Лекции по "Современные банковские технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций

Описание

Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

Содержание

Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.

Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии

Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.

Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов

Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.

Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам

Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.

Библиографический список.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Современные банковские технологии..doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

     Пластиковых карточек сорок лет назад не существовало, и для снятия денег использовались специальные ваучеры, которые надо было заранее получить в банке. Спустя несколько лет другой шотландец — Джим Гудфеллоу — придумал использовать секретный ПИН-код для защиты от несанкционированного доступа к банковским счетам, а первые пластиковые карточки с магнитной полосой появились в США.

     После загрузки карты в картоприемник банкомата держателю карты предлагается ввести секретный код (ПИН-код) для идентификации картодержателя. Далее предлагается выбор доступных операций. После выбора операции банкомат шифрует полученную информацию (про содержимое магнитной полосы/чипа, введенный ПИН-код, запрошенную операцию) и передает данные в процессинговый центр банка-эквайера (банка, обслуживающего банкомат). Далее процессинговый центр отправляет электронный запрос на совершение операции в процессинговый центр банка-эмитента (банка выдавшего карту) и получив согласие либо отказ (код авторизации) передает банкомату команды на выполнение запроса. При этом все действия по отправке запроса, обработке ответа на запрос, выдаче/приему денег из кассет журналируются, что позволяет провести расследование в случае, если операция оспорена.

     Так как ПИН-код известен только держателю  карты, операции, подтвержденные ПИН-кодом, считаются выполненными непосредственно  держателем карты.

     Точная статистика по числу используемых в мире банкоматов отсутствует, однако, по оценкам Ассоциации производителей банкоматов (ATM Industry Association или ATMIA), в мире установлено 1,5 миллиона банкоматов (данные на конец 2006 г.)[3]2010 году ожидается рост до двух миллионов), а общий объем расходов на изготовление и эксплуатацию этих машин достигает 30 миллиардов долларов, а через три года — приблизится к отметке в 50 миллиардов долларов

     Способ взлома в  общих чертах таков: хакер делает дубликат карточки, узнают ПИН-код и  снимают с неё деньги. Есть два способа узнать эту информацию.

     Считывание карточки и ПИН-кодаДля этого нужны: скиммер (устройство, позволяющее скопировать магнитную полосу платёжной карты) и клавиатурный шпион для считывания ПИН-кода — либо в виде скрытой видеокамеры, либо накладка на клавиатуру. Обычно взламывают неохраняемые уличные банкоматы.

     Источники:

     NCR hangs on to world ATM lead, www.atmmarketplace.com. Based on a 2000 Nilson Report

     http://news.bbc.co.uk/2/hi/business/6230194.stm - The man who invented the cash machine

     http://www.atmmarketplace.com/news_story_24706.htm Number of ATMs worldwide expected to hit 1.5 million in December  

 

     Лекция №6. Дистанционное банковское обслуживание.

     Вопросы:

  1. Понятие дистанционного банковского обслуживания.
  2. Виды дистанционного банковского обслуживания.
  3. Система расчетов по банковским картам
 
    1. Понятие дистанционного банковского обслуживания.
 

     Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) — общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных сетей. В английском языке для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: on-line banking, remote banking, direct banking, home banking, internet banking, PC banking, phone banking, mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking. 

     2. Виды дистанционного банковского обслуживания. 

     Технологии дистанционного банковского обслуживания можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:

  1. PC-banking (к этой категории могут быть отнесены системы «Клиент-Банк»)
  2. Интернет банкинг
  3. Мобильный банкинг
  4. Телефонный банкинг (иногда используется термин телебанкинг)
  5. Обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания.
 

     Виды дистанционного банковского обслуживания включают в себя:

    1. Системы «Клиент-Банк»
    2. Интернет-банкинг
    3. Мобильный банкинг
    4. Телефонный банкинг
    5. ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания
 

     2.1. Системы «Клиент-Банк»

     Системы типа «Клиент-Банк» основаны на предоставленном банком программном обеспечении (иногда— на основе Фидонет-мейлера), установленном на рабочих станциях клиента банка, и могут использовать в качестве средств коммуникаций как частные сети, так и сеть Интернет. Банк при этом предоставляет клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы и начальном обучении персонала клиента, обновлении программного обеспечения, а в дальнейшем также консультации и рекомендации. Как правило, системы Клиент-банк обеспечивают полноценное расчетное и депозитарное обслуживание и ведение рублевых и валютных счетов с удалённого рабочего места клиента банка. Использование систем «Клиент-Банк» для обслуживания юридических лиц до сих пор является одной из наиболее популярных технологий ДБО в России. 

     2.2. Интернет-банкинг 

     Интернет-банкинг— это общее название технологий ДБО, при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и q любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы. 

     Интернет-банкинг организован на системе Клиент-Банк, с использованием технологии тонкого клиента. 

     Как правило, услуги Интернет-банкинга включают:

  • Выписки по счетам
  • Предоставление информация по банковским продуктам (депозиты, кредиты, ПИФ и т. д.)
  • Заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д.
  • Внутренние переводы на счета банка
  • Переводы на счета в других банках
  • Конвертация средств
 

     Важным свойством безопасности интернет-банкинга является подтверждение транзакций с помощью одноразовых паролей (чтобы перехват трафика не давал бы злоумышленнику возможности получить доступ над нашими финансами). Хотя теоретическая- возможность подмены сервера всё же остаётся, однако осуществление подобного мошенничества довольно проблематично (особенно если использовать SSL соединение с сертификатом, подписанным третьей стороной). 

Банк Сайт Одноразовые пароли Цифровая подпись
Webmoney http://webmoney.ru да, enum авторизация  
Яндекс. Деньги http://money.yandex.ru нет  
Альфа-банк https://click.alfabank.ru/ да, через SMS  
ING Банк, Украина https://homebank.ing.ua/ да, через SMS  
Банк Москвы https://ibank.mmbank.ru да, токен  
ВТБ24      (ранее Гута-банк) https://www.telebank.ru да, скрэтч-карта Да, с

программой

Inter-PRO

ЮниКредит Банк http://enter.unicredit.ru/ да, скрэтч-карта  
Ситибанк http://www.citibank.ru/ нет  
 

     Таблица 2.2.1. Сравнение банковских систем. 

2.3. Мобильный банкинг 

     Мобильный банкинг (mobile-banking) предполагает использование средств мобильной коммуникации (телефон, PDA — Personal Digital Assistant и др.) й отдельных услуг операторов связи. 

     SMS-банкинг (англ. SMS Banking) — одно из определений технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям по счетам предоставляется в любое время и с использованием номера мобильного телефона клиента, предварительно зарегистрированного в банке. Для выполнения операций используется SMS, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения на мобильный телефон (в частности JAVA приложения). 

     Как правило, услуги SMS-банкинга включают:

  • Подтверждение выполненных операций, которые привели к изменению доступного остатка по счету (списание или зачисление средств, блокировка суммы);
  • Запрос информации про состояние счета (доступный остаток, баланс, кредитный лимит, заблокированная сумма);
  • Запрос информации про'последние операции по счету;
  • Временная блокирование платёжной карты;
  • Разблокирование платёжной карты;
  • Временное увеличение лимитов по использованию платёжной карты;
  • Напоминание про окончание срока действия карты;
  • Напоминание про обязательные платежи (например, погашение задолженности по кредиту).
 

     2.4. Телефонный банкинг 

     Технологии Телефонного банкинга (phone-banking) основаны на звуковом методе передачи информации с использованием операторов телефонного обслуживания (Call Center) или- посредством автоматических систем с использованием кнопочного телефона (Touch Tone Telephone) и средств компьютеризованной телефонной связи (технологии IVR (Interactive Voice Response), Speech to Text, Text to Speech). 

     С использованием технологий телефонного банкинга могут быть предоставлены следующие услуги:

  • информация об остатках на счетах;
  • информацию о суммах поступлений в пользу клиента;
  • ввод заявок о проведении платежей, заказе наличности в любой валюте;
  • ввод заявок на предоставление факсимильной копия выписки по счету;
  • ввод заявок на передачу факсимильной копии платежного поручения.
 
 

     2.5. ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания 

     Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:

  • ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) — основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка.
  • ДБО с использованием платежных терминалов;
  • ДБО с использованием информационных киосков.

     Банкомат — программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизированных выдачи и приёма наличных денежных средств с использованием платёжных карт, а также выполнения других операций, в том числе оплаты товаров и услуг, составления документов, подтверждающих соответствующие операции. 

     Порядок применения банкоматов в осуществлении расчётов по банковским картам в России определяется Положением Банка России Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт № 266-П от 24 декабря 2004 г.

     Платёжный терминал - аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания. Для платёжного терминала характерна высокая степень автономности его работы. Контроль за работой можно производить через Интернет

Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"