Курс лекций по " Международному стандарту финансовой отчетности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:05, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине: "Международные стандарты финансовой отчетности"

Работа состоит из  1 файл

лекции МСФО.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

 

14. СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (ФО), ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Составление финансовой отчетности по междуна­родным стандартам предполагает соблюдение основ­ных правил, которые определяют общий подход к под­готовке и представлению финансовой отчетности.

Применение международных стандартов фи­нансовой отчетности базируется на двух прин­ципах:

1) непрерывность деятельности;

2) начисление.

Финансовая отчетность состоит из:

1) бухгалтерского баланса;

2) отчета о прибылях и убытках;

3) приложений к ним, предусмотренных нормативны­ми актами;

4) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности органи­зации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

5) пояснительной записки.

В соответствии с п. 28 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская от­четность организаций» пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях ка­питала и др.) и в виде пояснительной записки. В соот­ветствии с п. 1 приказа Минфина России № 67н «О фор­мах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и доп. от 31.12.2004 г) включаемые в состав приложе­ний к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убыт­ках бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» считать формой №3,«Отчет о движении денежных средств» – формой № 4, «Приложение к бухгалтерско­му балансу» – формой № 5, «Отчет о целевом исполь­зовании полученных средств» – формой № 6.

Элементы финансовой отчетности – это эко­номические категории, которые связаны с предостав­лением информации о финансовом состоянии пред­приятия и результатах его деятельности.

Для оценки финансового положения результатов финансовой деятельности необходимы элементы финансовых отчетов – финансовые операции, сгруп­пированные в классы в соответствии с их экономи­ческими характеристиками.

Существуют 5 элементов финансовой отчетности. Рассмотрим классификацию элементов финан­совой отчетности:

1) активы. В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприя­тием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод пред­приятия. Такая трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства предприятия, проклассифицированные по составу на определен­ную дату и составляющие левую часть баланса;

2) обязательства. Это существующие в настоящий момент обязательства компании, являющиеся ре­зультатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономи­ческих выгод. Понимание обязательств также не соответствует принятому в России, где обязатель­ства считаются источниками средств предприятия, сгруппированными в правой стороне баланса;

3) капитал. Это оставшаяся доля собственных акти­вов предприятия после вычета обязательств. Та­кая трактовка капитала обусловлена тем, что в слу­чае ликвидации предприятия кредиторы имеют приоритет перед собственниками, и их требова­ния удовлетворяются в первую очередь;

4) доходы. Это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выра­жается в увеличении активов или уменьшении обя­зательств, результатом которых является увели­чение капитала (увеличение капитала не за счет вкладов собственников);

5) расходы. Это уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в умень­шении или потере стоимости активов или увели­чении обязательств, которые приводят к уменьше­нию капитала (уменьшение капитала не за счет изъятий собственников). Убытки считаются по своей сути расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.

 


15. ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАЦИИ К ПЕРЕХОДУ НА МСФО

Подготовительная работа включает разработку учетной политики для составления отчетности по МСФО, расширение информационной емкости дей­ствующего плана счетов бухгалтерского учета путем включения в него многочисленных субсчетов.

При наличии у компании дочерних организаций для подготовки трансформации отчетности в соответ­ствии с МСФО собирается объемная дополнитель­ная информация для составления сводной финансо­вой отчетности в соответствии с требованиям МСФО.

Инициатива трансформации отчетности может исходить от материнской иностранной компании, инвестора или от руководства самой компании. Пе­ред проведением трансформации учетная политика дочерней российской компании проверяется на со­ответствие учетной политике материнской компа­нии. При этом выявляются различия между метода­ми и способами бухгалтерского учета, выбранными российской организацией и применяемыми мате­ринской компанией. При трансформации необходимо совмещение отчетных дат, поскольку финансовый год материнской и дочерней компаний может не совпа­дать.

Сводная (консолидированная) финансовая отчетность – отчетность группы, представленная как финансовая отчетность единой компании с целью информирования инвесторов о состоянии дел в груп­пе в целом без учета формальных границ между юри­дическими лицами.

Задача составления консолидированной отчетности – выделение внутригруппового оборо­та. При составлении сводной финансовой отчетно­сти строки отчетов материнской и дочерних компа­ний объединяются путем сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. Из отчетности исключаются остатки по расчетам внутри группы, нереализованные прибыли и убытки от операций внутри группы. Для определе­ния итоговых оборотов и результатов деятельности ,

исключаются обороты по финансово-хозяйственным операциям между участниками группы (внутригрупповой оборот). Это позволяет пользователям фи­нансовой отчетности материнской компании получить информацию о текущем финансовом положении, ре­зультатах деятельности и изменениях капитала за от­четный период в группе компаний в целом. Формы трансформации отчетности:

1) трансляция бухгалтерского учета – еженедельная пересылка данных по всем операциям в инвалюте от дочерних компаний материнской;

2) трансформация и трансляция финансовой отчет­ности.

Трансформация финансовой отчетности – это проведение анализа финансовой отчетности и вне­сение корректировок, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия.

Преимущества и недостатки трансформа­ции в МСФО.

Процесс конверсии финансовой отчетности с рос­сийских стандартов бухгалтерского учета на МСФО требует от российских компаний ведения двойного учета. В результате компании готовят 2 типа финан­совых отчетов. Процесс трансформации может про­водиться на основе существующих данных, что тре­бует меньших затрат. Процесс трансформации финансовой отчетности проводится по мере необхо­димости и не влечет постоянных накладных расходов. Недостаток процесса трансформации заключается в том, что точность информации в какой-то мере за­висит от знаний и умений того, кто проводит транс­формацию.

Формирование отчетности в соответствии с МСФО приобретает в последнее время все большую ак­туальность для российских компаний. Многие их них уже сегодня ведут параллельную отчетность по МСФО. С принятием в 2004 г. новой концепции рефор­мирования российской системы бухгалтерского учета путем приведения ее в соответствие с международны­ми принципами составление отчетности по стандар­там МСФО в ближайшие годы должно стать обязатель­ным и для всех российских компаний.

 


16. ОШИБКИ И ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ (МСФО № 8)

Чистая прибыль представляет собой разницу меж­ду доходами и расходами компании за вычетом на­лога на прибыль. Чистая прибыль или убыток за пе­риод состоит из прибыли или убытка от основной деятельности и результатов чрезвычайных обстоя­тельств.

Результаты от обычной деятельности представ­ляют собой результаты деятельности, предпринима­емой компанией в качестве составной части своего бизнеса, а также других связанных с ней видов дея­тельности.

Необходимо отдельно раскрывать статьи доходов и расходов в рамках прибыли или убытков от обычной деятельности, размеры, характер и происхождение которых таковы, что их раскрытие уместно для объяс­нения результатов деятельности компании.

Результаты чрезвычайных обстоятельств представ­ляют собой доходы и расходы, возникающие в результа­те событий или сделок, четко отличаемых от обычной деятельности компании, частого или повторяюще­гося появления которых в этой связи не ожидается.

Изменения в бухгалтерской оценке имеют отно­шения к неопределенности, присущей хозяйственной деятельности, в результате чего многие статьи нельзя измерить, можно только оценить.

Бухгалтерская оценка представляет собой прибли­женные значения, которые нуждаются в пересмотре по мере поступления дополнительной информации.

Согласно МСФО № 8 «Ошибки и изменения в учет­ной политике» результат изменений в бухгалтерской оценке должен включаться в расчет чистой прибыли или убытка, когда произошло изменение, если оно влияет на результат данного периода, если оно влияет на текущие и будущие результаты.

Фундаментальные ошибки – это ошибки, выявленные в текущем периоде, значение кото­рых столь велико, что информацию, представлен­ную в отчетности за предыдущий период, больше нельзя рассмотреть как надежную на момент ее , представления.

Стандартом приведены примеры фунда­ментальных ошибок:

1| результат математических просчетов;

2) ошибки при учетной политике;

3) результат искажения информации, обмана или невнимательности.

Согласно данному стандарту существуют 2 мето­да исправления ошибок:

1) основной. При нем корректируется сальдо не­распределенной прибыли на начало периода и пересчитываются сравнительные показатели;

2) альтернативный. Когда сумма корректировки включается в чистую прибыль или убыток за текущий период, сравнительные показатели не пересчитываются и представляются прогнозные сопоставления.

Изменения в учетной политике означают, что ком­пания переходит от одного принципа к другому. Учетная политика может меняться в случаях:

1) если это изменение приведет к улучшению отра­жения событий и сделок в финансовой отчетности компании;

2) если эти изменения требуются международным стандартом;

3) когда этого требует законодательство. Ошибки и изменения в учетной политике, кото­рые отражены в МСФО № 8 «Ошибки и изменения в учетной политике», не являются изменениями в принятии учетной политики для ранее происходив­ших событии или сделок, которые не были существен­ными.

Согласно данному стандарту существуют 3 спо­соба отражения изменений в учетной политике. Рас­смотрим подробно эти способы.

Ретроспективный способ, при котором необ­ходима корректировка данных всех финансовых от­четов за предшествующие периоды.

Текущий способ, характеризуется корректиров­ками суммарного эффекта от изменений в учетной политике.

Перспективный способ, означает, что нет необ­ходимости в изменении данных предшествующих периодов; изменения влияют только на отчетность текущего и будущего периодов.

 

17. РАЗЛИЧИЯ В ПОНЯТИЯХ «АКТИВЫ» И «ПАССИВЫ» ПО РОССИЙСКИМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ '

Различия актива и пассива. . I

1. В законодательных актах, регламентирующих учет и отчетность в Российской Федерации, нет \ определения категорий «активы», «обязательства» i и «капитал». В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) отсутствует трактовка актива и пассива баланса как хозяйственных средств и их источников. В связи с этим капитал рассматривается как один из видов пассива (до этого времени убытки прошлых лет рассматривались в российском законодательстве как активы). Трактовки элементов баланса в отечественных нормативах не совпадают с их трактовками в МСФО. Единственным документом, в котором они приближены к международным стандартам, является Концепция бухгалтерского учета РФ. Однако трактовки активов, обязательств и капитала, которые заявлены в Концепции, не согласуются с нормативными актами, в результате отсутствует механизм их реализации на практике.

2. Элементы отчетности признаются, только если | они удовлетворяют критериям признания, т.е. существует вероятность того, что любая экономическая выгода, ассоциируемая с ним, будет получена | или утрачена компанией, а также элемент имеет стоимость или оценку, которая может быть надежно из­мерена.

В российской концепции также указываются крите­рии признания активов и обязательств, но трактовка признания капитала отсутствует, т.к. нет статей, посвященных концепции капитала и концепции его поддержания. Критерии признания активов и обязательств в Концепции совпадают с требованиями МСФО. Именно они остаются провозглашенными только в Концепции, на практике ни в одном нормативном акте нет даже термина «признание элементов отчетности». Отражение элементов в балансе российской бухгалтерской отчетности осу­ществляется на основании первичных документов, оформленных в соответствии с унифицированными формами. На практике отсутствует возможность при­менения профессиональных суждений бухгалтеров для определения вероятности получения или утраты экономических выгод. Таким образом, провозглашен­ный в Концепции подход к признанию активов, обяза­тельств и капитала, несмотря на схожесть с МСФО, носит лишь декларативный характер.

3. В соответствии с МСФО элементы отчетности оцениваются в учете, использующем также мето­ды, как:

Информация о работе Курс лекций по " Международному стандарту финансовой отчетности"