Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международные стандарты финансовой отчетности"
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это документы, которые определяют общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагают варианты учета и оценки обязательств, активов и операций по их изменению.
Каждый стандарт содержит следующие элементы: номер стандарта, его название, цели, сферу применения, порядок учета, основные определения, раскрытие информации, дату вступления в силу. Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг охватываемых компаний.
МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они Комитетом международных стандартов финансовой отчетности.
К настоящему времени разработан 41 МСФО, среди них:
1) МСФО№ 1 «Представление финансовой отчетности»;
2 МСФО № 2 «Запасы»;
3 МСФО № 4 «Учет амортизации»;
4) МСФО № 7 «Отчет о движении денежных средств» и др.
Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения; другие страны (вт.ч. и Россия) принимают МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения соответственно национальным условиям (например, особенностям налоговых систем).
Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом частного сектора. Комитет создан в 1973 г. в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями 10 стран (Австралии, Германии, Голландии и др.). С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации – члены Международной федерации бухгалтеров. В настоящее время в состав КМСФО входят 143 профессиональные бухгалтерские организации из девяноста одной страны.
Основными целями деятельности КМСФО являются:
1) разработка и публикация международных стандартов финансовой отчетности, которые должны соблюдаться при представлении финансовых отчетов;
2) работа по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовых отчетов. КМСФО добился значительных успехов в достижении обеих целей.
В настоящее время МСФО добровольно применяют при составлении отчетности около 40 тыс. транснациональных корпораций, охватывающих более 200 тыс. предприятий различных стран. Большинство бирж приняло МСФО для применения к акциям с международной котировкой (кроме бирж США, Канады и Японии).
В 1995 г. КМСФО заключил соглашение с Международной организацией комиссии по ценным бумагам (МОКЦБ) о подготовке ключевого комплекта МСФО. Уже реализовано 11 из 12 предусмотренных планом проектов. По заявлению МОКЦБ завершение этой работы позволит рассмотреть вопрос о поддержке стандартов КМСФО, что приведет к всеобщему принятию стандартов для международной котировки.
Российские организации, акции которых имеют международную котировку, и соответствующие компании Европейского союза должны перейти на составление отчетности по МСФО начиная с отчетности 2005 г.
В МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности» указано, что компания должна быть в состоянии выпустить свою финансовую отчетность в течение 6 месяцев после отчетной даты. Причем данный срок относится в равной степени к сводной финансовой отчетности группы взаимосвязанных компаний и отчетности юридических лиц. Практика свидетельствует, что подготовка годовой отчетности и аудит ее по международным стандартам укладываются в это время. Опыт отечественных компаний показывает, что полгода – вполне реальный срок для подготовки и аудита отчетности по МСФО в России.
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
МСФО внесли огромный вкладов совершенствование и гармонизацию финансовой отчетности в мировом масштабе.
Подходы к решению проблемы унификации бухгалтерского учета: 1У гармонизация; 2) стандартизация.
Данные подходы первоначально различались по заложенным в них идеологии и принципам реализации, но в последнее время оба термина используются как синонимы.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского экономического союза. Суть гармонизации – в каждой стране могут существовать свои модели организации учета и системы стандартов, их регулирующие, но эти стандарты не должны противоречить аналогичным стандартам в странах – членах Европейского экономического союза.
Идея стандартизации реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСфО Комитет занимается разработкой и публикацией международных стандартов учета (финансовой отчетности) – МСФО. Суть подхода – разработка унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Единые стандарты вводятся не законодательным путем, а при добровольном соглашении.
В настоящее время известно несколько систем бухгалтерского учета, объединенных по экономическому признаку:
1) англо-американская модель – ориентируется в отчетности на инвесторов и кредиторов предприятия;
2) континентальная модель (европейская) – характеризуется следующими особенностями: высокая степень вмешательства государства в учетную практику; обязательное следование утвержденным
принципам отражения операций; бухгалтерская отчетность ориентирована на удовлетворение информированности фискальных органов; 3) южноамериканская модель – ориентируется на налоговые государственные интересы, в связи с чем бухгалтерский учет законодательно унифицирован. Формы использования МСФО:
1) применение МСФО в качестве национальных;
2) использование МСФО в качестве национальных но с условием, что для вопросов, не затронутых МСФО, разрабатываются национальные стандарты;
3) использование МСФО в качестве национальных, но в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями;
4) национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительное их разъяснение. Объективные преимущества МСФО перед
национальными стандартами:
1) четкая экономическая логика;
2) обобщение мировой практики в области учета;
3) простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
Недостатки МСФО:
1) обобщенный характер стандартов предполагает большое многообразие методов учета;
2) отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретной ситуации. Национальные различия в уровне развития, традициях стран препятствуют внедрению МСФО.
В России МСФО внедряются с 1992 г. в связи с:
1) отсутствием достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности предприятий, пытающихся получить инвестиции;
2) большей прозрачностью и полезностью для пользователей финансовой отчетности, составленной по МСФО;
3) возможностью сокращения затрат времени и ресурсов для разработки новых национальных правил ведения бухгалтерского учета прииспользовании МСФО. В настоящее время МСФО переведены на 40 языков. Первое официальное издание МСФО на русском языке включало 34 стандарта и 3 ПКИ (интерпретации Постоянного комитета по интерпретациям) в 1998 г., второе издание (в настоящее время) – 41 стандарт и 16 ПКИ.
3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ УНИФИКАЦИИ УЧЕТА (ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ)
Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета и финансовой отчетности, включают в себя Международный комитет по бухгалтерским стандартам ilASC International Accounting Standards Committee), международную федерацию бухгалтеров (IFAC International Federation of Accountants), межправительственную рабочую группу экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН (I5AR Intergovernmental working group of experts on International Standards of Accounting and Reporting), Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD Organization for Economic Cooperation and Development), Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO International Organization of Securities Commissions) и др.
Создание системы МСФО – это один из подходов к решению проблемы унификации бухгалтерского учета на международном уровне.
В настоящее время он включает в себя более 100 организаций-членов.
К 2006 г. разработано более 30 учетных стандартов, касающихся различных аспектов ведения учета, таких как:
1) раскрытие учетной политики;
2) запасы;
3) учет износа основных средств;
4) информация, которая должна быть раскрыта в финансовой отчетности;
5) отчет о движении денежных средств;
6) чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике;
7) затраты на научные исследования и разработки;
8) потенциальные (непредвиденные) обязательства и события, произошедшие после даты составления баланса;
9) строительные контракты;
10) учет налогообложения прибыли;
11) Непредставление текущих (оборотных) активов и текущих (краткосрочных) обязательств;
12) отражение в отчетности финансовой информации о деятельности сегментов;
13) информация, отражающая результаты изменения цен;
14) основные средства;
15) учет лизинга;
16) доходы;
17) затраты на пенсионное обеспечение;
18) учет правительственных грантов (субсидий) и раскрытие информации о правительственной помощи;
19) результаты изменений курсов иностранных валют;
20) объединение предприятий;
21) затраты по заемным средствам;
22) раскрытие информации о взаимосвязанных сторонах;
23) учет инвестиций;
24) учет и отражение в отчетности пенсионных планов (схем);
25) консолидированная отчетность и учет инвестиций в дочерние предприятия (филиалы);
26) учет инвестиций в зависимые предприятия;
27) финансовая отчетность в условиях гиперинфляции;
28) раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов;
29) отражение в финансовой отчетности долей участия в совместных предприятиях;
30) финансовые инструменты: раскрытие и представление информации.
При их разработке делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в разных странах. Следует отметить, что в силу различных причин международные стандарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются многовариантностью подходов к решениюучетных проблем, они постоянно дорабатываются и изменяются, принимаются новые. Данный процесс протекает наиболее интенсивно, и в настоящий момент практически все стандарты находятся в ст31йии переработки. Интересно отметить, что в^эктябвр 1996 г. был предложен проект стандарта ^редсташюние финансовой отчетности», касающийся информации, которая должна содержаться в финансовой отчетности, и предлагающий ее формы.
4. КОМИТЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) – независимый орган частного сектора, цель которого состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности во всем мире. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности разработал Международные стандарты финансовой отчетности, которые были признаны во всем мире как эффективный инструментарий для представления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.
Именно стандарты Комитета по международным стандартам финансовой отчетности были выбраны в России как основа для создания новых российских стандартов.
С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации–члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).
Порядок составления финансовых отчетов в каждой стране определяется в большей или меньшей степени местными правилами. Эти правила включают в себя стандарты финансовой отчетности, публикуемые регулирующими органами и (или) профессиональными бухгалтерскими организациями этих стран.
До создания КМСФО бухгалтерские стандарты многих стран имели разночтения по форме и содержанию. КМСФО обобщил проекты положений, стандарты финансовой отчетности, уже изданные по каждому предмету, и в свете этих знаний разрабатывает международные стандарты финансовой отчетности для их принятия во всемирном масштабе (Введение к Международным стандартам финансовой отчетности).
МСФО не устанавливают конкретных сроков подготовки годовой финансовой отчетности компании.
Будучи неправительственной организацией, КМСФО не имеет полномочий по установлению каких-либо обязательных предписаний по данному вопросу. Предельные сроки отчетности в каждой стране определяются национальным законодательством, органами, регулирующими рынок ценных бумаг, или соответствующими национальными профессиональными организациями.
МСФО определяют общий подход к тому, в какие сроки необходимо готовить финансовую отчетность. При решении данного вопроса первостепенное значение имеет обеспечение такой качественной характеристики финансовой отчетности, как уместность. Согласно принципам подготовки и составления финансовой отчетности уместная отчетная информация помогает пользователям оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки. Уместность информации означает, что она влияет на экономические решения, принимаемые пользователями. Отчетная информация выполняет прогностическую и подтверждающую функции.
Информация о работе Курс лекций по " Международному стандарту финансовой отчетности"