым устанавливается на основе тиражей выигрыша, они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени; индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

      По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупить свои долговые обязательства и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, дополнительную выгоду.

      По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие варианты его погашения: равными долями на протяжении оговоренного срока; увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока; уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока.

      По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту – заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. Своеобразной страховкой для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который изменяется в привязке к какому-либо экономическому индикатору, например, ставке по межбанковским кредитам в стране.

      По направлению использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны использоваться только для финансирования отдельных конкретных программ, для реализации которых и размещается заем. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, рефинансирование текущей задолженности или же другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления [10,c.41].

      Современный внешний  долг РФ складывается из трех  составляющих.

      Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы.

      Первую группу составляет задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба – особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов.

      Вторая группа – кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т. е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов.

      Третья группа – кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг.

      Четвертая группа – кредиты международных валютно-финансовых организаций.

      Долги перед некоторыми странами – бывшими участниками СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

      Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего [3, с. 264].

 

1.3. Принципы и методы управления государственным долгом.

 

     Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

      В основе управления  государственным долгом лежат  следующие принципы:

      – безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

      – единства учета – учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированными федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

      – единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

      – согласованности – обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

      – снижения рисков – выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора;

      – оптимальности – создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

      – гласности – предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

      Понятие управления  государственным долгом может  рассматриваться в широком и  узком смыслах.

      Управление государственным  долгом в широком смысле предполагает:

      – формирование  политики в отношении государственного  долга;

      – определение  основных показателей и предельных  значений государственной задолженности;

      – определение  основных направлений воздействия  на микро- и макроэкономические показатели;

      – определение  приоритетных направлений использования  привлеченных ресурсов и т.  д.

      Определение политики  в отношении государственного  долга и установление его верхнего предела осуществляется законодательными органами власти, а оперативное управление им – исполнительной властью.

      Важное значение  для управления государственным  долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования.

     Управление государственным  долгом в узком смысле предполагает  определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

      Еще более узкая  трактовка управления государственным  долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

      Управление государственным  долгом осуществляется посредством  применения следующих методов:

Информация о работе Государственный долг