Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:35, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировой финансовый кризис со всей очевидностью свидетельствует о том, что кредитная политика, а в частности системы управления рисками, во многих кредитных организациях (и не только на территории РФ) далеки от идеала. Особенностями ситуации в финансовом секторе экономики Российской Федерации в настоящий момент является то, что кредитная политика практически всех российских коммерческих банков основана на соблюдении нормативов, рассчитываемых по методикам Банка России, и это считается собственно управлением рисками. Западные решения в этой области (а тем более возможность их применения в российских условиях) тоже теперь не вызывают доверия. В настоящий момент российская банковская система остро нуждается в научно обоснованных выводах и конкретных предложениях в части формирования кредитной политики, позволяющих реально оценивать риски, связанные с процессом кредитования именно на территории Российской Федерации.
Введение
Глава 1 Теоретические и методологические основы кредитной политики коммерческого банка
1.1Понятие кредитной политики и кредитного портфеля коммерческого банка
Основные положения и принципы, учитываемые при формировании кредитной политики банка
Основные виды кредитных операций коммерческого банка
Глава 2 Анализ кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Краткая характеристика Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Анализ финансовых показателей и кредитного портфеля Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Анализ кредитной политики Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Глава 3 Совершенствование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)
Практические рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Банке ВТБ 24 (ЗАО)
Минимизация кредитного риска и оптимизация доходов банка с помощь рейтинговой оценки кредитной заявки
Заключение
Список использованных источников
Приложения 4
7
7
12
17
22
22
28
34
53
53
69
73
80
Отметим,
что заемщик не обязан сдавать
машину в салон. Он может взять
кредит на сумму отсроченной
Автокредитование
с обратным выкупом – это относительно
новый вид автокредитования. Программы,
по которым кредитуют клиентов некоторые
банки по схеме «buy-back» представлены в
таблице.
Таблица 5. Программы кредитования банков по схеме «buy-back» (2010 г.)
Банк | Автомобиль | Размер первого взноса (%) | Срок кредитования (мес.) | Ставка (% годовых) | Размер отсроченной задолжен-ности (%) |
«Балтийский» | Audi, Jaguar, | от 10 | до 36 | 9 ($),
13 (руб.) |
|
Mercedes, Volvo, | |||||
Volkswagen, Skoda, | |||||
Nissan | |||||
Банк «Сосьете | Audi, Volkswagen, | от 15 | 12-36 | от 9 ($) | 50-25 |
Женераль Восток» | Skoda | ||||
Московский кредитный банк | Volvo | от 10 | до 36 | от 10,5 ($) | 40 |
Первый республиканский банк | любой автомобиль
иностранного производства |
от 10 | до 36 | от 10 ($) | 50 |
Промсвязьбанк | Audi, Hyundai, | От 10 | 24-36 | От 10 | 50-35 |
Mitsubishi | |||||
Райффайзенбанк | Audi, BMW, Land | от 20 | 12-36 | От 10 | 45-25 |
Rover, MINI, | |||||
Jaguar, Mercedes, | |||||
Volvo | |||||
«Союз» | Hyundai, Peugeot, | от 0 | 24-36 | от 9,9 ($) | 50-30 |
Suzuki, Kia, | |||||
Citroen, Renault, | |||||
Nissan, Volvo, | |||||
Audi |
Для ЗАО «ВТБ-24» предлагается следующая программа автокредитования по схеме «buy-back»:
- срок кредитования – 36 месяцев;
- размер первоначального взноса – 10 % от стоимости автомобиля;
- процентная ставка – 15 %.
-
размер отсроченной
Внедрение данной программе в банке существенно улучшают условия автокредитования как для банка, так и для клиентов. В настоящее время максимальная сумма автокредита, которую может получить клиент – до 200 000 руб. на данную сумму клиент сможет купить лишь поддержанный автомобиль иностранного производства «эконом-класса» 90-х гг. выпуска, либо же автомобиль отечественного производства. Улучшение благосостояние населения, наблюдаемое в последние годы в РФ увеличивает потребности населения и в настоящее время клиенты готовы покупать уже новые автомобили «бизнес-класса» и «премиум-класса».
Проведем расчет эффективности внедрения данного вида кредитования.
Предположим, что клиент запросил автокредит в банке по схеме «buy-back» для покупки автомобиля стоимостью 500 000 руб. на срок 36 месяцев под 15 % годовых.
Размер первоначального взноса составит 50 000 руб. комиссия банка за оформление кредита составляет 1 %, т.е. 5 тыс. руб. Таким образом, клиенту необходимо для покупки автомобиля стоимостью 500 000 руб. внести сумму 55 тыс. руб.
Проценты
в потребительском кредите
где D – первоначальная сумма долга;
Т – срок долга в годах;
Р – проценты на ссуду (стоимость кредита).
Р = 450000*3*0,15 = 202500 руб.
i = 15%;
Общая сумма расходов по обслуживанию кредита равна
yt = D +P = 450000+ 202500 = 652 500 руб.
Сумма отсроченного платежа составит 30 %, т.е. 195750 руб.
То есть клиенту необходимо погасить до окончания срока кредитования 477 000 руб.
Средний ежемесячный платеж клиента составит: 386793/36 = 13250 руб.
По окончанию срока кредитованию заемщика может, как самостоятельно погасить задолженность в размере 195750 руб. (то есть выкупить автомобиль), так и продать его автосалону. Как уже говорилось, при аккуратной эксплуатации стоимость автомобиля может составить через три года до 70 % от исходной стоимости, то есть стоимость автомобиля может составить 350000 руб. В таком случае заемщик сможет вернуть сумму задолженности в банк в размере 195750 руб., причем у него еще останется денежная сумма в размере:
350000 – 195750 = 154250 руб.
Данной суммы заемщику хватит на покупку в кредит следующей машины.
Доход банка от выдачи одного автокредита по данной схеме кредитования составит:
5000+202500 = 207500 руб. за три года или 69166 руб. в год.
Улучшение условий автокредитования позволит банку расширить клиентскую базу. Кредитный портфель банка по состоянию на 01.01.2011 составлял 24091 млн. руб. Внедрение в банке автокредитования по схеме «buy-back» предположительно позволит увеличить портфель автокредитов дна 5 % или на 1204,5 млн. руб.
Если предположить, что средняя сумма автокредита составит 500 000 руб., то банк сможет выдать 241 автокредит по схеме «buy-back» в 2011 году. Как показал расчет, доход банка от выдачи одного автокредита составит 69166 руб. в год.
Общий доход банка от выдачи автокредитов составит:
69166*241 = 16696006 руб.
Для
внедрения данного вида кредитования
банк понесет рекламные затраты
для продвижения данного
Экономический эффект от внедрения данного мероприятия составит:
16696006
– 1669600 = 14999406 руб. в год.
Приоритетной задачей для развития кредитной деятельности ВТБ является завершение создания системы рейтингования клиентов. Базельские соглашения в части управления рисками рекомендуют финансовым институтам применять те или иные формализованные механизмы оценки своих контрагентов-заемщиков. Наиболее продвинутой в этом отношении является система внутреннего рейтингования клиентов. Ведь рейтинг позволяет в значительной мере уйти от субъективизма экспертных оценок. Любой формализованный подход — это некая дверь к упрощению процедур и более быстрому принятию решений.
Стандартизация
кредитной процедуры при
ВТБ реализует эти новые модели управления рисками, которые не только получают высокую оценку аудиторов и рейтинговых агентств, но и являются важнейшим шагом на пути приведения системы управления рисками банка в соответствие с международными стандартами и Базельскими соглашениями.
Банк ВТБ успешно завершил проект по присоединению к международной клиринговой системе Continuous Linked Settlements (CLS) для расчетов по конверсионным операциям в статусе клиента. Начало проведения расчетов в пяти основных валютах – долларах США, евро, английских фунтах стерлингов, японских иенах и швейцарских франках – состоялось 18 июля 2011 года. Также планируется открытие счетов еще в 9 валютах, участвующих в расчетах CLS. Банком-провайдером расчетных услуг стал JPMorgan Chase Bank.
Участие в данной системе позволит существенно снизить кредитные, расчетные и операционные риски, возникающие в расчетах по конверсионным операциям между банками-контрагентами, расположенными в различных часовых поясах, а также увеличить объемы таких операций с контрагентами.
Членство ВТБ в системе CLS будет способствовать повышению качества услуг, оказываемых банком своим клиентам и контрагентам.
В работе по управлению анализа и развития кредитной деятельности банк сталкивается с рядом проблем. Часть из них связана с определенным отставанием систем автоматизации от темпов развития бизнеса ВТБ. Чтобы обрабатывать информацию по портфелю банка и всей группы, грамотно позиционировать их на рынке, необходимо оперировать статистическими данными, которые формируются с помощью матриц, насчитывающих несколько десятков тысяч позиций. Поскольку пока в банке отсутствует единое корпоративное хранилище, которое бы позволило оперативно получать информацию в готовом виде, специалистам приходится работать с множеством различных информационных источников, баз данных и уже собственными силами анализировать полученные сведения. Это объективная проблема роста, которая возникает, когда бизнес банка растет очень быстро. 2011 год принесет серьезные улучшения в этой сфере, над которыми департамент контроля кредитных операций и рисков работает совместно с департаментом информационных технологий. Планируется введение в эксплуатацию кредитного модуля в головной организации, обеспечивающего автоматизацию оформления кредитных операций с корпоративными клиентами, поэтапно будет сформирована единая база ссудозаемщиков, отражающая операции с кредитным риском на балансе банка в соответствии с целым рядом важных унифицированных реквизитов и справочных материалов.
Второй комплекс проблем связан с определенным несовершенством российского банковского законодательства. Принятие ряда уточнений и дополнений позволило бы банковской системе более эффективно взаимодействовать с заемщиками и точно определять свои риски. ВТБ находится в постоянном контакте с Банком России, Ассоциацией российских банков и вносит различные законодательные инициативы, которые часто находят поддержку органов власти и регулятора. Так, в настоящее время ведется работа над тем, чтобы существенно расширить понимание в российских правовых актах инструментов, формирующих регулятивный капитал банка. Ведь международные Базельские соглашения гораздо шире трактуют различные элементы, которые могут включаться в состав капитала банка. В частности, есть элементы, которые называются «гибридными формами капитала». Это определенные долговые заимствования на международном рынке, которые зарубежными надзорными органами в силу своих характеристик обычно воспринимаются как статьи дополнительного капитала. В отечественной практике, к сожалению, состав таких инструментов пока значительно уже. Что во многом сдерживает российские банки, не позволяя им решать ключевую на сегодняшний день проблему всей банковской системы — расширение и укрепление капитальной базы. Ведь капитал для банков — это важнейший элемент развития. От капитала, например, устанавливаются ограничения на размер крупного кредита на одного клиента. По действующей нормативной базе крупный кредит не может превышать 25% от капитала банка. Если при поддержке ряда других банков удастся реализовать инициативы и Центробанк согласится включать в расчет капитальной базы эти гибридные инструменты, то появится возможность, увязав эти новации с проведением IPO банка, увеличить максимальный размер кредита одному заемщику до $2 — 3 млрд.