Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного долга в развитии страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования государственного долга. 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга……………………..5
1.2. Классификация государственных займов…………………………………..9
1.3. Принципы и методы управления государственным долгом……………..15
Глава 2. Анализ состояния государственного долга РФ………………….19
2.1. Современное состояние государственного долга РФ…………………….19
2.2. Анализ расходов на обслуживание и погашение государственного
долга……………………………………………………………………………...25
2.3. Социально-экономические последствия государственного долга………30
Глава 3. Перспективы погашения государственного долга……………...36
3.1. Основные направления урегулирования государственного долга……...36
3.2. Перспективы погашения государственного долга ……………………....45
Заключение……………………………………………………………………...49
Библиографический список…………………………………………………..51

Работа состоит из  1 файл

госуд.долг. редак.docx

— 102.57 Кб (Скачать документ)

      Известно, что не  раз предпринимались попытки  улучшения соответствующей процедуры оценки проектов. Так, Министерство экономического развития и торговли РФ по поручению Правительства РФ от 05.10.2010 г. разработало порядок оценки эффективности инвестиционных проектов и проектов технической помощи, финансируемых за счет средств займов МБРР. Основание для данного поручения явилось рассмотрение аналитической записки Счетной палаты РФ «Основные проблемы эффективного использования средств займов МБРР», в которой одним из основных недостатков, влияющих на снижение эффективности заимствований, было названо отсутствие оценки экономической эффективности реализации проектов. Разработанный порядок предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти различных уровней. Оценке подлежит использование как заемных средств, так и средств софинансирования, а также грантов.

      В качестве показателей  предлагается использовать результат  оценки каждого проекта с точки зрения его финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Конечной целью оценки является определение эффективности проекта.

      В соответствии  с данным порядком эффективность  проекта определяется по системе  количественных показателей, отражающих  соотношение  затрат и результатов  реализации проекта с позиции  различных отдельных участников  проекта и государства в целом,  а также качественных характеристик,  отражающих соответствие запланированных целей проекта достигнутым в ходе его реализации.

      Осуществление оценки  эффективности проекта позволит  избежать заключения соглашений по заимствованиям на финансирование неприоритетных проектов, а также дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с организационными и другими недоработками проектов.

      Однако, до сих  пор данный порядок не утвержден.  В настоящее время работа в этом направлении продолжается, но с меньшей интенсивностью. Ежегодно проводятся конференции по проблемам заимствований и возможным путям их решения, обсуждаются вопросы совершенствования государственного финансового контроля за внешними заимствованиями.

      Существует мнение, что от займов МБРР Российской  Федерации стоит отказаться. На  мой взгляд, займы, привлекаемые  от МБРР в общей структуре  государственных внешних заимствований  нужно свести к минимуму из-за  нецелесообразности и отсутствия  ориентации на развитие реального  сектора экономики.

      Необходимо отметить  тот факт, что все развитые  страны уже давно отказались от заимствований МБРР. Так, Франция завершила свой единственный проект в 1947 г., Италия – последний восьмой проект в 1968 г., Испания – последний двенадцатый проект в 1983 г., В настоящее время активными заемщиками по региону Европа и Центральная Азия являются страны СНГ и страны Восточной Европы.

      В современных  условиях, учитывая специфические  особенности РФ и особенности  заимствований у международных  финансовых организаций (МФО), России  целесообразнее было бы привлекать  связанные кредиты правительств иностранных государств. Использование связанных кредитов правительств иностранных государств целесообразно для:

      – развития отдельных  отраслей промышленности;

      – совершенствования  технологий производства;

      – создания ноу-хау;

      – перевода отечественных  производителей на выпуск импортозамещающей продукции.

      В отличие от  займов МФО кредиты правительств  иностранных государств привлекаются в реальные области экономики. Все кредиты имеют адресную направленность, они предоставляются для финансирования проекта какой-либо конкретной организации.

      В нашей стране  кредиты правительств иностранных  государств привлекаются:

      – для целей  бюджетных организаций;

      – для целей  коммерческих организаций.

      В первом случае  все выплаты, связанные с погашением  и обслуживанием кредитов, должен  нести федеральный бюджет, во  втором – коммерческие организации, для которых привлекаются кредиты. Сложившаяся в нашей стране порочная практика предполагает, что все выплаты автоматически производятся из средств федерального бюджета. Иными словами, гарантии, предоставленные Правительством РФ, для получения кредитов коммерческими организациями автоматически переводятся в категорию кредитов РФ. Предполагается, что коммерческие организации должны производить возврат средств в федеральный бюджет. Между тем, в настоящее время задолженность федеральному бюджету по долговым обязательствам коммерческих организаций составляет более 2,5 млрд. долл. США.

      Эти проблемы могут  быть решены в ближайшее время  при активной проработке данного вопроса на уровне Правительства РФ, Минфина России и Внешэкономбанка.

      Данные вопросы  целесообразнее было бы закрепить  законодательно в Концепции единой  системы управления государственным  долгом в РФ. В целом необходимо совершенствовать российское законодательство в плане расширения  и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства [37,c.831].

      Кроме того, необходимо  внедрить среднесрочное планирование  расходов. Внедрение среднесрочного  планирования бюджетных расходов  в виде среднесрочных программ социально-экономического развития будет способствовать оптимизации структуры государственных внешних заимствований и определению в ней роли займов международных финансовых организаций и кредитов, привлекаемых от правительств иностранных государств.

      Формирование внешнего  долга предполагает проведение  такой политики заимствований,  которая позволяла бы в дальнейшем  осуществлять выплаты по долгу  без существенных нагрузок на  имеющиеся ресурсы. Такая политика  предполагает реализацию следующих  мер: обозначение пределов новых внешних заимствований. Сейчас саамы важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых внешних заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников; особое внимание следует уделять первичным условиям заимствованиям: номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т. п.; структура заимствований должна быть оптимальной по срокам и по самому портфелю. Оптимизация заимствования состоит в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов.

      Также необходимо  организовать подготовку квалифицированных  специалистов в области управления внешним долгом. Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны, а также создание специализированных НИИ.

      Подводя итоги,  можно сделать такой вывод:  российской Федерации привлекать займы МФО нужно по ограниченному количеству проектов и только в том случае, если будет усилен контроль за привлечением данных займов, если будет проводиться оценка эффективности каждого конкретного займа и можно будет оценить эффект от реализуемого займа как количественно, так и качественно. При этом особое внимание следует обратить на то, что привлекать займы можно только в том случае, если есть технико-экономическое обоснование конкретного проекта и известен экономический эффект от реализации конкретного займа.

      Решать проблему  долга, необходимо как можно  быстрее, поскольку изъятие из экономики огромных денег в целях погашения внешней задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса, повышение заработной платы бюджетникам и военным, пенсий и стипендий [18,с.48]. В этих условиях необходимо эффективно управлять государственным долгом, используя для этого все инструменты, в том числе активнее проводить переговоры с нынешними кредиторами о реструктуризации и списании задолженности РФ.

3.2. Перспективы погашения государственного долга.

 

Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд  приемов. В настоящий момент для  России наиболее  удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли, которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции. Для бюджета страны схемы конверсии долга в инвестиции означают снижение издержек по обслуживанию внешнего долга в перспективе, а также увеличение доходов в результате развития отдельных отраслей национальной экономики. Еще одним преимуществом является использование национальной валюты и тем самым устранение в перспективе валютного риска, а также необходимости для правительства приобретать иностранную валюту.

Представляется целесообразным задействовать в конверсионных операциях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль должны играть определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.

К сожалению, отсутствие ясной  государственной промышленной политики, в том числе четко обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена долга на инвестиции.

В то же время признаки того, что конверсия российского долга в инвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались переговоры о конверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и Испанией. Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650 млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5 млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги в этом направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам пакет технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.[12,c.183]

Происходит постепенный  переход от двухстороннего урегулирования долговой проблемы по схеме конверсии  в инвестиции к многостороннему  урегулированию. В марте 2003 г. Парижским  клубом кредиторов принято решение об обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент он составлял около 40 млрд. долл., что означало возможность вложения в экономику страны порядка .4 млрд. долл.

Перспективным вариантом  урегулирования долговой проблемы является схема обмена долга на товары. В 2009 г. Внешэкономбанк как реализовал подобную схему в отношениях со Словакией. Операция предусматривала погашение части долга перед Словакией поставками вьетнамских товаров, поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед Россией. Фактически в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен и другой вариант - стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления схем конверсии.

Проблема с товарными  поставками заключается в том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок страны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаются вопросы не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее удачны в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли [36,c.350].

Поскольку нам не удалось  договориться с Парижским клубом о списании, то важным источником погашения части внешней задолженности может быть косвенная форма списания в форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга использован, например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с большой скидкой. Швейцарские фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой погашения долгов Вьетнама России [18,c.45].

Следующий источник облегчения российской внешней задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную путем выпуска ценных бумаг.

Надо применять новые  формы, в частности капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции, численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем аналогичные акции западных фирм.

Информация о работе Государственный долг