Наибольший
объем расходов федерального бюджета
в соответствии с данными в
таблице 11 предусматривается по направлению
«Новое качество жизни», который составит
в 2011 году 51,7 % совокупного объема расходов
федерального бюджета по госпрограммам.
В 2012 году расходы федерального бюджета
по данному направлению увеличатся на
3 %, в 2013 году - на 3,9 %. Решение задачи нового
качества жизни планируется обеспечить
за счет реализации 11 госпрограмм, ответственными
исполнителями которых являются 8 главных
администраторов средств федерального
бюджета.
Главной
целью совершенствования системы
гарантий, льгот и выплат является
формирование такой системы, которая
должна обеспечить помощь реально нуждающимся
семьям и отдельным категориям граждан.
При этом:
- главным источником
доходов для работающих должна быть оплата
труда, а не многочисленные и зачастую
недостаточно обоснованные льготы; социальные
выплаты должны быть увязаны с уровнем
заработка, трудовым стажем и размерами
перечисленных страховых взносов;
- необходимо
усиление страховых принципов в социальной
поддержке граждан.
В
перспективе предстоит реализовать
основные пути реформирования системы
социальных льгот и выплат, которые
заключаются в следующем:
- разработке
единых принципов и критериев их предоставления
по видам; до завершения этой работы следует
ввести временный мораторий на принятие
новых федеральных норм по предоставлению
тем или иным категориям населения социальных
выплат без соответствующего финансового
обеспечения;
- при назначении
пособий, выплачиваемых в порядке социальной
помощи, должен учитываться среднедушевой
семейный доход;
- законодательное
закрепление права на получение только
одного, наиболее выгодного для получателя,
вида социальной помощи;
- проведение
поэтапной замены льгот денежными компенсациями;
- разработка
минимальных государственных социальных
стандартов и гарантий, дифференцированных
с учетом особенностей регионов и предоставление
региональным органам власти и управления
реальных возможностей по их обеспечению;
- в дополнение
к социальным гарантиям, льготам и выплатам
отдельным категориям граждан, установленным
на федеральном уровне, на уровне субъектов
Российской Федерации может совершенствоваться
система денежной и натуральной помощи
малообеспеченным категориям граждан.
Размер такой помощи определяется с учетом
среднедушевого дохода семьи, регионального
прожиточного минимума, экономических
возможностей и демографической ситуации.
Таким
образом, совершенствование системы
государственных социальных гарантий
и льгот должно заключаться в:
- выработке
общих минимальных стандартов и критериев
установления гарантий и льгот;
- поэтапной
отмене дублирующихся, социально незначительных
гарантий и льгот, в общем сокращении числа
льгот и категорий их получателей с целью
концентрации материальных и финансовых
ресурсов для реального оказания действенной
помощи особо нуждающимся и незащищенным
слоям населения;
- решении проблемы
оказания единовременной помощи лицам,
отдельные государственные гарантии и
льготы которым будут отменены;
- стимулировании
установленных государственных гарантий
и льгот, не требующих для своей реализации
дополнительного финансирования, а также
негосударственных льгот и гарантий, направленных
на осуществление адресной социальной
поддержки отдельных групп населения;
- обеспечение
предоставления больших прав субъектам
Российской Федерации по установлению
порядка и размера предоставления отдельных
социальных льгот (с сохранением в отдельных
случаях минимально-гарантированных норм
на федеральном уровне) путем поддержания
их законодательной инициативы (например,
о выплате ежемесячного пособия на ребенка
с учетом размера доходов семьи).
Становление
финансов было непосредственно связано
с формированием и развитием государства
в качестве хозяйствующего субъекта, функционирование
которого обеспечивало общество путем
перераспределения части национального
дохода в его пользу. Финансы имеют непосредственное
отношение к развитию денег и отношений
между хозяйствующими субъектами, которые
осуществляются с помощью денег.
Финансовый
механизм является инструментом осуществления
не только финансовой политики государства,
регионов и муниципальных образований.
Используя различные элементы финансового
механизма, органы власти стремятся обеспечить
реализацию целей финансовой, социально
- экономической политики, решение ее стратегических
и тактических задач.
Необходимость
социальных гарантий вытекает из наличия
общественной потребности иметь
в государстве систему законов,
компенсирующих социальное несовершенство
организации производства материальных
благ и их распределения. Следовательно,
сущность социальных гарантий состоит
в разработке комплекса государственных
обязательств по обеспечению экономических,
политических, социальных и иных прав,
свобод и интересов граждан, базирующихся
на максимальном приближении к приемлемому
уровню жизни.
Экономическая
сущность расходов на социальные цели
проявляется в том, что через
финансирование социально-культурных
мероприятий государство развивает
систему образования в стране, удовлетворяет
минимальные потребности населения в
медицинском обслуживании, осуществляет
социальную защиту граждан, повышает их
культурный и образовательный уровень
и, в конечном итоге, обеспечивает воспроизводство
необходимой рабочей силы, то есть они
являются важным фактором формирования
всесторонне развитой личности.
Для
эффективного преодоления трудностей
в реализации государственной социальной
политики по отношению к российским гражданам
большое значение имеют минимальные социальные
стандарты государственных услуг, которые
безвозмездно оказываются всем гражданам
России. На основе государственных минимальных
социальных стандартов определяются нормативы
бюджетного финансирования по текущим
расходам на социальную сферу, которые
регулярно пересматриваются и изменяются
в соответствии с имеющимися финансовыми
ресурсами в РФ, а также в отдельных регионах
и на муниципальном уровне. Это способствует
выравниванию минимальной бюджетной обеспеченности
финансирования социальной сферы на всей
территории РФ для оптимальной реализации
основных социальных гарантий и прав российских
граждан, закрепленных в Конституции РФ.
Современные
государственные минимальных социальные
стандарты играют роль регулирующего
инструмента социальной политики государства.
Использование системы государственных
минимальных социальных стандартов осуществляется
через реализацию следующих функций:
- экзистенциальной
(обусловлена необходимостью удовлетворения
базовых социальных потребностей на минимально
необходимом уровне для реализации социальных
прав человека);
- социальной
интеграции (это обеспечение сплоченности
населения на базе социальных норм солидарности
или субсидиарности);
- финансово-инструментальной
(обусловлена необходимостью реализации
задач по регулированию финансовых потоков
между бюджетами разных уровней государства
и надгосударственных объединений).
В
настоящее время нет стройной
системы государственных минимальных
социальных стандартов. Одной из задач
по улучшению состояния социальной сферы
является разработка Единого перечня
государственных минимальных социальных
стандартов и финансовых нормативов.
Внимание
Правительства РФ в области социальной
поддержки населения будет сконцентрировано
на повышении защиты социально уязвимых
домохозяйств, которые не имеют возможности
для самостоятельного решения социальных
проблем и нуждаются в государственной
поддержке; создании необходимых условий
для обеспечения всеобщей доступности
и общественно приемлемого качества базовых
социальных благ. Наиболее остро в России
стоит проблема социальной помощи людям,
оказавшимся в сложных жизненных условиях.
Неблагополучная стартовая ситуация диктует
тщательное обоснование стратегии развития,
реалистической оценки вариантности.
- «Конституция
Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
- «Бюджетный
кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998
№ 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011)
- Указ Президента
РФ от 23.05.1996 № 769 «Об организации подготовки
государственных минимальных социальных
стандартов для определения финансовых
нормативов формирования бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов»
- Федеральный
закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации»
- Федеральный
закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с
изм. от 21.07.2011)) «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»
- Федеральный
закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О
прожиточном минимуме в Российской Федерации»
- Постановление
Правительства РФ от 23.08.2007 № 534 (ред. от
08.09.2010) «О проведении эксперимента по
государственной поддержке предоставления
образовательных кредитов студентам образовательных
учреждений высшего профессионального
образования, имеющих государственную
аккредитацию»
- Распоряжение
Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р «О Концепции
межбюджетных отношений и организации
бюджетного процесса в субъектах Российской
Федерации и муниципальных образованиях
до 2013 года»
- Постановление
Правительства Омской области от 28 октября
2009 г. № 206-п «Об установлении государственных
стандартов социального обслуживания
на территории Омской области»
- Приказ Министерство
труда и социального развития Омской области
от 11 апреля 2011 г. № 58-п «Об утверждении
перечня государственных услуг, предоставляемых
государственными учреждениями омской
области в сфере труда и социального обслуживания
населения, и региональных стандартов
государственных услуг»
- «Социальное
обслуживание населения. Качество социальных
услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003»
(утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 24.11.2003 № 326-ст)
- Алехин Э.В.:
учебник. / Э.В. Алехина. - Пенза, 2010. – 350
с.
- Александров
И. М. Бюджетная система Российской Федерации:
Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.
- Бюджетное
послание Президента РФ Федеральному
собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике
в 2012 - 2014 годах» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.consultant.ru
- Государственные
и муниципальные финансы: Учебник. - Изд.
2-е, доп. и перераб. / Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка.
- М.: Изл-во РАГС, 2007. - 640 с.
- Давыдова
Л.В. и др. Финансы в схемах: учеб. пособие
/ Л.В.Давыдова, О.А. Федерова, Г.В. Коршунова.
– М.: Финансы и статистика, 2008. – 80 с.
- Мысляева
И.М. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и дон.
- М: ИНФРА-М, 2007. - 360.
- Николаева
Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический
комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 234 с.
- Российская
социологическая энциклопедия. Под общей
редакцией академика РАН Г.В. Осипова.
- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М,
1998. - 672 с.
- Финансы:
учебник для студентов вузов, обучающихся
по экономическим специальностям, специальности
«Финансы и кредит» (080105) / Под ред.Г.Б.Поляка.
– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2008. – 703 с.
- Финансы:
учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред.
В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,
2006. – 640 с.
- Финансы:
Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.
– М.: Финансы и статистика, 2004. – 504 с.
- Эви Борди,
Роберт Мертон. Финансы: учебник, 2007. –
592 с.
- Шахаев А.Н.
Социальные финансы в системе управления
бюджетными расходами региона, авторефират
диссертации на соискание ученой степени
к.э.н., пермь – 2006.
- Миронова
Т.А. О разграничении расходных полномочий
и их финансовом обеспечении // Аналитический
вестник, 2010. - № 13. – с. 10 – 26
- Миронова
Т.А. Возможные меры по увеличению доходных
источников бюджета для решения задач
модернизации экономики и социальной
сферы // Аналитический вестник, 2011. - №
2. – с. 3 – 16
- Трофимов
А.М. Факторы финансовой устойчивости
пенсионной системы в условиях макроэкономических
рисков // Аналитический вестник, 2011. - №
2. – с. 27 – 34
- Большая
Советская Энциклопедия (БСЭ) [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com
- http://www.gks.ru
/ Федеральная служба государственной
статистики
- http://fz122.fss.ru
/ Портал ФСС
- http://www.pfrf.ru
/ Пенсионный фонд Российской Федерации
- http://www.nb-fund.ru
/ Фонд региональных социальных программ
- http://www.omskportal.ru
/ Портал правительства Омской области
- http://planetcalc.ru
/ Онлайн калькулятор: Инфляция в России
- http://www.consultant.ru
/ Величина прожиточного минимума в целом
по РФ
- http://www.old.csr.ru
/ Центр стратегических разработок / Проект
Федерального закона «О государственных
минимальных социальных стандартах»
- http://www.roskazna.ru
/ Федеральное казначейство (Казначейство
России)
- http://www.regions.ru
/ Общество / Социальная сфера / В Совете
Федерации считают, что решение проблем
социальных стандартов должно быть системным,
12.05.2011
Численность
населения с денежными
доходами ниже величины
прожиточного минимума
[29]
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность
населения с денежными доходами
ниже величины прожиточного минимума:
млн.
человек |
49,3 |
46,1 |
32,9 |
36,5 |
32,5 |
30,5 |
34,3 |
41,6 |
42,3 |
40,0 |
35,6 |
29,3 |
25,2 |
25,2 |
21,5 |
18,7 |
18,9 |
18,5 |
18,1 |
в процентах
от
общей
численности
населения |
33,5 |
31,3 |
22,4 |
24,8 |
22,1 |
20,8 |
23,4 |
28,4 |
29,0 |
27,5 |
24,6 |
20,3 |
17,6 |
17,7 |
15,2 |
13,3 |
13,4 |
13,2 |
12,8 |