Использование финансов для реализации социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 200.66 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, под социальной проблемой необходимо понимать отклонение от принятых в обществе социальных норм.

       Для удовлетворения социальных проблем  необходимы средства, которые рассматриваются в данном случае как расходы на социальные нужды.  Расходы как экономическая категория являются экономическими отношениями, которые возникают между государством, с одной стороны, и организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

       В результате развивающегося процесса общественного разделения труда в отраслях народного хозяйства все более обособляются отрасли, главное назначение которых - выполнение обслуживающих функций. Социально-бытовая инфраструктура - это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство. Социальная инфраструктура занимает важное место в жизни человека, в которую входят учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства, средства массовой информации, социального обеспечения. В данной сфере в России занято около 25% работников, основные фонды социальной инфраструктуры составляют до 30% основных фондов народного хозяйства.

       Во  время становления рыночной экономики происходит постоянное развитие и изменение промышленного и социального секторов экономики, совершенствуется материально-техническая база сельского хозяйства, что сказывается на содержании и развитии социальной инфраструктуры и, следовательно, на выделении средств из общественных фондов потребления, которые представляют собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ.

       Александров И. М. общественные фонды потребления определяет как «средства бюджетов, внебюджетных фондов и предприятий, направляемых в социальную инфраструктуру в целях социального развития общества, социальной защиты населения в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, просвещения и т. д.» [13, с. 196].

       Перспективы развития общественных фондов потребления  - в значительной степени это перспективы развития бюджета.

       Финансовое  обеспечение социально-бытовой инфраструктуры - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения, перераспределения и использования фонда финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры. Система финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры должна включать следующие основные элементы: образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфраструктуру; распределение и перераспределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инфраструктуры; планирование финансового обеспечения; объединение финансовых ресурсов; методы финансирования. На рисунке 3 представлена взаимосвязь вышеизложенных элементов системы финансового обеспечения. 

         

       Эффективность использования общественных фондов потребления в значительной степени  зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до населения. Решение выбора канала зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих фондов, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества. В таблице 2 представлены данные по расходам на социально бытовую инфраструктуру в 2010 году.

       Таблица 2

       Расходы на социально-бытовую  инфраструктуру в 2010 г. [37] 

       
Направление расходов Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет РФ
1 2 3
Образование 442,9 444,8
Культура, искусство, СМИ 125,6 126,4
Здравоохранение 347,4 356,8
  Окончание табл. 2
1 2 3
Социальная  политика, в т.ч. 5 016,3 346,8
    Пенсионное  обеспечение
4 423,3 244,6
    Социальное  обслуживание населения
6,4 6,4
    Социальное  обеспечение населения
579,4 90,0
    Охрана семьи  и детей
2,8 2,8
    Прикладные  научные исследование в области социальной политики
0,2 0,1
    Другие вопросы  в социальной политики
4,3 2,9
 

       Наиболее  оптимальным каналом доведения средств общественных фондов потребления до населения являются местные бюджеты.

       Таким образом, расходы на социальные нужды - это самый крупный вид расходов. К таким расходам относятся расходы  на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, так как способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области.

       Следует заметить, что государство не только должно взять на себя финансирование национальных программ развития образования, здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможности пополнять этот список новыми видами затрат.

  • 1.3. Состав расходов  на социальные  нужды
  •        В рамках социальной политики, проводимой государством, выделяют систему обязательных гарантий по обеспечению граждан  в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери работы, а также  малообеспеченных семей. Эта система  гарантий, в том числе взаимоотношения  работодателей и работников, составляют понятие социальной защиты. Система  мер по непосредственному материальному  обеспечению нетрудоспособных и  малообеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социальное обеспечение.

           В развитых странах удельный вес расходов на социальные нужды в общем объеме расходов государства достаточно велико – 40 – 60%. Необходимость осуществления данных расходов обусловлена выполнением государством своих культурно-воспитательной и социальной функции.

           Социальное  обеспечение основано на механизме:

    1. социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей;
    2. социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущим граждан до прожиточного минимума. Отличия социального страхования и социальной помощи приведены в Приложении 4.

           Расходы на социальные цели включают в себя расходы:

    1. на образование и профессиональную подготовку кадров (содержание вузов, общеобразовательных школ, колледжей, ПТУ, школ-интернатов, детских дошкольных учреждений и детских домов);
    2. на культуру и искусство (содержание библиотек, дворцов и домов культуры, клубов, музеев, театров, СМИ);
    3. на здравоохранение (содержание лечебных и санитарно-профилактическ4их учреждений, больниц, родильных домов, домов матери и ребенка, учреждений судебно-медицинской экспертизы);
    4. на физическую культуру и спорт (содержание спорткомплексов, стадионов, дворцов спорта);
    5. На социальное обеспечение (выплата пенсий, пособий, финансовой и материальной помощи).

           Полная  классификация расходов бюджета  представлена в статье 21 Бюджетного кодекса РФ.

           Получение образования - одно из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе.

           В РФ в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

           Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования становится снижение уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет в снижению качества обучения подрастающего поколения, а в итоге - к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.

           Важнейший показатель развития человеческой цивилизации  - уровень культуры. Главным источником финансирования учреждений культуры и искусства являются территориальные бюджеты.

           Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

           Бюджетные средства - наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. В значительной мере они обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи.

           Основными видами расходов по социальному обеспечению  являются пенсии и пособия.

           Пенсия  - это денежная выплата, предоставляемая гражданам, в целях компенсации заработка (дохода), утраченного всвязи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ [4, ст.2].

           В РФ назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

    • пенсия за выслугу лет - право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют: Федеральные государственные служащие; военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин); космонавты; работники летно-испытательного состава (стаж не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев);
    • пенсия по старости - право имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. Условия назначения государственной пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф представлены в Приложении 5;
    • пенсия по инвалидности - право на получение пенсии имеют: военнослужащие; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; космонавты. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.
    • пенсия по случаю потери кормильца - право на получение пенсии имеют нетрудоспособные члены семей погибших (умерших): военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; граждан из числа космонавтов.
    • социальная пенсия - право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан: инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери; граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины); граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

    Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем