Использование финансов для реализации социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 200.66 Кб (Скачать документ)

       Управление  финансами государственного пенсионного  обеспечения возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации. Объем получаемых Фондом доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2009 г. составил более 3 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 39,1 млн российских пенсионеров, включая трудовые пенсии.  В Омской области на конец 2009 г. численность пенсионеров составила 536 тыс. человек, имеющих в среднем пенсию в 5 877 рублей. В Приложении 6 приведены статистические данные о численности пенсионеров и среднем размере назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения за период в целом по России и по федеральным округам.

       Пособие - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, и является одной из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях. В отличие от пенсии назначение и выплата этих пособий не обусловлены прежней трудовой или иной общественно полезной деятельностью, они устанавливаются лишь в связи с наступлением нетрудоспособности с тем, чтобы материально обеспечить граждан, которые по каким-либо причинам не получают пенсию, но в силу старости либо плохого состояния здоровья нуждаются в заботе общества.

       Основными видами пособий являются:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие при рождении ребенка;
  • пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • пособие на погребение.

       Существуют и другие виды социального обеспечения: пособие по безработице, профессиональная переподготовка безработных, обучение и трудоустройство инвалидов, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным и одиноким матерям, оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами детства до достижения ими возраста 18 лет, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) и т.д.

       В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных законодательных актах, предусматривается предоставление различных пособий, льгот и компенсационных выплат определенным категориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий; лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; Герои Советского Союза и Герои России; доноры; военнослужащие участвовавшие в разрешение вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полигоне, Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.

       Повышение эффективности социальной помощи может быть достигнуто за счет повышения адресности социальной поддержки и предоставления равных возможностей в социальной поддержке тех граждан, которые реально в ней нуждаются. 
 
 
 
 

 

  1. . Использование финансов  в решении социальных  проблем

  • 2.1. Государственные  минимальные социальные  стандарты
  •        Государство объективно заинтересовано в поддержке  социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

    • государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
    • всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
    • социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе.

           Развитие  цивилизованного рынка может  нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением  социальной защиты. В широком смысле социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, другими словами в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

           Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов. Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий.

           Минимальные государственные социальные стандарты  – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. В проекте Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах» данный термин определяется как «единые на всей территории РФ требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам РФ на определенном минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных Конституцией Российской Федерации социальных гарантий, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов» [36].

           Установление  государственных минимальных социальных стандартов в РФ должно быть направлено на решение следующих задач:

    • совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;
    • социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;
    • определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
    • обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;
    • сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
    • нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;
    • совершенствование межбюджетных отношений;
    • концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики;
    • оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов.

           Обычно  социальные стандарты выражаются в  натуральных показателях, например, количество койко-мест в больнице; посещениях в смену в поликлиниках и т.д. Пересчет этих показателей на основе действующих цен дает представление о стоимости обеспечения социальных стандартов в денежной форме. Причем, в таком случае речь идет о научно обоснованных рациональных стандартах.

           Формирование  системы государственных минимальных  социальных стандартов началось с Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Социальная стандартизация становится новой сферой регламентации важнейших параметров социального развития со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений в условиях перехода к рыночным отношениям.

           Государственные минимальные социальные стандарты  включают:

    • в области оплаты труда - минимальный размер оплаты труда; единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы;
    • в области пенсионного обеспечения - минимальные размеры государственных пенсий;
    • в области образования - набор общедоступных бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств госбюджета; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения бесплатными образовательными услугами; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях;
    • в области здравоохранения - перечень видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения бесплатно; набор общедоступных бесплатных услуг по оказанию амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой медицинской помощи, финансируемых за счет бюджетов различных уровней и фондов обязательного медицинского страхования; нормы и нормативы обеспеченности населения медицинской помощью;
    • в области культуры - набор общедоступных бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения государственными и муниципальными учреждениями культуры, оказывающими общедоступные и бесплатные услуги;
    • в области социального обслуживания населения - набор бесплатных услуг государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, финансируемых за счет бюджетов различных уровней; нормы и нормативы обеспеченности населения услугами учреждений социального обслуживания населения;
    • в области жилищно-коммунального обслуживания населения - набор предоставляемых населению льготных жилищно-коммунальных услуг; нормы и нормативы минимального уровня жилищно-коммунального обслуживания населения, устанавливаемые органами исполнительной власти.

           Вопросам  формирования и использования социальных стандартов уделяется большое внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях, в бюджетном регулировании, при определении и реализации государственной социальной политики. Создаются «отраслевые» системы обеспечения социальных гарантий с использованием социальных стандартов. С момента подписания Указа Президента РФ № 769 вопросам формирования и использования социальных стандартов уделяется большое внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях, в бюджетном регулировании, при определении и реализации государственной социальной политики.

           В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ. Данный закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Определен круг полномочий органов государственной власти РФ на осуществление гарантий прав ребенка. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка.

           Правительством  Российской Федерации разработана Федеральная программа государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Например, в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год определены виды, условия и объемы предоставления медпомощи, нормативы финансовых затрат, порядок формирования и структура тарифов на медпомощь, а также критерии ее качества и доступности.

           Основываясь на закон «О прожиточном минимуме в РФ», разрабатываются законы о потребительской корзине, часовой оплате труда, пенсиях, пособиях и других социальных выплатах. На рисунке графически представлена информация о размере прожиточного минимума в РФ за последние 10 лет (данные для аналитики представлены в Приложении 7).

           В целом по Российской Федерации за рассматриваемый период прожиточный минимум на душу населения увеличился почти на 20%. При этом, за период с начала 2000 до сегодняшнего дня потребительские цены выросли на 290,32 % [34].

     

    Рис. 4. Изменение размера прожиточного минимума в РФ за 2000-2011 г.г.

           Таким образом, величина прожиточного минимума относительный показатель, не отражающий реальные потребности общества.

           В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями.

           Совокупность  взаимосвязанных федеральных и  региональных государственных минимальных социальных стандартов образует систему государственных минимальных социальных стандартов. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов РФ должно быть основано на следующих основных принципах:

    • безусловное соблюдение конституционных прав граждан;
    • общедоступность социальной защиты и социальных услуг, закрепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;
    • распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс форми­рования и использования государственных минимальных социальных стандартов;
    • транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетного финансирования расходов по обеспечению государственных ми­нимальных социальных стандартов;
    • всесторонняя обоснованность устанавливаемых государственных минимальных социальных стандартов;
    • предоставление всем социальным слоям и группам равных гарантий;
    • гласность и информированность населения о государственных минимальных социальных стандартах;
    • ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов.

           В современных условиях особое значение имеют четыре социальных стандарта:

    1. обеспеченность детскими дошкольными учреждениями (места в детских дошкольных учреждениях на тысячу детей дошкольного возраста);
    2. обеспеченность общеобразовательными учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
    3. обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
    4. обеспеченность больницами (коек на 10 тыс. жителей).

    Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем