Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.
Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии
Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.
Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов
Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.
Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам
Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.
Библиографический список.
Пластиковых карточек сорок лет назад не существовало, и для снятия денег использовались специальные ваучеры, которые надо было заранее получить в банке. Спустя несколько лет другой шотландец — Джим Гудфеллоу — придумал использовать секретный ПИН-код для защиты от несанкционированного доступа к банковским счетам, а первые пластиковые карточки с магнитной полосой появились в США.
После загрузки карты в картоприемник банкомата держателю карты предлагается ввести секретный код (ПИН-код) для идентификации картодержателя. Далее предлагается выбор доступных операций. После выбора операции банкомат шифрует полученную информацию (про содержимое магнитной полосы/чипа, введенный ПИН-код, запрошенную операцию) и передает данные в процессинговый центр банка-эквайера (банка, обслуживающего банкомат). Далее процессинговый центр отправляет электронный запрос на совершение операции в процессинговый центр банка-эмитента (банка выдавшего карту) и получив согласие либо отказ (код авторизации) передает банкомату команды на выполнение запроса. При этом все действия по отправке запроса, обработке ответа на запрос, выдаче/приему денег из кассет журналируются, что позволяет провести расследование в случае, если операция оспорена.
Так как ПИН-код известен только держателю карты, операции, подтвержденные ПИН-кодом, считаются выполненными непосредственно держателем карты.
Точная статистика по числу используемых в мире банкоматов отсутствует, однако, по оценкам Ассоциации производителей банкоматов (ATM Industry Association или ATMIA), в мире установлено 1,5 миллиона банкоматов (данные на конец 2006 г.)[3] (к 2010 году ожидается рост до двух миллионов), а общий объем расходов на изготовление и эксплуатацию этих машин достигает 30 миллиардов долларов, а через три года — приблизится к отметке в 50 миллиардов долларов
Способ взлома в общих чертах таков: хакер делает дубликат карточки, узнают ПИН-код и снимают с неё деньги. Есть два способа узнать эту информацию.
Считывание карточки и ПИН-кодаДля этого нужны: скиммер (устройство, позволяющее скопировать магнитную полосу платёжной карты) и клавиатурный шпион для считывания ПИН-кода — либо в виде скрытой видеокамеры, либо накладка на клавиатуру. Обычно взламывают неохраняемые уличные банкоматы.
NCR hangs on to world ATM lead, www.atmmarketplace.com. Based on a 2000 Nilson Report
http://news.bbc.co.uk/2/
http://www.
Лекция №6. Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Дистанционное
банковское обслуживание (ДБО) — общий
термин для технологий предоставления
банковских услуг на основании распоряжений,
передаваемых клиентом удаленным образом
(то есть без его визита в банк), чаще всего
с использованием компьютерных сетей.
В английском языке для описания технологий
ДБО используются различные в ряде случаев
пересекающиеся по значению термины:
on-line banking, remote banking, direct
banking, home banking, internet banking,
PC banking, phone banking, mobile-banking,
WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking,
TV-banking.
2. Виды
дистанционного банковского обслуживания.
Технологии дистанционного банковского обслуживания можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:
Виды дистанционного банковского обслуживания включают в себя:
2.1. Системы «Клиент-Банк»
Системы
типа «Клиент-Банк» основаны на предоставленном
банком программном обеспечении (иногда—
на основе Фидонет-мейлера), установленном
на рабочих станциях клиента банка, и могут
использовать в качестве средств коммуникаций
как частные сети, так и сеть Интернет.
Банк при этом предоставляет клиенту техническую
и методическую поддержку при установке
системы и начальном обучении персонала
клиента, обновлении программного обеспечения,
а в дальнейшем также консультации и рекомендации.
Как правило, системы Клиент-банк обеспечивают
полноценное расчетное и депозитарное
обслуживание и ведение рублевых и валютных
счетов с удалённого рабочего места клиента
банка. Использование систем «Клиент-Банк»
для обслуживания юридических лиц до сих
пор является одной из наиболее популярных
технологий ДБО в России.
2.2.
Интернет-банкинг
Интернет-банкинг—
это общее название технологий ДБО, при
котором доступ к счетам и операциям (по
ним) предоставляется в любое время и
q любого компьютера, имеющего доступ в
Интернет. Для выполнения операций используется
браузер, то есть отсутствует необходимость
установки клиентской части программного
обеспечения системы.
Интернет-банкинг
организован на системе Клиент-Банк, с
использованием технологии тонкого клиента.
Как правило, услуги Интернет-банкинга включают:
Важным
свойством безопасности интернет-банкинга
является подтверждение транзакций с
помощью одноразовых паролей (чтобы перехват
трафика не давал бы злоумышленнику возможности
получить доступ над нашими финансами).
Хотя теоретическая- возможность подмены
сервера всё же остаётся, однако осуществление
подобного мошенничества довольно проблематично
(особенно если использовать
SSL соединение с сертификатом, подписанным
третьей стороной).
Банк | Сайт | Одноразовые пароли | Цифровая подпись |
Webmoney | http://webmoney.ru | да, enum авторизация | |
Яндекс. Деньги | http://money.yandex.ru | нет | |
Альфа-банк | https://click.alfabank.ru/ | да, через SMS | |
ING Банк, Украина | https://homebank.ing.ua/ | да, через SMS | |
Банк Москвы | https://ibank.mmbank.ru | да, токен | |
ВТБ24 (ранее Гута-банк) | https://www.telebank.ru | да, скрэтч-карта | Да, с
программой Inter-PRO |
ЮниКредит Банк | http://enter.unicredit.ru/ | да, скрэтч-карта | |
Ситибанк | http://www.citibank.ru/ | нет |
Таблица
2.2.1. Сравнение банковских систем.
2.3. Мобильный банкинг
Мобильный
банкинг (mobile-banking) предполагает использование
средств мобильной коммуникации (телефон,
PDA — Personal Digital Assistant и др.) й отдельных услуг
операторов связи.
SMS-банкинг
(англ. SMS Banking) — одно из определений технологий
дистанционного банковского обслуживания,
при котором доступ к счетам и операциям
по счетам предоставляется в любое время
и с использованием номера мобильного
телефона клиента, предварительно зарегистрированного
в банке. Для выполнения операций используется
SMS, то есть отсутствует необходимость
установки клиентской части программного
обеспечения на мобильный телефон (в частности
JAVA приложения).
Как правило, услуги SMS-банкинга включают:
2.4. Телефонный
банкинг
Технологии
Телефонного банкинга (phone-banking) основаны
на звуковом методе передачи информации
с использованием операторов телефонного
обслуживания (Call Center) или- посредством
автоматических систем с использованием
кнопочного телефона (Touch
Tone Telephone) и средств компьютеризованной
телефонной связи (технологии
IVR (Interactive Voice Response), Speech
to Text, Text to Speech).
С использованием технологий телефонного банкинга могут быть предоставлены следующие услуги:
2.5. ДБО
с использованием устройств банковского
самообслуживания
Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:
Банкомат
— программно-технический комплекс, предназначенный
для автоматизированных выдачи и приёма
наличных денежных средств с использованием
платёжных карт, а также выполнения других
операций, в том числе оплаты товаров и
услуг, составления документов, подтверждающих
соответствующие операции.
Порядок применения банкоматов в осуществлении расчётов по банковским картам в России определяется Положением Банка России Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт № 266-П от 24 декабря 2004 г.
Платёжный терминал - аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания. Для платёжного терминала характерна высокая степень автономности его работы. Контроль за работой можно производить через Интернет
Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"