Использование финансов для реализации социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 200.66 Кб (Скачать документ)

     От  уплаты страховых взносов освобождены  общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности  этих организаций предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и некоторые другие организации.

     Достаточно  сложной является ситуация относительно финансирования высшего образования. На сегодня государство финансирует  из бюджета не подготовку кадров высшей квалификации, а государственные высшие учебные заведения, которые имеют право предоставлять отдельные платные услуги и до 20 процентов специалистов готовить за их средства. Такой подход не имеет достаточного обоснования и ведет к нерациональному использованию бюджетных средств.

     Источником  финансирования социальных услуг для  населения могут быть разные формы  кредита. Это в первую очередь  потребительский кредит для приобретения товаров долгосрочного пользования, на получение образования, приобретения жилья. Заслуживают также внимание жилищных сбережений.

     Таким образом, вопросы финансового обеспечения социальных гарантий всегда были актуальными. Их актуальность усиливается в странах с переходной экономикой, где отсутствует совершенная система как самих социальных гарантий, так и источников их финансирования. Мировая финансовая наука и практика своим приобретением имеют такие источники финансирования социальных гарантий: бюджетные ассигнования; финансовые ресурсы предпринимательских структур; средства спонсоров; средства благотворительных организаций; страхование; разные формы кредита.

     Исходя  из всего вышеуказанного, можно сделать  вывод о том, что для того, чтобы финансовый механизм обеспечения социальных гарантий был реализован в полной мере, в первую очередь необходимо определить порядок формирования средств для обеспечения социальных гарантий, а только потом принципы самого финансирования социальных гарантий.

  • 3.2. Современное состояние  предоставления социальных  гарантий и льгот  и предложения  по их совершенствованию
  •        В числе приоритетных направлений расходов федерального бюджета в 2011 году и на плановый период 2012 и 2013 годов является также социальная политика.

         В таблице 4 приведены бюджетные ассигнования федерального бюджета на  жилищно-коммунальное хозяйство.

           Таблица 4

           Бюджетные ассигнования федерального бюджета на поддержку 

           жилищно-коммунального хозяйства 

      2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект) 2012 (проект) 2013 (проект)
    1 2 3 4 5
    Объем, млрд. руб. 223,2 216,5 94,3 78,7
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    -6,7 -122,2 -15,6
    в %   -3 -56,4 -16,5
    доля  в общем объеме расходов, % 2,18 2,03 0,84 0,65
    доля  в ВВП, % 0,49 0,43 0,17 0,13
    Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд.руб. 201,2 189,3 71,4 64,2
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    -11,9 -117,9 -7,2
    в %   -6 -62,3 -10,1
    Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 22,0 27,2 22,9 14,5
    доля  в разделе, % 9,9 12,6 24,3 18,4
     

             Анализ динамики расходов федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом расходы снижаются в 2,8 раза, без учета межбюджетных трансфертов – в 3,1 раза.

           Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ и непрограммной части федеральных адресных инвестиционных программ, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного Фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

           Далее в таблице 5 приведены расходы  на образование в 2011 году и плановые 2012-2013 года.

           Таблица 5

    Бюджетные ассигнования федерального бюджета на образование  

      2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект) 2012 (проект) 2013 (проект)
    1 2 3 4 5
    Объем, млрд. руб. 444,0 516,6 516,0 519,4
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    72,6 -0,6 3,4
    в %   16,4 -0,1 0,7
    доля  в общем объеме расходов, % 4,34 4,85 4,59 4,27
    доля  в ВВП, % 0,98 1,03 0,92 0,84
    Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд.руб. 419,2 490,6 486,2 495,0
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    71,4 -4,4 8,8
    в %   17 -0,9 1,8
    Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 24,8 26,0 29,8 24,4
    доля  в разделе, % 5,6 5 5,8 4,7
     

           Анализ  динамики расходов федерального бюджета  на образование показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 17 %, без учета межбюджетных трансфертов – 18,1 %.

         В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 – 2013 годах приходится на обеспечение высшего и послевузовского профессионального образования – 75 – 79 % общего объема расходов на образование.

           В 2011 – 2013 годах предусматривается  продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей ежегодно, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов.

           Продолжится проведение эксперимента по государственной  поддержке предоставления образовательных  кредитов студентам образовательных  учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. На поддержку образовательного кредитования студентов в 2011 – 2013 годах предполагается направлять по 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). Следует отметить, что данный эксперимент должен проводиться с 2007 по 2013 год [7], однако на 1 июля 2010 года государственная поддержка образовательного кредитования так и не началась, планируемые ежегодно средства федерального бюджета не использовались, в том числе в 2007 году – 63,6 млн. рублей, в 2008 году – 129,8 млн. рублей, в 2009 году – 706,0 млн. рублей.

           Расходы федерального бюджета на культуру и  кинематографию в 2011 году увеличиваются  по сравнению со сводной бюджетной  росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах  снижаются по сравнению с соответствующим  предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 1,9 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит снижение на 3 %. Данные для анализа представлены в таблице 6.

           Таблица 6

           Бюджетные ассигнования федерального бюджета

           на  культуру и кинематографию 

      2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект) 2012 (проект) 2013 (проект)
    1 2 3 4 5
    Объем, млрд. руб. 74,6 82,0 78,8 76,0
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    7,4 -3,2 -2,8
    в %   10 -4 -3,5
    доля  в общем объеме расходов, % 0,73 0,77 0,7 0,62
    доля  в ВВП, % 0,17 0,16 0,14 0,12
    Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд.руб. 70,3 74,1 72,9 72,4
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    3,8 -1,2 -0,5
    в %   1 -1,7 -0,6
    Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 4,3 7,9 5,9 3,6
    доля  в разделе, % 5,8 9,6 7,5 4,7
     

           Бюджетные ассигнования в сфере культуры и  кинематографии направляются на обеспечение функционирования и сохранности федеральных учреждений культуры, завершение работ по реконструкции и реставрации Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Мариинского театра, Государственного Эрмитажа.

           Предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам в  сфере кинематографии в 2011 – 2013 годах  в сумме 3631,9 млн.рублей ежегодно, которые обеспечивают сохранение уровня государственной поддержки по созданию кинопроизведений, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества, на поддержку производства, проката, показа и продвижения художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства, производства и проката фильмов для детей и юношества, дебютных, авторских и экспериментальных художественных национальных фильмов, анимационных, документальных и научно-популярных национальных фильмов.

           В таблице 7 представлены размеры бюджетных  ассигнований на здравоохранение.

           Таблица 7

    Бюджетные ассигнования федерального бюджета

    на  здравоохранение 

      2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект) 2012 (проект) 2013 (проект)
    1 2 3 4 5
    Объем, млрд. руб. 430,1 466,1 481,7 432,9
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    36,0 15,6 -48-8
    в %   8,4 3,3 -10,1
    доля  в общем объеме расходов, % 4,2 4,37 4,29 3,56
    доля  в ВВП, % 0,95 0,93 0,86 0,7
    Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд.руб. 324,1 367,9 376,6 369,2
    изменения к предыдущему году:        
    млрд.рублей    43,8 8,7 -7,4
    в %   13,5 2,4 -2
    Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 106,0 98,2 4105,1 63,7
    доля  в разделе, % 24,6 21,1 21,8 14,7

    Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем