Использование финансов для реализации социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 200.66 Кб (Скачать документ)

       Такие стандарты должны применяться на том уровне государственного управления, который обладает бюджетными полномочиями по определению размеров инвестиций в социальную сферу. В субъектах эти нормативы должны определяться для городской социальной инфраструктуры в целом. В соответствии с ними следует распределять капитальные вложения в социальную сферу административных округов. При этом должно обеспечиваться выравнивание социального развития административных округов.

       Использование социальных стандартов позволяет, во-первых, обеспечивать определенное качество жизни населения; во-вторых, осуществлять обоснованные расходы и соответственно избегать нерациональных трат бюджетных средств.

       Председатель  Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной  палатой РФ Сергей Иванов, проводя в мае 2011 года круглый стол на тему «Участие органов финансового контроля в разработке социальных стандартов жизни в Российской Федерации» отметил, что созданные и законодательно утвержденные системы государственных социальных стандартов становятся условием для перехода России к устойчивому социальному развитию. «На необходимость сделать все, чтобы те социальные стандарты, которые были созданы за последние годы, для наших граждан не ухудшились. На наш взгляд, представляется необходимым разработать и ввести в действие государственные социальные стандарты в каждой области социального обеспечения», - отметил С.Иванов [38].

  • 2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области
  •        Социальный  стандарт на минимальном уровне означает совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета и гарантируемых государством.

           Социальные  нормы и нормативы представляют собой единые или групповые для однородных территорий субъекта РФ параметры социальных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, товарами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финансируемой из бюджета.

           Система социальных стандартов, норм и механизмов формирования бюджетов субъектов РФ включает:

    • социальные стандарты и натуральные нормы обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, а также обеспеченности инфраструктуры, финансируемой из бюджета, в том числе социальной, необходимыми ресурсами;
    • алгоритмы и технологии формирования социальных финансовых норм;
    • состав, механизмы сбора и поддержки в актуальном состоянии данных о характеристиках социальной инфраструктуры субъекта РФ;
    • состав, алгоритмы и технологии формирования стоимостной величины прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета;
    • алгоритмы и технологии формирования бюджетной потребности на планируемый год субъектов РФ;
    • методика бюджетного регулирования.

           Система социальных стандартов используется:

    • в качестве нормативной базы и инструмента для расчета бюджетной потребности региона;
    • для оценки фактического исполнения бюджетов регионов;
    • в качестве нормативной базы для системы адресной социальной защиты потребителей товаров и услуг при уходе от дотирования отраслей и видов деятельности;
    • для оценки качества жизни населения и условий для его роста.

           Социальные  стандарты и натуральные нормы  обеспеченности населения услугами при пользовании социальной инфраструктурой, обеспеченности социальной инфраструктуры ресурсами, достаточными для ее функционирования, представлены натуральными нормами в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджетов РФ. Кроме того, в состав норм по конкретным отраслям включены натуральные нормы, специфичные для тех или иных отраслей. Они дифференцирваны по типам или видам учреждений отраслей.

           В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки в актуальном состоянии характеристик социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:

    1. анализ предлагаемых социальных стандартов и натуральных норм, утверждаемых на уровне исполнительной власти субъекта РФ;
    2. сбор характеристик о социальной инфраструктуре;
    3. формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;
    4. анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджетной потребности;
    5. расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджетной обеспеченности;
    6. формирование доходной части бюджета субъекта РФ;
    7. на основе согласования доходной части и бюджетной потребности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффициентов и формирование бюджетной потребности, согласующейся с доходной частью бюджета;
    8. уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.

           Финансовые  нормативы для расчета минимально необходимых расходов областного бюджета  и бюджетов муниципальных образований  индексируются в соответствии с  прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.

           На  территории Омской области утверждены следующие государственные стандарты социального обслуживания [9]:

    • государственный стандарт стационарного социального обслуживания;
    • государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг, консультативной помощи и временного приюта в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
    • государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в реабилитационных центрах (отделениях реабилитации) для детей и подростков с ограниченными возможностями;
    • государственный стандарт социального обслуживания на дому;
    • государственный стандарт срочного социального обслуживания, предоставления материальной и консультативной помощи;
    • государственный стандарт полустационарного социального обслуживания в отделениях дневного пребывания;
    • государственный стандарт предоставления реабилитационных услуг и консультативной помощи в центрах социальной помощи семье и детям;
    • государственный стандарт социального обслуживания в виде предоставления временного приюта;
    • государственный стандарт полустационарного социального обслуживания в отделениях ночного пребывания.

           В таблице 3 представлен перечень основных государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями Омской области.

           Таблица 3

           Перечень  государственных  услуг, предоставляемых  государственными учреждениями Омской области в  сфере труда и 

           социального обслуживания населения [10] 

           
    № п/п Наименование  государственной услуги Категории потребителей государственной услуги Натуральные

    показатели  объема государственной  услуги

    1 2 3 4
      Предоставление  стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам

    (в Приложении 8 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении;

    граждане  пожилого возраста и инвалиды I и II групп старше 18 лет, страдающие хроническими психическими заболеваниями, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении;

    дети-инвалиды от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении

    Число коек

    (единиц)

      Предоставление  временного приюта несовершеннолетним

    (в Приложении 9 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;  безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние; несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении; дети-сироты  Число получателей  услуги (человек)
      Предоставление  временного приюта семьям

    с детьми

    (в Приложении 10 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Граждане с  детьми в возрасте до 18 лет, находящиеся  в трудной жизненной ситуации 
    Число получателей  услуги (человек)
      Предоставление  социального обслуживания детям с ограниченными возможностями

    (в Приложении 11 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Дети-инвалиды,

    дети с ограниченными  возможностями

    Число получателей  услуги (человек)
      Предоставление  нестационарного социального обслуживания детям и семьям с детьми

    (в Приложении 12 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Семьи, дети и  иные граждане с детьми, находящиеся  в трудной жизненной ситуации

    дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями

    Число получателей  услуги (человек)
      Предоставление  социального обслуживания в центре социальной адаптации

    (в Приложении 13 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Совершеннолетние граждане (в первую очередь граждане пожилого возраста и инвалиды) без определенного места жительства и определенных занятий;

    граждане, пострадавшие от физического или психического насилия, стихийных бедствий, вооруженных межэтнических конфликтов;

    граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и утратившие социальные связи

    Число получателей  услуг (человек)
      Предоставление  психолого-профориентционной помощи и дополнительного профессионального образования

    (в Приложении 14 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Граждане, нуждающиеся  в предоставлении психолого-профориентационных услуг:
    • учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования всех типов и организационно-правовых форм;
    • инвалиды;
    • незанятое население;
    • работающая молодежь в первые три года трудовой деятельности;
    • граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
    • граждане, признанные в установленном порядке безработными;
    • граждане, имеющие статус вынужденного переселенца или беженца;
    • соотечественники, переселившиеся из-за рубежа;
    • военнослужащие и граждане, уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации;
    • лица, освобожденные из мест лишения свободы;
    • несовершеннолетние, семьи и иные граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
    • специалисты организаций, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, нуждающиеся в повышении профессиональной компетентности;
    • руководители и специалисты, работающие в сфере труда и социальной защиты населения Омской области, нуждающиеся в повышении квалификации, дополнительном профессиональном образовании, методическом сопровождении
    Число получателей  услуг (человек)
      Предоставление  услуг в области трудовых отношений  и улучшения условий и охраны труда

    (в Приложении 15 представлены основные нормативные акты, регулирующие данный вид услуги)

    Работники организаций, осуществляющие деятельность на территории Омской области;

    работодатели, осуществляющие деятельность на территории Омской области

    Число получателей  услуг:

    - работников организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области (человек);

    - работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области (единиц)

     

           Из  таблицы 3 видно, что Правительство Омской области стремится максимально охватить категории, нуждающиеся в социальной государственной поддержке.

           На социальные расходы в 2012 году в бюджете Омской области будет выделено более шести миллиардов рублей. При этом продолжат действовать областные целевые программы, направленные на поддержку ветеранов, инвалидов, семей с детьми. С учетом расходов на здравоохранение, образование и медицину, социальная составляющая в региональном бюджете в 2012 году превысит 75 %, а это по самым скромным подсчетам не менее 35 – 40 миллиардов рублей. 
     
     

     

           

    1. . Финансовое обеспечение  социальных гарантий

  • 3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий
  •      Средства  для обеспечения социальных гарантий могут быть ассигнованы как из государственного, так и из местных бюджетов или за счет разных внебюджетных фондов.

         Финансовый  норматив расходов государства на социальные гарантии должен стать подпочвой  действие расчета фактических расходов на социальные потребности из всех источников для достижения государством высокого уровня индекса человеческого  развития. Этот интегральный показатель принят ООН в 1990 году.

         Очень важной проблемой является создание надежного механизма финансирования социальных потребностей за счет внебюджетных средств. Здесь в первую очередь заслуживает внимание использования средств предпринимательских структур. Предприятие за счет своих доходов формирует социальную инфраструктуру, которая дает возможность максимально удовлетворить материальные и духовные потребности его работников. Работают ведомственные санатории, дома отдыха, профилактории, детские садики, заведения культуры, заключаются договоры на обслуживание коллектива предприятий поликлиниками, подготовку кадров. Есть основания утверждать, что в дальнейшем объемы финансовых ресурсов предприятий, которые направляются на социальные потребности, будут расти и тем самым частично снимется нагрузка на местных и государственный бюджеты.

         Как подтверждает опыт стран с развитой рыночной экономикой, в настоящее время появляется новый источник финансирования социального развития - спонсорство и меценатство. Их можно трактовать как некоммерческую деятельность организаций и некоторых лиц, направленную на удовлетворение потребностей общества в социальных гарантиях. Теоретически меценатство и спонсорство можно определить как форму инвестирования в социальную сферу. Большинством стран эта сфера деятельности регулируется законодательством. Государство всячески поощряет эту деятельность путем предоставления льгот из налогообложения и тому подобное.

         Другим  источником финансового обеспечения  социальной инфраструктуры является страхование - пенсионное, медицинское, а также в случае безработицы и от несчастного случая на производстве. Страхование рассчитано на все занятое население государства, поскольку именно оно принимает участие в создании страховых фондов.

        Система обязательного социального страхования  учреждается на принципе солидарности, за которым осуществляется перераспределение  средств от работоспособных неработоспособным, от здоровых больным, от работающих безработным и тому подобное. При этом работники отчисляют частицу своего заработка на пенсии, медицинское обслуживание и на содержание безработных под обязательство государства, которое гарантирует им, что с наступлением неработоспособного возраста и в случае инвалидности следующие поколения граждан будут осуществлять отчисления на содержание их или их семей. Основным  источником доходов фонда являются страховые платежи. Данные платежи исчисляются исходя из заработной платы. В Приложении 16 представлены ставки страховых взносов в 2011 году.

         Плательщиками страховых взносов в Федеральный  и территориальный фонды обязательного  медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, иные хозяйствующие субъекты, в том числе и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

         Пенсионное  страхование должно осуществляться через создание негосударственных пенсионных фондов. Данный фонд формируется за счет взносов, отчисляемых от заработной платы. Взносы перечисляются ежемесячно.

         Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансированием мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости. Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости являются только работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты.

    Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем