Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ Российского фондового рынка, соотнесение его с крупнейшими мировыми рынками ценных бумаг. Основной упор в данной работе делается на анализе регулирования и лицензирования деятельности российского рынка ценных бумаг.
Объектом исследования являются профессиональные участники фондового рынка.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие и сущность фондового рынка 5
Раздел 1. Что такое фондовый рынок? 5
1 История создания и развития 6
фондового рынка в России
Раздел 2. Ценные бумаги 13
Раздел 3.Структура фондового рынка 15
1 Субъекты фондового рынка 15
2 Виды фондовых рынков 20
2.1 Первичный рынок ценных бумаг 21
и его особенности
2.2 Вторичный рынок ценных бумаг 23
и его особенности
2.2.1 Фондовая биржа 25
2.2.2 Внебиржевой рынок 30
2.2.3 Мировая практика или 30
рынок «через прилавок»
Глава 2. Лицензирование и регулирование деятельности 34
профессиональных участников фондового рынка.
Раздел 4. Краткая характеристика основных видов 34
деятельности профессиональных участников фондового
рынка
Раздел 5. Лицензирование и регулирование деятельности 35
Профессиональных участников фондового рынка
1 Нормативно – правовая база 42
2 Аттестация специалистов 45
3 Лицензирование деятельности профессиональных 46
участников фондового рынка
4 Контроль над соблюдением правил работы на 56
фондовом рынке
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

6)     Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

 

Раздел 5. Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка

Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Оно охватывает различные виды деятельности и операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и так далее.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг, является механизмом для поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства. Оно необходимо, поскольку существует потребность в создании нормальных условий работы всех его участников, защите их прав, поддержании ценообразования в зависимости от спроса и предложения на рынке, развитии инфраструктуры фондового рынка. Его важная роль заключается не только в развитии рынка ценных бумаг, но и в развитии экономики всей страны.

Недостаточное развитие фондового рынка, главным образом в результате отсутствия эффективного механизма государственного регулирования, приводит к ухудшению инвестиционного климата, недоверию потенциальных инвесторов.

Основные задачи государственного регулирования фондового рынка сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996. Рынок ценных бумаг - один из наиболее регламентированных рынков в мире.

Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на нем, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов и саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации (СРО) – это некоммерческие и негосударственные организации контроля фондовых рынков, которые создаются профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе. Их цель регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе поддержки и гарантий государственных органов регулирования, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморгулируемой организации. Исходя из российских правовых норм и положений - все саморегулирующие организации, могут принимать форму ассоциаций, профессиональных союзов и общественных организаций. Прекрасным примером подобных саморегулирующихся организаций в нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

Совпадение по многим позициям интересов участников рынка ценных бумаг и государства позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем (предупреждение и разрешение конфликтов интересов между участниками, улучшение управления рисками, снижение возможностей для мошенничества и совершения прочих противоправных действий, поддержка ликвидности и стабильности рынка, соблюдение стандартов профессиональной этики).

В мире принято различать две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Согласно одной из них регулирование рынка в основном сконцентрировано в государственных органах, а небольшая часть полномочий по контролю, надзору и установлению правил передается саморегулирующимся организациям (СРО). Другая модель предполагает больший объем полномочий саморегулирующихся организаций и сохранение за государственными органами основных контрольных функций и возможности вмешаться в процесс саморегулирования.

В разных странах соотношение полномочий государственных органов и органов саморегулирования разное. На это оказывают влияние, как культурные и исторические традиции государства, так и уровень развития рынка ценных бумаг.

В одних странах роль саморегулируемых организаций на фондовом рынке минимальна или же они вообще могут отсутствовать, что предполагает повышенную роль государственного регулирования рынка (Германия, Франция). В других странах эти организации активно участвуют в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США и Япония).

Так, например, в Великобритании, рынок традиционно был в основном

саморегулируемым. Но в 1990-е годы начался отход от модели саморегулирования фондового рынка. В 1997 г. в Англии была начата реформа системы регулирования финансового сектора. Регулятивные функции различных ведомств и саморегулируемых организаций переданы Совету по ценным бумагам, который переименован в Совет по финансовым услугам. Его Председатель и члены правления подотчетны и назначаются

министерством финансов. Совету переданы также и контрольные функции Банка Англии в сфере регулирования коммерческих банков. Совет по финансовым услугам становится государственным органом, контролирующим банки, страховые компании, компании по ценным бумагам, фондовые биржи, пенсионные фонды, депозитарно - клиринговые организации. Таким образом, в Великобритании преобладает саморегулирование рынка, но жестко ограничивается деятельность коммерческих банков на фондовом рынке.

Во Франции деятельность на фондовом рынке жестко регламентирована государственными предписаниями, а профессиональные участники ограничены в установлении и осуществлении контроля над исполнением правил на рынке. Система регулятивных органов достаточно сложна.

Обычно контроль и регулирование фондового рынка возлагается на независимый специальный государственный орган, но в некоторых странах эти функции может осуществлять подразделение какого-либо государственного учреждения (например, министерства финансов или центрального банка). Так, например, самостоятельный регулирующий орган создан в США, а регулирующее учреждение, подчиненное Министерству финансов – во Франции. В ряде стран может осуществляться смешанное управление рынком. В некоторых странах может не быть единого центрального органа, регулирующего рынок ценных бумаг. Так, например, его не существует в Швейцарии, где регулирующие функции рынка ценных бумаг выполняют регионы.

Образцом систем регулирования рынка ценных бумаг для многих стран, в том числе и для России, была система регулирования фондового рынка США, в основу, которой была положена модель, базирующаяся на детально проработанных сводах правил и жестком контроле над их соблюдением.

В США, для которой характерна небанковская модель рынка, с 1933 по 1999г. в соответствии с Законом о банках 1933г., известного как Закон Гласса-Стигала, коммерческие банки не имели право осуществлять инвестиции в корпоративные ценные бумаги, участвовать в их андеррайтинге и осуществлять брокерские операции с ними. Причиной ограничения деятельности банков на рынке ценных бумаг в Соединенных Штатах послужили массовые банкротства этих структур, которые активно вкладывали привлеченные средства в негосударственные ценные бумаги. В результате экономического кризиса 1930-х годов и краха многих корпораций, обесценения их ценных бумаг, многие коммерческие банки разорились. В США в 1934г. был создан федеральный орган – Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ). Контроль над ней осуществляет Комитет по энергетике и торговле палаты представителей и Комитет по банкам и финансам Сената. Надзор за Комиссией осуществляет Подкомитет по средствам связи и финансам в палате представителей и Подкомитет по ценным бумагам в Сенате. Основной миссией этого учреждения является защита инвесторов и поддержка целостности рынка ценных бумаг. Одной из основных обязанностей КЦББ является также обеспечение предоставления компаниями честной, точной и своевременной информации о проводимых ими деловых операциях. Кроме того, комиссия имеет полномочия требовать дачи свидетельских показаний, она может проводить расследования по правилам прокурорского расследования, имеет право налагать административное взыскание, ограничивать деятельность или лишать лицензии, передать дело в федеральный окружной суд.

Так же можно выделить две модели регулирования рынка по степени жёсткости предписаний для деятельности на нём. Так, в ряде стран система регулирования фондового рынка основывается на жёстких, детальных правилах и формальных процедурах, жёстком контроле за их соблюдением (США); другими странами используются как жёсткие предписания, так и неформальные договорённости, традиции, переговоры по решению сложных ситуаций (Великобритания, Швейцария).

Модель регулирования фондового рынка не является раз и навсегда заданной для того или иного государства. Как правило, модели могут модифицироваться в зависимости от изменений финансово – экономической конъюнктуры.

Для многих стран становится характерной тенденция объединения функций регулирования на рынке ценных бумаг в одном ведомстве (Япония, Швеция, Дания, Корея, Канада и другие).

В России государственное регулирование фондового рынка осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка, к регистрации выпусков ценных бумаг и проспектов эмиссии,  контроля над соблюдением прав владельцев ценных бумаг другими участниками рынка.

Закон делегирует представительным органам государственной власти и местного самоуправления право устанавливать предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.

Объектами государственного регулирования являются: эмитенты ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для исполнения своих обязательств перед инвесторами; профессиональные участники, действующие на рынке ценных бумаг; инвесторы и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями; саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в России относятся:

      Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России);

      Министерство финансов РФ;

      Центральный банк РФ;

      Министерство имущественных отношений РФ;

      Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

      Министерство РФ по налогам и сборам;

      Министерство юстиции РФ;

      Федеральный орган по надзору за деятельностью страховых организаций.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг основано на принципах: единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ; минимизации государственного вмешательства и максимизации саморегулирования (государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным участникам рынка ценных бумаг, объединенным в саморегулируемые организации); равных возможностей (равенство всех участников перед органами регулирования рынка); стимулирования государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка; гласного конкурсного распределения государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг; отсутствия преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими; запрета для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка; отказа от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - регистраторов); преемственности в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг.

Государственное регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг сочетаются при помощи консультативно-совещательного органа - Экспертного совета при ФКЦБ России, обладающего правом предварительного рассмотрения постановлений ФКЦБ России и временного приостановления введения их в действие.

Отсюда следует, что система регулирования фондового рынка должна включать в себя следующие основные элементы:

1)     Создание нормативно-правовой базы;

2)     Аттестация специалистов фондового рынка;

3)     Лицензирование деятельности  профессиональных участников   фондового рынка;

4)     Контроль над деятельностью  на  рынке  ценных бумаг  и применение санкций за нарушения порядка работы на фондовом рынке.

 

1. Нормативно-правовая база

Нормативная база регулирования фондового рынка строится по иерархическому принципу. Высшим нормативным актом является закон, устанавливающий основные принципиальные правила функционирования фондового рынка. В России таким документом служит Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», который был принят в 1996 г. Данным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске эмитентом ценных бумаг и их обращении на вторичном рынке, а также устанавливаются правила деятельности профессиональных участников фондового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России осуществляется путем:

1)     установления жестких требований  к деятельности эмитентов  и  профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязательны для выполнения;

2)     регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации об эмиссионных ценных бумагах и контроля над деятельностью эмитентов при выпуске и обращении ценных бумаг;

3)     установления  правил  работы на фондовом рынке для профессиональных участников;

4)     создания системы защиты прав инвесторов.

Закон прописывает только рамочные принципы функционирования фондового рынка без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законе, осуществляется в нормативных актах, издаваемых органами исполнительной власти: Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Министерством финансов, Центральным банком и др. Нормативные акты министерств и ведомств формируют второй уровень правового регулирования фондового рынка. Федеральный закон и нормативные акты создают поле государственного регулирования рынка, и обеспечивает единую, признаваемую всеми правовую среду.

Третий уровень составляют инструкции, методики, положения, разрабатываемые самими участниками фондового рынка. Например, каждая фондовая биржа имеет свои правила членства, процедуру листинга и делистинга, правила осуществления торговых операций в зале, проведения расчетов по совершенным сделкам и так далее. Аналогично этому любой профессиональный участник (брокер, дилер, регистратор и др.) на базе законодательных и нормативных актов разрабатывает свои внутренние документы: договоры, правила, положения, регламентирующие их взаимодействие с клиентами и другими участниками рынка ценных бумаг.

Информация о работе Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка