Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:43, курс лекций
Информационная система управления – это совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, а также предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.
Лекция №1.
Тема: Информационные процессы в управлении организацией.
Вопросы:
Понятие информационного процесса и информационной технологии.
Информационные связи в корпоративных системах.
Лекция №2.
Тема: Банковские информационные системы.
Вопросы:
Понятие банковской информационной системы.
Структура управления банком
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
Требования к банковской информационной системе и принципы разработки программных средств
Банковские технологии
Лекция №3.
Тема: Современные банковские автоматизированные системы.
Вопросы:
Понятие автоматизированной банковской системы
Функции автоматизированных банковских систем.
Необходимость внедрения автоматизированных банковских систем.
Применение автоматизированных банковских систем в Российской Федерации.
Лекция №4.
Тема: Банковский продукт, как технология реализации банковской услуги.
Вопросы:
Понятие банковского продукта.
Классификация банковских продуктов, операций и услуг.
Состав и структура банковских операций
Разработка банковских продуктов
Лекция №5.
Тема: Современные банковские продукты.
Вопросы:
Пластиковые карты их классификация и применение.
1.1.Виды банковских карт
Расчётные (дебето́вые) карты
Карты с разрешенным овердрафтом
Кредитные карты
Предоплаченные карты
Внутрибанковские карты
Международные карты
Виртуальные карты
Удобства и недостатки использования
Удобства
Недостатки
Применение банковских карт
Обналичивание
Платежи в торговых точках
Платежи через Интернет
Банкомат как элемент электронной системы платежей.
Лекция №6.
Тема: Дистанционное банковское обслуживание.
Вопросы:
Понятие дистанционного банковского обслуживания.
Виды дистанционного банковского обслуживания.
Система расчетов по банковским картам
Лекция №7.
Тема: Современные зарубежные банковские технологии
Вопросы:
Возможности применения зарубежных банковских технологий безналичных расчетов в российской практике.
Основные тенденции развития банков.
Библиографический список.
пополнения спецкартсчетов банковских пластиковых карточек, выдаваемых банком;
4) услуги, реализуемые с помощью банковских пластиковых карточек:
получение наличных денежных средств в любых пунктах по выдаче наличных денежных средств и банкоматах в различных странах мира, где принимаются карточки данной платежной системы;
оплата товаров (работ, услуг) в различных организациях, принимающих карточки как средство расчета;
зарплатные карточки;
корпоративные карточки.
Традиционные банковские продукты для клиента представляются перечнем услуг, включаемых в договор. Этот перечень составляется из исходного множества базовых и дополнительных услуг. В качестве примера приведем перечень услуг банков по документарным аккредитивам.
┌─────────────────────────────
│ По договорам поставки │ По договорам покупки │
│
продукции/экспортным контрактам
│продукции/импортным
├─────────────────────────────
│ Авизование аккредитива, выставленного│ Открытие аккредитива по│
│в пользу клиента│заявлению клиента-приказодателя│
│банка-выгодоприобретателя
│(продавца/экспортера), в том числе с│ Изменение условий открытого│
│возможностью изменений условий│аккредитива (суммы и/или срока│
│аккредитива (сумма и/или срок│действия), в том числе с│
│действия).
│ Подтверждение банком выставленного в│новых условий аккредитива│
│пользу
клиента-выгодоприобретателя│
│(продавца/экспортера) аккредитива, в│ Платеж по выставленному│
│том
числе с возможностью изменения│аккредитиву
│условий аккредитива (сумма и/или срок│предусмотренных по условиям│
│действия).
│
Платеж клиенту-выгодоприобретателю│
│(продавцу/экспортеру)
по выставленному│предъявленных
│аккредитиву,
в том числе акцепт│выгодоприобретателем
│предъявленных
им тратт.
│(продавцом/экспортером).
│ Перевод
(трансферт) аккредитива в│
│пользу
другого выгодоприобретателя -│
│получателя
средств по│
│договору/контракту.
│ Формальная экспертиза документов,│ │
│предусмотренных
аккредитивом, учет│
│расхождений
в документах.
│
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ По договорам поставки │ По договорам покупки │
│ продукции/экспортным контрактам │ продукции/импортным контрактам │
├─────────────────────────────
│1. Формальная экспертиза договора│1. Формальная экспертиза договора│
│поставки и/или экспортного│покупки и/или импортного контракта,│
│контракта, включая оформление│включая оформление паспорта│
│паспорта экспортной сделки, в том│импортной сделки, в том числе│
│числе консультации по вопросам│консультации по вопросам│
│законодательства в области│законодательства в области│
│исполнения, встречного исполнения,│исполнения, встречного исполнения,│
│обеспечения исполнения, основания│обеспечения исполнения, основания│
│прекращения и ответственности за│прекращения и ответственности за│
│нарушение обязательств, валютного│нарушение обязательств, валютного│
│регулирования
и валютного контроля│
│внешнеэкономической деятельности. │внешнеэкономической деятельности. │
│2. Составление проектов и выдача│2. Составление проектов и выдача│
│банковских гарантий входе│банковских гарантий в ходе│
│реализации
договора│реализации
│поставки/экспортного
контракта,│покупки/импортного
│включая:
│ гарантию надлежащего исполнения│ гарантию оплаты, возврата кредита; │
│обязательств;
│ гарантию возврата аванса;│ предварительную (тендерную)│
│предварительную (тендерную)│гарантию, в том числе подтверждения│
│гарантию, в том числе│вышеперечисленных гарантий другими│
│подтверждения
вышеперечисленных│банками.
│гарантий другими банками. │3. Авизование выставленных в пользу│
│3. Авизование выставленных в│клиента - покупателя/импортера│
│пользу клиента -│встречных гарантий, установление│
│продавца/экспортера встречных│подлинности гарантий и дача│
│гарантий, установление подлинности│разъяснения по ним. │
│гарантий и дача разъяснений по│4. Покупка по поручению клиента│
│ним.
│4. Продажа части валютной выручки│курсу банка с зачислением на текущий│
│на ММВБ или по курсу банка,│валютный счет клиента. │
│зачисление
оставшейся от продажи│
│валюты на текущий валютный счет│ │
│клиента.
└─────────────────────────────
В договор банка с клиентом включается согласованный комплекс базовых и дополнительных стандартных услуг, а также возможно включение нестандартных услуг, отвечающих потребностям клиентов по решению специфических бизнес-задач. В случае расчетов с использованием документарных аккредитивов к таким бизнес-задачам относятся обеспечение реализации приобретенных за счет средств нерезидента импортных товаров на территории РФ с минимизацией налогооблагаемой прибыли продавца-резидента;
"расширение"
неплатежей участников
обеспечение целевого использования денег местной администрации, выделенных на закупку продовольственных ресурсов определенного ассортимента, с разрешением риска непоставки (ненадлежащего исполнения контракта);
обеспечение расчетов между производителем и потребителем, если у первого отсутствуют деньги, чтобы оплатить поставки, работы или услуги своего субподрядчика;
обеспечение
расчетов между производителем и
потребителем при отсутствии денежных
средств у производителя по оплате
поставок услуг со стороны поставщика-
обеспечение расчетов по контракту между экспортером и импортером (например, экспортер и импортер - резиденты стран СНГ) с рассрочкой и гарантией платежа.
Формулировка
и разработка технологических схем
решения бизнес-задач
Любой руководитель или опытный сотрудник действующего коммерческого банка обладает как бумажными или электронными копиями документов, входящих в состав банковского продукта, так и опытом обслуживания клиентов, приобретающих эти банковские продукты. Свои знания и опыт он продает на рынке труда, способствуя распространению традиционных банковских продуктов.
Иначе обстоит дело с инновационными банковскими продуктами, необходимость в которых возникает при установлении партнерских отношений с корпоративными клиентами. В рамках партнерских отношений банк принимает на себя обязательства по решению финансовых проблем клиента лучшим образом, чем мог бы их решить клиент своими силами. Отсюда появилось понятие "проблемного клиента"
Методика разработки инновационного банковского продукта включает следующие шаги:
Шаг
1. Разработка концепции удовлетворения
вербализованной потребности
Шаг 2. "Бизнес-диагностика клиента": оценка бизнес-потенциала клиента на основе данных о его экономических и маркетинговых возможностях.
Шаг
3. Оценка потенциально существующих денежных
потоков клиента для
Шаг 4. Оценка влияния возможных негативных последствий проекта ИБП на критические финансово-экономические параметры банка.
Шаг 5. Определение экономического содержания совместных интересов бизнеса банка и клиента и проектирование банковской технологии, обеспечивающей баланс этих интересов.
При недостаточности информации для разработки проекта банковской технологии необходимо вернуться к шагу 2 и провести дополнительные исследования, а затем повторить последующие шаги.
Информация о работе Лекции по "Современные банковские технологии"