Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:10, курсовая работа
Инвестиционная привлекательность предприятия характеризуется как комплекс показателей его деятельности, который определяет для инвестора область предпочтительных значений инвестиционного поведения. Инвестиционная привлекательность имеет ряд аспектов, среди которых: технический, коммерческий, экологический, институциональный, социальный и финансовый. Особую значимость имеет, несомненно, финансовый аспект, который выражается оценкой финансового состояния предприятия.
+ Ет = Ет - 33т = (Ее + Кт) - 33т;
± Еов = Еов - 33т = (Ее + Кк) - 33т;
± Етк = (Кт + Кк) - 33т. Вычисление
четырех показателей
Отождествление показателя обеспеченности запасов и затрат позволяет выделить типы финансовых ситуаций, для чего используется трехмерный показатель финансовой устойчивости предприятия. Оценим финансовую устойчивость СПК «Маяк» с помощью абсолютных показателей (таблица14).
Итак, из таблицы мы видим, что за анализируемый период в связи с увеличением вложений предприятия во внеоборотные активы на 1687 тыс.р. и снижением стоимости собственного капитала на 1855 тыс.р. собственные оборотные средства СПК «Маяк» уменьшились на 3542 тыс.р.
Одновременно произошло увеличение долгосрочных обязательств хозяйства, что в совокупности обусловило рост собственных, долгосрочных и
заемных источников формирования запасов и затрат на 1026 тыс.р. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат составила на конец анализируемого периода 10369 тыс.р., что на 2501 тыс.р. превышает значение этого показателя в 2004г. Общая же величина запасов и затрат в течение трех лет возросла на 1385 тыс.р. и составила в 2006 г. 13764 тыс.р.
По результатам проведенных расчетов можно сделать следующий вывод: если не учитывать долгосрочные и краткосрочные заемные средства, собственных средств предприятия недостаточно для формирования запасов и затрат.
Таким образом, проведенный анализ показал, что СПК «Маяк» находится в кризисном финансовом состоянии (на грани банкротства). Предприятие зависит от заемных источников. Собственного капитала предприятия не хватает для финансирования оборотных средств, то есть пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности, а также за счет долгосрочных и краткосрочных заемных источников.
3.4 Определение
инвестиционной
Потенциальный инвестор, у которого есть возможность выбора, должен оценить инвестиционную привлекательность организации, целесообразность вложения в нее средств. Для этого используют совокупность показателей:
по структуре стоимости активов инвестор получает представление о мобильности активов и возможности клиента при необходимости достаточно быстро расплатиться по долгам;
для этих же целей анализируют общий коэффициент покрытия, по величине которого можно судить о возможности клиента расплатиться по краткосрочным обязательствам, мобилизовав все ликвидные оборотные средства;
по структуре стоимости пассивов инвестор сделает вывод о соотношении заемных и собственных средств: при большой доле заемных средств, особенно краткосрочных особенно проблематично;
для этих же целей используют коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
по величине коэффициента общей платежеспособности инвестор судит о соотношении реальных активов клиента и общей суммы его заемного капитала (может ли он погасить все свои долги, распродав при необходимости основные средства и запасы);
по величине коэффициента обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами можно сделать вывод о том, достаточно ли у клиента собственных оборотных средств для покрытия имеющихся запасов и произведенных затрат;
по величине коэффициента маневренности собственных средств судят о доле собственных оборотных средств в стоимости собственного капитала клиента;
по величине коэффициента реальной стоимости имущества инвестор сориентируется в доле реальных активов в общей стоимости имущества в распоряжении организации;
анализируя рентабельность активов (общую рентабельность организации), инвестор оценит возможности клиента осуществлять расширенное воспроизводство, используя в качестве основного собственные источники прибыли;
по доле привилегированных акций в общем их числе и прибыли от обычной деятельности (в распоряжении общества, чистой прибыли) в расчете на одну обыкновенную акцию делают вывод о гарантиях получения дивидендов; по размеру чистых активов на одну привилегированную и одну обыкновенную акцию инвестор судит о возможной величине имущества, которое он получит в случае ликвидации общества.
У анализируемого предприятия очень мало возможностей на получение необходимых инвестиций. Инвестор может порекомендовать ему принять меры к повышению удельного веса денежных средств в структуре активов, маневренности собственных средств, обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами, ликвидности (общего коэффициента покрытия), контролировать соотношение заемных с собственных средств. Таблица 15 - Общая оценка инвестиционной привлекательности предприятия
№ п/п |
Показатели |
2006 г. |
1. |
Структура стоимости активов, % внеоборотные запасы и затраты денежные средства дебиторская задолженность |
57,78 37,70 0,10 3,97 |
2. |
Структура стоимости пассивов,
% капитал и резервы долгосрочные
обязательства краткосрочные |
46,46 35,97 17,57 |
3. |
Общий коэффициент покрытия (К0п) |
2,40 |
4. |
Коэффициент общей платежеспособности (КПо) |
1,86 |
5. |
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собствен ными оборотными средствами (К0) |
-0,30 |
6. |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (К3) |
1,15 |
7. |
Коэффициент маневренности собственных средств (Км) |
-0,24 |
8. |
Рентабельность активов (общая рентабельность предприятия), % |
-1,27 |
Особое внимание инвестор обратит на необходимость повышения рентабельности активов. Она может быть увеличена путем повышения рентабельности реализации. Однако у разных организаций возможности роста рентабельности неодинаковы. Если продукция пользуется устойчивым высоким спросом на рынке, а организация имеет достаточные производственные мощности, у нее есть возможность увеличить объем продаж за счет роста объема производства или даже повышения цен без расширения производственных мощностей. Однако нужно иметь в виду, что повышение цен - всегда лишь временный фактор.
Важный резерв повышения рентабельности реализации - снижение себестоимости продукции. Для мобилизации этого резерва надо, чтобы цены на материальные ресурсы и услуги и затраты на оплату труда росли более медленными темпами, чем цены на реализуемую продукцию. В нынешних условиях этот резерв едва ли может считаться достаточно надежным.
Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям повышения ее инвестиционной привлекательности, состоит в том, чтобы увеличить объем производства и реализации той продукции, которая будет пользоваться спросом на рынке на более или менее длительную перспективу, то есть в наибольшей степени соответствует сложившейся рыночной конъюнктуре.
Организация может повысить рентабельность активов также путем снижения стоимости самих активов, например за счет продажи излишних материальных запасов, сокращения дебиторской задолженности, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений и др.
Если организация использует какие-либо из названных мер, способствующих росту рентабельности активов, ее инвестиционная привлекательность может возрасти.
Немаловажным фактором при оценке инвестиционной привлекательности является жизненный цикл предприятия. Развитие предприятий происходит последовательно в процессе периодов его жизненного цикла, каждый из которых включает периоды с разными оборотами и финансовыми результатами. Понятие жизненного цикла предприятия позволяет оценить различные проблемы, возникающие при его развитии и определить его инвестиционную привлекательность.
Определить стадию жизненного цикла предприятия возможно на основании анализа динамики показателей производства и реализации продукции, общей суммы активов, величины собственного капитала и прибыли финансовых результатов за ряд последних лет. По темпам изменения показателей можно судить о стадии жизненного цикла. Наиболее высокие темпы прироста показателей, характерные для стадии юности и ранней зрелости. Стабилизация показателей происходит на стадии окончательной зрелости, а снижение показателей на стадии старости.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного СПК «Маяк» следует отнести к предприятиям, находящимся в стадии старости.
4 Резервы повышения
инвестиционной
В процессе банкротства предприятие проходит несколько стадий: скрытую стадию банкротства, стадию финансовой нестабильности, стадию неплатежеспособности (реальное банкротство), стадию официального признания банкротства. На каждой из этих стадий принимаются определенные меры по предотвращению банкротства. На первых двух стадиях эти меры принимают собственники предприятия, т.е. процесс антикризисного управления рассматривается как внутренняя задача фирмы. На третьей и, в особенности на четвертой стадиях используются рычаги внешнего воздействия, в том числе судебные процедуры.
Реальная работа по выводу предприятия из состояния неплатежеспособности и банкротства начинается с прогноза его работы в краткосрочной перспективе (до 1 года). Прогноз основывается на предпосылках изменения внешней среды и реализации системы антикризисных мер. К ним относятся:
1. Возможности реструктуризации обязательств (изменение сроков платежей).
Так, например, при анализе
финансового состояния СПК «
Годовая выручка СПК «Маяк» в 2006 году составила (отчет о прибылях и убытках) 17091 тыс. р.
В среднем 91,6% реализации продукции осуществляется на условии предоплаты и, следовательно, 8,4% (0,084*17091=1435,64 тыс. р.) с образова-
46 нием дебиторской задолженности. Средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил примерно 23 дня (таблица 17).Темп инфляции в 2006 г был равен 12%, отсюда получаем, что 23-дневная отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие получит реально лишь 92,84% (1-1,12/360*23)от договорной стоимости продукции (заказа), теряя с каждой тысячи рублей 71,6 р.
В этой связи можно говорить о том, что от годовой выручки продукции, реализуемой на условиях последующей оплаты, хозяйство получило реально лишь 1435,64*0,9284=1332,85 тыс.р.
Следовательно, 102,79 тыс.р. (1435,64-1332,85) составляют скрытые потери от инфляции.
В рамках этой суммы СПК «Маяк» целесообразно выбрать величину скидки с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору. К примеру, 1% скидка со стоимости договора при условии его оплаты в 10-дневный срок приведет к сокращению потерь, связанных с инфляцией, как это показано в таблице 17.
Таким образом, предоставление
1% скидки с договорной цены при условии
сокращения срока оплаты с 23 до 10 дней
позволит предприятию сократить потери
от инфляции на 50,5 р. с каждой тысячи рублей
договора. При этом потери от
инфляции сократятся до 44,65(1435,64*0,9689=1390,99;
2. Оптимизация
структуры производимой
Финансовое состояние любого предприятия во многом зависит от его прибыли. Необходимо выявить основные источники увеличения прибыли в СПК «Маяк». Воспользуемся для этого методом факторного анализа. Важнейшими факторами, определяющими размер прибыли от реализации продукции в целом по хозяйству, являются объем, структура реализованной продукции, ее себестоимость и уровень цен (Приложение 7).
Факторная модель выглядит следующим образом: П =Vf *(Ц - Q).
Из таблицы видно, что за анализируемый период общая сумма прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции уменьшилась на 920 тыс.р. Это произошло под влиянием следующих изменений: прибыль от реализации зерна сократилась на 1504 тыс.р., от реализации картофеля - на 36 тыс.р., от реализации овощей открытого грунта - на 4 тыс.р., скота и птицы в живой массе — на 426 тыс.р., мяса крупного рогатого скота - на 213 тыс.р., прибыль от реализации молока цельного, напротив, увеличилась на 1263 тыс.р. Итак, наиболее существенное влияние на изменение суммы прибыли от реализации продукции оказало изменение прибыли от реализации зерновых и прибыли от реализации молока. Рассмотрим эти изменения более подробно.