Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Содержание

Тема 1. Понятие о банкротстве банков, порядок консервации, ликвидации
Тема 2. Организация бухгалтерского учета в условиях банкротства
Тема 3. Учет удовлетворения требований кредиторов
Тема 4. Учет мероприятий по финансовому оздоровлению должника
Тема 5. Составление промежуточного и окончательного ликвидационных
балансов
Тема 6. Методика финансового анализа при банкротстве банков.
Тема 7. Методы диагностики вероятности банкротства
Тема 8. Первоначальный анализ деятельности должника
в условиях банкротства.
Тема 9. Методы комплексной оценки финансового состояния
неплатежеспособного должника.

Работа состоит из  1 файл

банкротство в КБ и ФКУ.docx

— 223.36 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

Тема 1. Понятие о банкротстве банков, порядок консервации, ликвидации

Тема 2.   Организация бухгалтерского учета в условиях банкротства

Тема 3.   Учет удовлетворения требований кредиторов

Тема 4. Учет мероприятий по финансовому оздоровлению должника

Тема 5.   Составление промежуточного и окончательного  ликвидационных

балансов

Тема 6. Методика финансового анализа при банкротстве банков. 

Тема 7. Методы диагностики вероятности банкротства

Тема 8. Первоначальный анализ деятельности должника

в условиях банкротства. 

Тема 9. Методы комплексной оценки финансового состояния

 неплатежеспособного должника.

 

 

 

Тема 1. Понятие о банкротстве банков, порядок консервации, ликвидации.

 

1.1. Понятие несостоятельности кредитных организаций, причины их ликвидации и реорганизации

 

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями  воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К  сожалению, на протяжении довольно длительного  времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло  экономический подход, в результате подлинные экономические функции  кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.

В процессе своей деятельности перед  кредитными учреждениями порой встает вопрос, касающийся реорганизации или  даже ликвидации.

Ликвидация  и консервация коммерческих банков — это одна из актуальных тем  на сегодняшний день. Подтверждением этого является появление большого числа кредитных учреждений, которые  оказывают все возможные услуги и становятся равноправными участниками  рынка. Кроме того, в настоящий  момент сформирована нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется за счет принятия новых законопроектов. Все это направлено на регулирование  отношений возникающих в деятельности субъектов.

Общий Закон "О несостоятельности (банкротстве)" рассматривает "несостоятельность" и "банкротство" в качестве синонимов, одновременно отождествляя то и другое с "неплатежеспособностью", определяя их следующим образом: "несостоятельность (банкротство) — признанная судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей". Специальный Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" слово в слово дублирует приведенную формулировку. Между тем такой подход нельзя считать безупречным.

Постоянное  и продолжительное состояние  неплатежеспособности может перерасти  в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором организация (предприятие) не может восстановить свою платежеспособность и продолжение ее деятельности представляется невозможным и нецелесообразным. Такая организация становится банкротом  и подлежит ликвидации и продаже  в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, с экономической точки зрения банкротство — процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособной организации. В этом смысле банкротство организации оказывается частным случаем ее неплатежеспособности (несостоятельности).

Очевидно, понятие банкротства допускает 3 не исключающих друг друга толкования:

а) состояние (объективное) устойчивой, безнадежной неплатежеспособности, отсутствие хоть каких-то реальных шансов на оздоровление (здесь в свою очередь может быть несколько ситуаций: указанное состояние еще никем не понято, понято экспертами, понято работниками и руководством самой организации, не понято еще контрагентами, понято и ими);

б) состояние безнадежной неплатежеспособности организации "оценено" и судом (формально доказанное состояние несостоятельности, безнадежности);

в) процедура ликвидации организации на основании решения суда (но следует иметь в виду, что фактическое банкротство организации как процесс ее ликвидации может происходить и другим путем: когда организация, ее имущество и руководство просто "исчезают").

Неплатежеспособность  не всегда оказывается непреодолимой, не всегда завершается банкротством как определенной процедурой. В связи  с этим в законах следовало  бы отдельно дать определение "неплатежеспособности (несостоятельности)" и "банкротства".

По  смыслу обоих законов процедуры  банкротства можно разделить  на 2 вида: внесудебные и судебные. Внесудебные процедуры в свою очередь подразделяются на досудебную санацию (финансовое оздоровление) и  добровольное объявление банкротства. Дело, однако, в том, что никакая  санация не подходит ни под одно толкование банкротства, потому что ее смысл состоит как раз в том, чтобы попытаться преодолеть временную неплатежеспособность, использовав пока еще имеющиеся для этого возможности. В таком необоснованно широком толковании банкротства заключен принципиальный порок рассматриваемых законов. Видимо, их следовало бы именовать законами о несостоятельности и банкротстве.

По  смыслу определения, данного в п. 2 ст. 3 Закона "О банкротстве (несостоятельности)", признаком банкротства является наличие просроченной кредиторской задолженности свыше 3 месяцев. Однако в п. 2 ст. 4 предусмотрено, что для определения признаков банкротства принимаются во внимание размер денежных обязательств (в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги), суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед участниками должника — юридического лица, вытекающих из такого участия). Подлежащие уплате неустойки (штрафы, пени) также не учитываются при определении размера денежных обязательств. Согласно п. 3 ст. 4 для определения наличия признаков банкротства принимается во внимание размер обязательных платежей (без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций). В итоге учитывается не сумма просроченной кредиторской задолженности, а сумма кредиторской задолженности в совокупности, и эта сумма должна быть не менее 500 РП. В то же время в п. 2 ст. 29 предусмотрено, что суд примет заявление о признании должника — юридического лица банкротом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 500 РП и они не погашены в течение 3 месяцев, т.е. дело о банкротстве может быть возбуждено судом, если сумма просроченной кредиторской задолженности свыше 3 месяцев составляет не менее 500 РП. Таким образом, противоречия и несовместимость между ст. 3, 4, 5 и 29 Закона очевидны.

И еще об одном необходимо сказать. По смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность организации является единственным и достаточным признаком банкротства, основанием для признания должника банкротом. Но в наших условиях массовый характер носят случаи, когда организация  не может расплатиться с кредиторами  потому, что ей самой не отдают долги  дебиторы. В Законе при определении  признаков банкротства не предусмотрено  наличие у организаций дебиторской  задолженности.

В качестве предварительного замечания  необходимо отметить следующее. Все  процедуры возбуждения и последующего рассмотрения дела о банкротстве  банка регламентируются двумя основными Законами — " О банкротстве (несостоятельности)" и "О консервации, ликвидации и банкротстве банков".

Дело  о банкротстве может рассматривать  только суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной  инициативе, а лишь на основании  обращенного к нему особого заявления  с ходатайством объявить определенного  должника банкротом. В соответствии с Законом "О банкротстве (несостоятельности)" право обратиться в суд с указанным  заявлением имеют конкурсные кредиторы:

  • в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;
  • в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

В то же время Закон допускает подачу такого заявления в суд и иными  лицами (в особых случаях, предусмотренных  названным Законом).

В Законе "О консервации, ликвидации и банкротстве банков" вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

  1. сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе "О банкротстве (несостоятельности)". Копия заявления направляется в НБКР;
  2. кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;
  3. НБКР;
  4. прокурор (в случаях, предусмотренных Законом "О банкротстве (несостоятельности)";
  5. налоговый или иной уполномоченный орган — в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Перечисленные лица (кроме НБКР) имеют право  направить в НБКР заявление об отзыве у банка лицензии, если могут  подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в  Законе. Это значит, что к заявлению  следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой — что их размер соответствует  критериям банкрота, установленным  в ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Если по истечении 2 месяцев ответ НБКР не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в суд. Копии заявлений направляются в НБКР и в банк, о судьбе которого идет речь.

Когда в суд поступает заявление  о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает НБКР представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. НБКР обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве.

Если  НБКР представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление  о признании его банкротом  возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение НБКР не получено, то суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в суде, чтобы НБКР возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии. С заявлением в суд может обращаться и НБКР. Так, в Положении записано, что если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение НБКР в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то НБКР обязан в 5-дневный срок снова обратиться в суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона "О консервации, ликвидации и банкротстве банков").

Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве  должника — юридического лица применяются  следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение — процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
  • внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
  • специальное администрирование — процедура, имеющая целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение внешнего управляющего, специального администратора);
  • мировое соглашение — утверждаемое судом соглашение между комитетом кредиторов и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.

При рассмотрении дела о банкротстве  кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение. Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятельность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внешнего управления), а в отношении мирового соглашения — неудачным.

 

1.2. Порядок  консервации кредитных организаций  на территории КР

 

Цель  консервации заключается в установлении контроля над банком для обеспечения  сохранности активов, бухгалтерских  книг и записей банка.

Национальный  банк вправе ввести консервацию и  назначить в банк консерватора:

если  капитал банка в течение предшествующих 6 месяцев составляет более 50, но менее 100 процентов от уровня капитала в  соответствии с банковским законодательством  и нормативными актами Национального  банка;

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"