Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международные стандарты финансовой отчетности"
14. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (ФО), ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Составление финансовой отчетности по международным стандартам предполагает соблюдение основных правил, которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовой отчетности.
Применение международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах:
1) непрерывность деятельности;
2) начисление.
Финансовая отчетность состоит из:
1) бухгалтерского баланса;
2) отчета о прибылях и убытках;
3) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
4) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
5) пояснительной записки.
В соответствии с п. 28 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. В соответствии с п. 1 приказа Минфина России № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и доп. от 31.12.2004 г) включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» считать формой №3,«Отчет о движении денежных средств» – формой № 4, «Приложение к бухгалтерскому балансу» – формой № 5, «Отчет о целевом использовании полученных средств» – формой № 6.
Элементы финансовой отчетности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности.
Для оценки финансового положения результатов финансовой деятельности необходимы элементы финансовых отчетов – финансовые операции, сгруппированные в классы в соответствии с их экономическими характеристиками.
Существуют 5 элементов финансовой отчетности. Рассмотрим классификацию элементов финансовой отчетности:
1) активы. В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод предприятия. Такая трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства предприятия, проклассифицированные по составу на определенную дату и составляющие левую часть баланса;
2) обязательства. Это существующие в настоящий момент обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономических выгод. Понимание обязательств также не соответствует принятому в России, где обязательства считаются источниками средств предприятия, сгруппированными в правой стороне баланса;
3) капитал. Это оставшаяся доля собственных активов предприятия после вычета обязательств. Такая трактовка капитала обусловлена тем, что в случае ликвидации предприятия кредиторы имеют приоритет перед собственниками, и их требования удовлетворяются в первую очередь;
4) доходы. Это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (увеличение капитала не за счет вкладов собственников);
5) расходы. Это уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (уменьшение капитала не за счет изъятий собственников). Убытки считаются по своей сути расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.
15. ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАЦИИ К ПЕРЕХОДУ НА МСФО
Подготовительная работа включает разработку учетной политики для составления отчетности по МСФО, расширение информационной емкости действующего плана счетов бухгалтерского учета путем включения в него многочисленных субсчетов.
При наличии у компании дочерних организаций для подготовки трансформации отчетности в соответствии с МСФО собирается объемная дополнительная информация для составления сводной финансовой отчетности в соответствии с требованиям МСФО.
Инициатива трансформации отчетности может исходить от материнской иностранной компании, инвестора или от руководства самой компании. Перед проведением трансформации учетная политика дочерней российской компании проверяется на соответствие учетной политике материнской компании. При этом выявляются различия между методами и способами бухгалтерского учета, выбранными российской организацией и применяемыми материнской компанией. При трансформации необходимо совмещение отчетных дат, поскольку финансовый год материнской и дочерней компаний может не совпадать.
Сводная (консолидированная) финансовая отчетность – отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единой компании с целью информирования инвесторов о состоянии дел в группе в целом без учета формальных границ между юридическими лицами.
Задача составления консолидированной отчетности – выделение внутригруппового оборота. При составлении сводной финансовой отчетности строки отчетов материнской и дочерних компаний объединяются путем сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Из отчетности исключаются остатки по расчетам внутри группы, нереализованные прибыли и убытки от операций внутри группы. Для определения итоговых оборотов и результатов деятельности ,
исключаются обороты по финансово-хозяйственным операциям между участниками группы (внутригрупповой оборот). Это позволяет пользователям финансовой отчетности материнской компании получить информацию о текущем финансовом положении, результатах деятельности и изменениях капитала за отчетный период в группе компаний в целом. Формы трансформации отчетности:
1) трансляция бухгалтерского учета – еженедельная пересылка данных по всем операциям в инвалюте от дочерних компаний материнской;
2) трансформация и трансляция финансовой отчетности.
Трансформация финансовой отчетности – это проведение анализа финансовой отчетности и внесение корректировок, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия.
Преимущества и недостатки трансформации в МСФО.
Процесс конверсии финансовой отчетности с российских стандартов бухгалтерского учета на МСФО требует от российских компаний ведения двойного учета. В результате компании готовят 2 типа финансовых отчетов. Процесс трансформации может проводиться на основе существующих данных, что требует меньших затрат. Процесс трансформации финансовой отчетности проводится по мере необходимости и не влечет постоянных накладных расходов. Недостаток процесса трансформации заключается в том, что точность информации в какой-то мере зависит от знаний и умений того, кто проводит трансформацию.
Формирование отчетности в соответствии с МСФО приобретает в последнее время все большую актуальность для российских компаний. Многие их них уже сегодня ведут параллельную отчетность по МСФО. С принятием в 2004 г. новой концепции реформирования российской системы бухгалтерского учета путем приведения ее в соответствие с международными принципами составление отчетности по стандартам МСФО в ближайшие годы должно стать обязательным и для всех российских компаний.
16. ОШИБКИ И ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ (МСФО № 8)
Чистая прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами компании за вычетом налога на прибыль. Чистая прибыль или убыток за период состоит из прибыли или убытка от основной деятельности и результатов чрезвычайных обстоятельств.
Результаты от обычной деятельности представляют собой результаты деятельности, предпринимаемой компанией в качестве составной части своего бизнеса, а также других связанных с ней видов деятельности.
Необходимо отдельно раскрывать статьи доходов и расходов в рамках прибыли или убытков от обычной деятельности, размеры, характер и происхождение которых таковы, что их раскрытие уместно для объяснения результатов деятельности компании.
Результаты чрезвычайных обстоятельств представляют собой доходы и расходы, возникающие в результате событий или сделок, четко отличаемых от обычной деятельности компании, частого или повторяющегося появления которых в этой связи не ожидается.
Изменения в бухгалтерской оценке имеют отношения к неопределенности, присущей хозяйственной деятельности, в результате чего многие статьи нельзя измерить, можно только оценить.
Бухгалтерская оценка представляет собой приближенные значения, которые нуждаются в пересмотре по мере поступления дополнительной информации.
Согласно МСФО № 8 «Ошибки и изменения в учетной политике» результат изменений в бухгалтерской оценке должен включаться в расчет чистой прибыли или убытка, когда произошло изменение, если оно влияет на результат данного периода, если оно влияет на текущие и будущие результаты.
Фундаментальные ошибки – это ошибки, выявленные в текущем периоде, значение которых столь велико, что информацию, представленную в отчетности за предыдущий период, больше нельзя рассмотреть как надежную на момент ее , представления.
Стандартом приведены примеры фундаментальных ошибок:
1| результат математических просчетов;
2) ошибки при учетной политике;
3) результат искажения информации, обмана или невнимательности.
Согласно данному стандарту существуют 2 метода исправления ошибок:
1) основной. При нем корректируется сальдо нераспределенной прибыли на начало периода и пересчитываются сравнительные показатели;
2) альтернативный. Когда сумма корректировки включается в чистую прибыль или убыток за текущий период, сравнительные показатели не пересчитываются и представляются прогнозные сопоставления.
Изменения в учетной политике означают, что компания переходит от одного принципа к другому. Учетная политика может меняться в случаях:
1) если это изменение приведет к улучшению отражения событий и сделок в финансовой отчетности компании;
2) если эти изменения требуются международным стандартом;
3) когда этого требует законодательство. Ошибки и изменения в учетной политике, которые отражены в МСФО № 8 «Ошибки и изменения в учетной политике», не являются изменениями в принятии учетной политики для ранее происходивших событии или сделок, которые не были существенными.
Согласно данному стандарту существуют 3 способа отражения изменений в учетной политике. Рассмотрим подробно эти способы.
Ретроспективный способ, при котором необходима корректировка данных всех финансовых отчетов за предшествующие периоды.
Текущий способ, характеризуется корректировками суммарного эффекта от изменений в учетной политике.
Перспективный способ, означает, что нет необходимости в изменении данных предшествующих периодов; изменения влияют только на отчетность текущего и будущего периодов.
17. РАЗЛИЧИЯ В ПОНЯТИЯХ «АКТИВЫ» И «ПАССИВЫ» ПО РОССИЙСКИМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ '
Различия актива и пассива. . I
1. В законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность в Российской Федерации, нет \ определения категорий «активы», «обязательства» i и «капитал». В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) отсутствует трактовка актива и пассива баланса как хозяйственных средств и их источников. В связи с этим капитал рассматривается как один из видов пассива (до этого времени убытки прошлых лет рассматривались в российском законодательстве как активы). Трактовки элементов баланса в отечественных нормативах не совпадают с их трактовками в МСФО. Единственным документом, в котором они приближены к международным стандартам, является Концепция бухгалтерского учета РФ. Однако трактовки активов, обязательств и капитала, которые заявлены в Концепции, не согласуются с нормативными актами, в результате отсутствует механизм их реализации на практике.
2. Элементы отчетности признаются, только если | они удовлетворяют критериям признания, т.е. существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будет получена | или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно измерена.
В российской концепции также указываются критерии признания активов и обязательств, но трактовка признания капитала отсутствует, т.к. нет статей, посвященных концепции капитала и концепции его поддержания. Критерии признания активов и обязательств в Концепции совпадают с требованиями МСФО. Именно они остаются провозглашенными только в Концепции, на практике ни в одном нормативном акте нет даже термина «признание элементов отчетности». Отражение элементов в балансе российской бухгалтерской отчетности осуществляется на основании первичных документов, оформленных в соответствии с унифицированными формами. На практике отсутствует возможность применения профессиональных суждений бухгалтеров для определения вероятности получения или утраты экономических выгод. Таким образом, провозглашенный в Концепции подход к признанию активов, обязательств и капитала, несмотря на схожесть с МСФО, носит лишь декларативный характер.
3. В соответствии с МСФО элементы отчетности оцениваются в учете, использующем также методы, как:
Информация о работе Курс лекций по " Международному стандарту финансовой отчетности"