Использование финансов для реализации социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических положений и практических применений по совершенствованию управления бюджетным процессом в социальной сфере.
Основными задачами, решение которых объективно необходимо для достижения поставленной цели, являются:
определение сущности и места в системе социальных отношений финансов;
раскрытие сущности и перечня расходов на социальные нужды;
изучение и анализ минимальных социальных стандартов на государственном уровне, на уровне субъектов и муниципальных образований;
определение основных источников финансового обеспечения социальных гарантий;
анализ современного состояния социальных гарантий и льгот и предоставление предложений по их усовершенствованию.

Содержание

Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы сущности и содержания финансов и социальных расходов 5
1.1. Сущность финансов, их место в системе социальных отношений 5
1.2. Сущность расходов на социальные нужды 11
1.3. Состав расходов на социальные нужды 15
Глава 2 . Использование финансов в решении социальных проблем 20
2.1. Государственные минимальные социальные стандарты 20
2.2. Социальные стандарты субъекта Российской Федерации и муниципальных образований по Омской области 25
Глава 3 . Финансовое обеспечение социальных гарантий 31
3.1. Источники финансового обеспечения социальных гарантий 31
3.2. Современное состояние предоставления социальных гарантий и льгот и предложения по их совершенствованию 33
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 49

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 200.66 Кб (Скачать документ)
 

       Анализ  данных таблицы 7 показывает, что расходы  как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются в 2011 и 2012 годах по сравнению с соответствующим предыдущим годом и снижаются в 2013 году по сравнению с 2012 годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 0,7 %, без учета межбюджетных трансфертов – на 13,9 %.

       В структуре раздела «Здравоохранение»  расходы по финансированию стационарной медицинской помощи в 2011 – 2013 годах составляют 46 – 52 % общего объема расходов по данному разделу, амбулаторной помощи – 20 – 25 %.

       Бюджетные ассигнования  на здравоохранение  направляются на обеспечение мероприятий по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, гарантированной законодательством РФ, включая дополнительную лекарственную помощь и выполнение социальных программ в сфере здравоохранения.

       Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального  проекта «Здоровье» составит в 2011 году 134,9 млрд. рублей, в 2012 году – 139,5 млрд. рублей, в 2013 году – 100,5 млрд. рублей. Снижение объемов бюджетных ассигнований обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011 – 2013 годы с учетом предстоящего реформирования здравоохранения и перевода оплаты медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования.

       В соответствии с проектом федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 2013 года предполагается изменение источников финансирования отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, переориентирование финансового обеспечения отдельных мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

       Проблемой является несвоевременная подготовка нормативных правовых актов, отсутствие четких расчетов и обоснований по отдельным видам расходов, что создает риски неэффективного использования бюджетных ассигнований.

       В таблице 8 приведены данные размера  бюджетных ассигнований федерального бюджета на социальную политику.

       Таблица 8

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

на  социальную политику 

  2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект) 2012 (проект) 2013 (проект)
1 2 3 4 5
Объем, млрд. руб. 3316,4 2940,5 3185,8 3437,5
изменения к предыдущему году:        
млрд.рублей    -375,9 245,3 251,7
в %   -11,3 8,3 7,9
доля  в общем объеме расходов, % 32,41 27,59 28,35 28,23
доля  в ВВП, % 7,34 5,84 5,69 5,55
Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд.руб. 500,4 361,0 372,9 370,3
изменения к предыдущему году:        
млрд.рублей    -139,4 11,9 -2,6
    Окончание табл. 8
1 2 3 4 5
в %   -27,9 3,3 -0,7
Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 2816,0 2579,5 2812,9 3067,2
доля  в разделе, % 84,9 87,7 88,3 89,2
 

       По  данным таблицы 8 видно, что в 2011 году расходы на социальную политику снижаются  по сравнению со сводной бюджетной  росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах  увеличиваются по сравнению с  соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов  расходы по данному разделу значительно снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 3,7 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит снижение на 26 %.

       Доля  трансфертов из федерального бюджета  бюджетам Пенсионного фонда РФ и  Фонда социального страхования  РФ в общем объеме расходов по данному  разделу расходов увеличивается  с 77,4 % в 2010 году до 83,8 % в 2013 году.

       Сокращение  расходов на социальную политику в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

       В структуре раздела расходы на финансирование подраздела «Пенсионное обеспечение» в 2011 – 2013 годах составляют 71 – 72 % общего объема расходов по данному разделу, подраздела «Социальное обеспечение населения» – 24 – 23 %.

       На  обеспечение инвалидов транспортными  средствами в 2011 – 2013 годах планируется направлять по 100,0 млн. рублей ежегодно.

         Расходы на физическую культуру и спорт  увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Данные для анализа представлены в таблице 9.

       Таблица 9

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

на  физическую культуру и спорт 

  2010 (сводная  бюджетная роспись) 2011 (проект) 2012 (проект) 2013 (проект)
1 2 3 4 5
Объем, млрд. руб. 34,0 42,5 28,8 26,0
    Окончание табл. 9
1 2 3 4 5
изменения к предыдущему году:        
млрд.рублей    8,5 -13,7 -2,8
в %   25 -32,2 -9,9
доля  в общем объеме расходов, % 0,33 0,4 0,26 0,21
доля  в ВВП, % 0,08 0,08 0,05 0,04
Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд.руб. 11,7 20,1 20,9 18,2
изменения к предыдущему году:        
млрд.рублей    8,4 0,8 -2,7
в %   71,6 3,9 -12,9
Межбюджетные  трансферты, млрд.руб. 22,3 22,4 7,9 7,8
доля  в разделе, % 65,6 52,7 27,6 29,9
 

       По  данным таблицы 9 можно сказать, что  без учета межбюджетных трансфертов  расходы по данному разделу значительно  увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом снижение составит 23,5 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит увеличение на 55,5 %.

       В структуре расходы на спорт высших достижений в 2011 году составляют 67 % общего объема расходов по данному разделу, на массовый спорт – 29 %. В 2013 году их доля составляет 55 % и 33 % соответственно.

       На  организацию и проведение XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе  Сочи предусмотрено выделить:

  • субсидии автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» в размере 1 477,1 млн. рублей на 2011 год и по 1 429,1 млн. рублей ежегодно на 2012 – 2013 годы;
  • бюджетные инвестиции на реконструкцию и оснащение Антидопингового центра ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта» (в рамках ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы») в размере 250,0 млн. рублей на 2011 год, 400,0 млн. рублей на 2012 год.

       На  организацию и проведение XXVII Всемирной  летней Универсиады 2013 года в г. Казани законопроектом по разделу предусмотрено выделить:

  • субсидии автономной некоммерческой организации «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани» в 2011 – 2013 годах по 217,1 млн. рублей ежегодно;
  • бюджетные инвестиции на подготовку объектов инфраструктуры в размере 10 539,8 млн. рублей на 2011 год, что на 4 401,6 млн. рублей меньше уровня 2010 года.

       Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств РФ в 2011 году составит 9 352,5 млрд. рублей, в 2012 году увеличится на 43,7 млрд. рублей, или на 0,5 %, и составит 9 394,7 млрд. рублей, в 2013 году – на 121,9 млрд. рублей, или на 1,3 %, и составит 9 515,1 млрд. рублей.

       Структура и объемы бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, представлены в следующей таблице 10.

       Таблица 10

Структура и объемы бюджетных  ассигнований

на  исполнение расходных  обязательств 

       
Тип расходного

обязательства

Объем и структура бюджетных  ассигнований (млрд. руб.) Темпы роста (цепной), %
2011 г 2012 г 2013 г 2012-2011 2013-2012
1 2 3 4 5  
По  оказанию государственных услуг 3796,9 3687,6 3690,7 97,1 100,1
в % к общему объему 40,6 39,2 38,8    
По  социальному обеспечению населения 412,5 418,2 423,5 101,4 101,3
в % к общему объему 4,4 4,5 4,5    
По  бюджетным инвестициям 261,1 237,8 171,3 91,1 72,0
в % к общему объему 2,8 2,5 1,8    
По  субсидиям 455,9 504,7 424,4 110,7 84,1
в % к общему объему 4,9 5,4 4,5    
По  межбюджетным трансфертам 3692,2 3682,6 3862,9 99,7 104,9
в % к общему объему 39,5 39,2 40,6    
По  субъектам международного права 126,7 110,8 103,4 87,5 93,3
в % к общему объему 1,4 1,2 1,1    
По  государственному долгу 389,9 518,4 600,7 133,0 115,9
в % к общему объему 4,2 5,5 6,3    
Иные  217,3 236,0 238,2 108,6 100,9
в % к общему объему 2,3 2,5 2,5    
Итого 9352,5 9396,1 9515,1 100,5 101,3
 

       Анализ  данных таблицы 10 показал, что в течение  трех лет существенных изменений в структуре не планируется. В общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение расходных обязательств, наибольший объем (около 80 %) придется на обязательства по оказанию государственных услуг и по предоставлению межбюджетных трансфертов.

       В соответствии с Программой Правительства  Российской Федерации по повышению  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета на 2011 – 2013 годы по государственным программам в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, а также в разрезе разделов классификации расходов бюджетов. Государственные программы (далее – госпрограммы) включают федеральные целевые программы и подпрограммы, приоритетные национальные проекты и отдельные мероприятия органов государственной власти.

         Распределение расходов проекта федерального бюджета на 2011 - 2013 годы по направлениям и госпрограммам на улучшение качества жизни представлено в таблице 11.

       Таблица 11

       Распределение расходов проекта  федерального бюджета 

       на  госпрограммы

       
  2011 год 2012 год 2013 год
млрд. руб. доля в расходах (%) млрд. руб. доля в расходах (%) темпы роста к предыдущему году (%) млрд. руб. доля в расходах (%) темпы роста к предыдущему году (%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Всего по государственным программам 9040,8 94,8 9117,0 81,1 100,8 9234,1 75,8 101,3
В том числе:                
I. Новое качество жизни 4 672,4 51,7 4 810,4 52,8 103 4 998,6 54,1 103,9
1 Развитие здравоохранения 382,7 8,2 399,5 8,3 104,4 351,4 7 88
2 Развитие образования 340,5 7,3 359,7 7,5 105,6 379,5 7,6 105,5
3 Социальная  поддержка граждан и доступная среда для лиц с ограниченными возможностями 841,6 18 903,2 18,8 107,3 956,9 19,1 105,9
4 Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России 207,4 4,4 130,7 2,7 63 111,4 2,2 85,2
5 Развитие пенсионной системы 2 027,4 43,4 2 218,2 46,1 109,4 2 423,7 48,5 109,3
6 Содействие  занятости населения 146,1 3,1 110,7 8,5 75,8 104,5 2,1 94,4
7 Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 422,1 9 407,6 8,5 96,6 404,9 8,1 99,3
8 Защита населения  и территории от чрезвычайных ситуаций 157,8 3,4 156,1 3,2 98,9 147,2 2,9 94,3
9 Культура России 82,9 1,8 78,9 1,6 95,2 76,6 1,5 97,1
10 Охрана окружающей среды 16,1 0,3 15,9 0,3 98,8 15,1 0,3 95
11 Развитее физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики 47,8 1 29,9 0,6 62,6 27,4 0,5 91,6
II. Инновационное развитие и модернизация экономики 1608,6 17,8 1555,5 17,0,61 96,7 1545,5 16,7 99,45
III. Обеспечение национальной безопасности 837,8 9,3 834,8 9,2 99,6 840,6 9,1 100,7
IV. Сбалансированное региональное развитие 347,5 3,8 284,5 3,1 81,9 150,5 1,6 52,9
V. Эффективное государство 1574,5 17,4 1631,9 17,9 103,6 1698,8 18,4 104,1

Информация о работе Использование финансов для реализации социальных проблем