Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.
Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49
Анализ данных таблицы 7 показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются в 2011 и 2012 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом и снижаются в 2013 году по сравнению с 2012 годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 0,7 %, без учета межбюджетных трансфертов – на 13,9 %.
В
структуре раздела «
Бюджетные ассигнования на здравоохранение направляются на обеспечение мероприятий по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, гарантированной законодательством РФ, включая дополнительную лекарственную помощь и выполнение социальных программ в сфере здравоохранения.
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» составит в 2011 году 134,9 млрд. рублей, в 2012 году – 139,5 млрд. рублей, в 2013 году – 100,5 млрд. рублей. Снижение объемов бюджетных ассигнований обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011 – 2013 годы с учетом предстоящего реформирования здравоохранения и перевода оплаты медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования.
В соответствии с проектом федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 2013 года предполагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Проблемой является несвоевременная подготовка нормативных правовых актов, отсутствие четких расчетов и обоснований по отдельным видам расходов, что создает риски неэффективного использования бюджетных ассигнований.
В таблице 8 приведены данные размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на социальную политику.
Таблица 8
Бюджетные ассигнования федерального бюджета
на
социальную политику
2010 (сводная бюджетная роспись) | 2011 (проект) | 2012 (проект) | 2013 (проект) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем, млрд. руб. | 3316,4 | 2940,5 | 3185,8 | 3437,5 |
изменения к предыдущему году: | ||||
млрд.рублей | -375,9 | 245,3 | 251,7 | |
в % | -11,3 | 8,3 | 7,9 | |
доля в общем объеме расходов, % | 32,41 | 27,59 | 28,35 | 28,23 |
доля в ВВП, % | 7,34 | 5,84 | 5,69 | 5,55 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд.руб. | 500,4 | 361,0 | 372,9 | 370,3 |
изменения к предыдущему году: | ||||
млрд.рублей | -139,4 | 11,9 | -2,6 | |
Окончание табл. 8 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в % | -27,9 | 3,3 | -0,7 | |
Межбюджетные трансферты, млрд.руб. | 2816,0 | 2579,5 | 2812,9 | 3067,2 |
доля в разделе, % | 84,9 | 87,7 | 88,3 | 89,2 |
По данным таблицы 8 видно, что в 2011 году расходы на социальную политику снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах увеличиваются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов расходы по данному разделу значительно снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 3,7 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит снижение на 26 %.
Доля трансфертов из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в общем объеме расходов по данному разделу расходов увеличивается с 77,4 % в 2010 году до 83,8 % в 2013 году.
Сокращение расходов на социальную политику в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
В структуре раздела расходы на финансирование подраздела «Пенсионное обеспечение» в 2011 – 2013 годах составляют 71 – 72 % общего объема расходов по данному разделу, подраздела «Социальное обеспечение населения» – 24 – 23 %.
На
обеспечение инвалидов
Расходы на физическую культуру и спорт увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Данные для анализа представлены в таблице 9.
Таблица 9
Бюджетные ассигнования федерального бюджета
на
физическую культуру
и спорт
2010 (сводная бюджетная роспись) | 2011 (проект) | 2012 (проект) | 2013 (проект) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем, млрд. руб. | 34,0 | 42,5 | 28,8 | 26,0 |
Окончание табл. 9 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
изменения к предыдущему году: | ||||
млрд.рублей | 8,5 | -13,7 | -2,8 | |
в % | 25 | -32,2 | -9,9 | |
доля в общем объеме расходов, % | 0,33 | 0,4 | 0,26 | 0,21 |
доля в ВВП, % | 0,08 | 0,08 | 0,05 | 0,04 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд.руб. | 11,7 | 20,1 | 20,9 | 18,2 |
изменения к предыдущему году: | ||||
млрд.рублей | 8,4 | 0,8 | -2,7 | |
в % | 71,6 | 3,9 | -12,9 | |
Межбюджетные трансферты, млрд.руб. | 22,3 | 22,4 | 7,9 | 7,8 |
доля в разделе, % | 65,6 | 52,7 | 27,6 | 29,9 |
По данным таблицы 9 можно сказать, что без учета межбюджетных трансфертов расходы по данному разделу значительно увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом снижение составит 23,5 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит увеличение на 55,5 %.
В структуре расходы на спорт высших достижений в 2011 году составляют 67 % общего объема расходов по данному разделу, на массовый спорт – 29 %. В 2013 году их доля составляет 55 % и 33 % соответственно.
На организацию и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи предусмотрено выделить:
На организацию и проведение XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани законопроектом по разделу предусмотрено выделить:
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств РФ в 2011 году составит 9 352,5 млрд. рублей, в 2012 году увеличится на 43,7 млрд. рублей, или на 0,5 %, и составит 9 394,7 млрд. рублей, в 2013 году – на 121,9 млрд. рублей, или на 1,3 %, и составит 9 515,1 млрд. рублей.
Структура и объемы бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, представлены в следующей таблице 10.
Таблица 10
Структура и объемы бюджетных ассигнований
на
исполнение расходных
обязательств
Тип
расходного
обязательства |
Объем и структура бюджетных ассигнований (млрд. руб.) | Темпы роста (цепной), % | |||
2011 г | 2012 г | 2013 г | 2012-2011 | 2013-2012 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
По оказанию государственных услуг | 3796,9 | 3687,6 | 3690,7 | 97,1 | 100,1 |
в % к общему объему | 40,6 | 39,2 | 38,8 | ||
По социальному обеспечению населения | 412,5 | 418,2 | 423,5 | 101,4 | 101,3 |
в % к общему объему | 4,4 | 4,5 | 4,5 | ||
По бюджетным инвестициям | 261,1 | 237,8 | 171,3 | 91,1 | 72,0 |
в % к общему объему | 2,8 | 2,5 | 1,8 | ||
По субсидиям | 455,9 | 504,7 | 424,4 | 110,7 | 84,1 |
в % к общему объему | 4,9 | 5,4 | 4,5 | ||
По межбюджетным трансфертам | 3692,2 | 3682,6 | 3862,9 | 99,7 | 104,9 |
в % к общему объему | 39,5 | 39,2 | 40,6 | ||
По субъектам международного права | 126,7 | 110,8 | 103,4 | 87,5 | 93,3 |
в % к общему объему | 1,4 | 1,2 | 1,1 | ||
По государственному долгу | 389,9 | 518,4 | 600,7 | 133,0 | 115,9 |
в % к общему объему | 4,2 | 5,5 | 6,3 | ||
Иные | 217,3 | 236,0 | 238,2 | 108,6 | 100,9 |
в % к общему объему | 2,3 | 2,5 | 2,5 | ||
Итого | 9352,5 | 9396,1 | 9515,1 | 100,5 | 101,3 |
Анализ данных таблицы 10 показал, что в течение трех лет существенных изменений в структуре не планируется. В общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение расходных обязательств, наибольший объем (около 80 %) придется на обязательства по оказанию государственных услуг и по предоставлению межбюджетных трансфертов.
В
соответствии с Программой Правительства
Российской Федерации по повышению
эффективности бюджетных
Распределение расходов проекта федерального бюджета на 2011 - 2013 годы по направлениям и госпрограммам на улучшение качества жизни представлено в таблице 11.
Таблица 11
Распределение расходов проекта федерального бюджета
на госпрограммы
2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||
млрд. руб. | доля в расходах (%) | млрд. руб. | доля в расходах (%) | темпы роста к предыдущему году (%) | млрд. руб. | доля в расходах (%) | темпы роста к предыдущему году (%) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Всего по государственным программам | 9040,8 | 94,8 | 9117,0 | 81,1 | 100,8 | 9234,1 | 75,8 | 101,3 | |
В том числе: | |||||||||
I. Новое качество жизни | 4 672,4 | 51,7 | 4 810,4 | 52,8 | 103 | 4 998,6 | 54,1 | 103,9 | |
1 | Развитие здравоохранения | 382,7 | 8,2 | 399,5 | 8,3 | 104,4 | 351,4 | 7 | 88 |
2 | Развитие образования | 340,5 | 7,3 | 359,7 | 7,5 | 105,6 | 379,5 | 7,6 | 105,5 |
3 | Социальная поддержка граждан и доступная среда для лиц с ограниченными возможностями | 841,6 | 18 | 903,2 | 18,8 | 107,3 | 956,9 | 19,1 | 105,9 |
4 | Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России | 207,4 | 4,4 | 130,7 | 2,7 | 63 | 111,4 | 2,2 | 85,2 |
5 | Развитие пенсионной системы | 2 027,4 | 43,4 | 2 218,2 | 46,1 | 109,4 | 2 423,7 | 48,5 | 109,3 |
6 | Содействие занятости населения | 146,1 | 3,1 | 110,7 | 8,5 | 75,8 | 104,5 | 2,1 | 94,4 |
7 | Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности | 422,1 | 9 | 407,6 | 8,5 | 96,6 | 404,9 | 8,1 | 99,3 |
8 | Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций | 157,8 | 3,4 | 156,1 | 3,2 | 98,9 | 147,2 | 2,9 | 94,3 |
9 | Культура России | 82,9 | 1,8 | 78,9 | 1,6 | 95,2 | 76,6 | 1,5 | 97,1 |
10 | Охрана окружающей среды | 16,1 | 0,3 | 15,9 | 0,3 | 98,8 | 15,1 | 0,3 | 95 |
11 | Развитее физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики | 47,8 | 1 | 29,9 | 0,6 | 62,6 | 27,4 | 0,5 | 91,6 |
II. Инновационное развитие и модернизация экономики | 1608,6 | 17,8 | 1555,5 | 17,0,61 | 96,7 | 1545,5 | 16,7 | 99,45 | |
III. Обеспечение национальной безопасности | 837,8 | 9,3 | 834,8 | 9,2 | 99,6 | 840,6 | 9,1 | 100,7 | |
IV. Сбалансированное региональное развитие | 347,5 | 3,8 | 284,5 | 3,1 | 81,9 | 150,5 | 1,6 | 52,9 | |
V. Эффективное государство | 1574,5 | 17,4 | 1631,9 | 17,9 | 103,6 | 1698,8 | 18,4 | 104,1 |
Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем