Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.
Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49
Таким образом, под социальной проблемой необходимо понимать отклонение от принятых в обществе социальных норм.
Для удовлетворения социальных проблем необходимы средства, которые рассматриваются в данном случае как расходы на социальные нужды. Расходы как экономическая категория являются экономическими отношениями, которые возникают между государством, с одной стороны, и организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.
В результате развивающегося процесса общественного разделения труда в отраслях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главное назначение которых - выполнение обслуживающих функций. Социально-бытовая инфраструктура - это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство. Социальная инфраструктура занимает важное место в жизни человека, в которую входят учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, средства массовой информации, социального обеспечения. В данной сфере в России занято около 25% работников, основные фонды социальной инфраструктуры составляют до 30% основных фондов народного хозяйства.
Во время становления рыночной экономики происходит постоянное развитие и изменение промышленного и социального секторов экономики, совершенствуется материально-техническая база сельского хозяйства, что сказывается на содержании и развитии социальной инфраструктуры и, следовательно, на выделении средств из общественных фондов потребления, которые представляют собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ.
Александров И. М. общественные фонды потребления определяет как «средства бюджетов, внебюджетных фондов и предприятий, направляемых в социальную инфраструктуру в целях социального развития общества, социальной защиты населения в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, просвещения и т. д.» [13, с. 196].
Перспективы развития общественных фондов потребления - в значительной степени это перспективы развития бюджета.
Финансовое
обеспечение социально-бытовой
Эффективность использования общественных фондов потребления в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Решение выбора канала зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих фондов, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества. В таблице 2 представлены данные по расходам на социально бытовую инфраструктуру в 2010 году.
Таблица 2
Расходы
на социально-бытовую
инфраструктуру в 2010
г. [37]
Направление расходов | Консолидированный бюджет РФ | Федеральный бюджет РФ |
1 | 2 | 3 |
Образование | 442,9 | 444,8 |
Культура, искусство, СМИ | 125,6 | 126,4 |
Здравоохранение | 347,4 | 356,8 |
Окончание табл. 2 | ||
1 | 2 | 3 |
Социальная политика, в т.ч. | 5 016,3 | 346,8 |
|
4 423,3 | 244,6 |
|
6,4 | 6,4 |
|
579,4 | 90,0 |
|
2,8 | 2,8 |
|
0,2 | 0,1 |
|
4,3 | 2,9 |
Наиболее оптимальным каналом доведения средств общественных фондов потребления до населения являются местные бюджеты.
Таким
образом, расходы на социальные нужды
- это самый крупный вид
Следует заметить, что государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.
В
рамках социальной политики, проводимой
государством, выделяют систему обязательных
гарантий по обеспечению граждан
в старости, в случаях болезни,
инвалидности, потери работы, а также
малообеспеченных семей. Эта система
гарантий, в том числе взаимоотношения
работодателей и работников, составляют
понятие социальной защиты. Система
мер по непосредственному
В развитых странах удельный вес расходов на социальные нужды в общем объеме расходов государства достаточно велико – 40 – 60%. Необходимость осуществления данных расходов обусловлена выполнением государством своих культурно-воспитательной и социальной функции.
Социальное обеспечение основано на механизме:
Расходы на социальные цели включают в себя расходы:
Полная классификация расходов бюджета представлена в статье 21 Бюджетного кодекса РФ.
Получение образования - одно из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе.
В РФ в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет в снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге - к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.
Важнейший показатель развития человеческой цивилизации - уровень культуры. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты.
Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Бюджетные средства - наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи.
Основными видами расходов по социальному обеспечению являются пенсии и пособия.
Пенсия - это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка (дохода), утраченного всвязи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ [4, ст.2].
В РФ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем