Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международные стандарты финансовой отчетности"
Постановлением от 06.03.1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» был принят план внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета: в течение 1998-1999 гг. должно было быть утверждены и внедрены в практику 22 стандарта.
В бухгалтерском учете отражали коммерческие (рыночные) отношения между предприятиями (поставщиками и покупателями, подрядчиками и заказчиками), подсчитывали финансовые результаты (прибыль и убытки), признаваемые в те времена атрибутами системы капитализма. В этих условиях изучение и применение положительного опыта из практики фирм и компаний стран с развитой рыночной экономикой не представляло особых трудностей при перестройке российского учета. Было решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету, тем самым сохранив многолетнюю традицию в методологии учета.
Российские бухгалтера в прежних положениях и инструкциях получали предписания по организации не только синтетического, но и аналитического учета. В этих документах были регламентированы (во многих случаях рекомендованы) механизмы применения правил бухгалтерского учета по поступлению, движению и выбытию (использованию, списанию, реализации и др.) отдельных видов имущества и т.д.
Одним из важных достижений советского, а затем российского бухгалтерского учета является применение Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен ной деятельности организаций. При переходе экономики на рыночные отношения действие Плана счетов сохранено (в МСФО этот важнейший элемент метода бухгалтерского учета не предусмотрен).
Утверждаемые Минфином России Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) отражают все положительное, что содержится в МСФО, и все рациональное, что имелось в прежних централизованных указаниях по организации учета.
В ПБУ приведены базовые понятия и правила организации и ведения бухгалтерского учета, правила публикации отчетности, раскрытия в ней достоверной и правдивой информации. ПБУ недостаточно для надлежащей и объективной организации бухгалтерского учета и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В дополнение к издаваемым ПБУ надлежит разработать и довести до предприятий и организаций подробные методические рекомендации (указания) по ведению бухгалтерского учета отдельных видов активов (имущества, обязательств) и фактов хозяйственной деятельности.
10. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ I
МСФО имеют рекомендательный характер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их . использовании. Но поскольку МСФО – это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской), то I совершенно очевидно, что их слепое копирование 1 может негативно сказаться на национальной практике бухучета.
Принципиальная основа перехода на между- , народные стандарты – признание общих принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Принципы составления и подготовки финансовой отчетности подготовлены в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. I
Если какие-нибудь положения стандартов противоречат принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при раз- , работке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться. I
В соответствии с принципами цель финансовой I отчетности – представление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Вот эта информация необходима для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.
К пользователям финансовой отчетности относят работников, инвесторов, заимодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.
Помимо целей концептуальные основы, определяют общие принципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчетности.
Общие принципы международных стандартов были приняты правлением в апреле 1989 г., и их можно разделить на 2 группы: 1) основополагающие допущения:
а) метод начисления. Хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по
мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Операции будут учитываться в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Принцип дает возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Допустимое неполучение части объявленных к получению денежных средств корректируется своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счет уменьшения финансовых результатов отчетного периода; б) непрерывность деятельности. Предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта; 2) качественные характеристики информации (понятность, уместность, существенность, надежность, нейтральность, осмотрительность, преобладание сущности над формой, сопоставимость, своевременность, полнота и др.).
Понятность предполагает возможность быстрого восприятия информации пользователем при условии, что пользователь обладает достаточными знаниями в области бизнеса и бухгалтерского учета.
Преобладание сущности над формой, т.е. информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделки, сколько ее экономическую сущность.
Сопоставимость означает, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть сопоставима во времени и сравнима с информацией других предприятий, чтобы идентифицировать тенденции в его финансовом положении.
11. ПРИМЕНЕНИЕ МСФО В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА I
Международные стандарты широко используются во всем мире. Уровни их применения:
1) в качестве национальных стандартов. Национальные организации по разработке стандартов финансовой отчетности используют МСФО как ориентир для разработки собственных стандартов;
2) в качестве фондовых бирж, регулирующих или j разрешающих компаниям представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии
с МСФО. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться;
3) в качестве самих компаний. По информации КМСФО, в настоящее время уже около 10 компаний представляют финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО, что подтверждено аудиторским заключением.
Использование МСФО в различных странах мира:
1) МСФО разрешены к использованию в Австрии, Литве, России, Финляндии, Швейцарии, Южной Америке;
2) МСФО обязательны для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках (Армении, Гондураса, Грузии, Египта, Иордании, Югославии, Ямайки);
3) МСФО обязательны для некоторых компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках (Бахрейна (для банков), Китая, ОАЭ (для банков), Румынии (для стратегических компаний, с 2005 г. для всех крупных компаний), Украины (для банков));
4) МСФО планируются с 2005 г. для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках (Австралии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Лихтенштейна, Люксембурга, Швеции, Финляндии, Франции);
5) МСФО обязательны для всех компаний, котирующихся на национальных фондовых рынках после вступления в ЕС (в Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Словакии, Словении, Чехии);
6) МСФО планируются с 2007 г. для всех компаний,
котирующихся на национальных фондовых рынках
(в Новой Зеландии).
Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование предприятий только при представлении отчетности, составленной по МСФО.
Например, когда предоставляют кредит российскому предприятию, то Европейский банк развития и реконструкции (вложивший в российскую экономику порядка 3 млрд. долларов) требует:
1) представлять ЕБРР заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО;
2) поддерживать определенный уровень финансовых коэффициентов, рассчитываемых с использованием данных МСФО;
3) обеспечивать адекватную работу систем учета затрат, бухгалтерского учета и управления информацией, достоверно и точно отражающих финансовое состояние компании и результаты ее деятельности.
В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МФСО, а именно адаптация к национальным стандартам. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.
На сегодняшний день отчетность по международным стандартам готовят крупнейшие российские компании: ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России».
Несмотря на все большее распространение МСФО, ряд стран пока не спешит переходить на новые стандарты (США и Канада). Американская система учета (US GAAP) является одной из ведущих в мире. Она занимает прочные позиции, поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по трансформации отчетности в соответствии с GAAP. Организация должна издавать международные стандарты для использования на рынках капитала.
12. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ МСУ (ФО)
Раскрывая цели, организационную структуру и деятельность КМСФО, целесообразно рассмотреть исторический аспект координации бухгалтерского учета в мировом масштабе.
Международная координация учета началась с 1904 г., с момента созыва Первого международного конгресса бухгалтеров. Затем конгрессы проводились каждые 5 лет.
На конгрессе в 1972 г. был создан Международный координационный комитет по развитию бухгалтерской профессии. Затем в 1977 г. он был преобразован в Международную федерацию бухгалтеров.
В процессе работы этих организации в 1973 г. был создан КМСФО, для чего было подписано соглашение между профессиональными организациями бухгалтеров 10 развитых стран.
В 1984 г. было опубликовано мнение лондонской фондовой биржи. Всем иностранным корпорациям было рекомендовано придерживаться международных стандартов.
В 1987 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между МСФО и Международной организацией комиссии по ценным бумагам.
В 1993 г. этими организациями было подписано соглашение о том, что при котировке акций на фондовых биржах компания должна составлять отчетность в соответствии с международными стандартами.
Традиционно процесс разработки МСФО включает в себя этапы:
1) формирования подготовительного комитета (Steering Committee). Комитет формируется правлением из специалистов не менее чем из 3 стран и возглавляется представителем правления. В подготовительные комитеты могут также входить представители других организаций, представленных в правлении, консультативной группе, эксперт в определенной области;
2) разработку проекта стандарта. Подготовительный комитет намечает план работы над проектом,
затем тщательно изучает практику учета по данному вопросу в различных странах, в т.ч. различные учетные приемы, подходящие различным условиям. По итогам исследования Комитет представляет на рассмотрение правления Совета по международным стандартам финансовой отчетности (СМФО) общий план разработки проекта МСФО;
3) подготовку рабочего проекта положений стандарта. Входе данного этапа, который обычно длится около 4 месяцев, подготовительный комитет готовит проект изложения принципов (Draft Statement of Principles) или другой дискуссионный документ. В нем формулируются основные принципы подготовки следующего документа – проекта международного стандарта финансовой отчетности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. Все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определенных случаях еще до Проекта изложения принципов правление может предложить вопрос на обсуждение;
4) утверждение правлением рабочего проекта положений стандарта. После рассмотрения всех замечаний по рабочему проекту положений подготовительный комитет согласовывает его окончательный вариант и представляет на утверждение правления;
5) составление плана разработки международного стандарта. Подготовительный комитет составляет проект международного стандарта финансовой отчетности, который после его одобрения двумя третями правления обычно публикуется, и все стороны могут вносить в него замечания и предложения. Данная стадия может продолжаться от 1 до 3 месяцев;
6) подготовку проекта международного стандарта. Подготовительный комитет рассматривает все замечания и передает проект на рассмотрение правления. Для принятия и опубликования нового стандарта необходимо по меньшей мере 12 голосов членов правления (из 16). В противном случае правление может принять решение о проведении дополнительных консультаций и внесении необходимых изменений в проект. На практике это требует составления нового проекта МСФО.
Информация о работе Курс лекций по " Международному стандарту финансовой отчетности"