Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ Российского фондового рынка, соотнесение его с крупнейшими мировыми рынками ценных бумаг. Основной упор в данной работе делается на анализе регулирования и лицензирования деятельности российского рынка ценных бумаг.
Объектом исследования являются профессиональные участники фондового рынка.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие и сущность фондового рынка 5
Раздел 1. Что такое фондовый рынок? 5
1 История создания и развития 6
фондового рынка в России
Раздел 2. Ценные бумаги 13
Раздел 3.Структура фондового рынка 15
1 Субъекты фондового рынка 15
2 Виды фондовых рынков 20
2.1 Первичный рынок ценных бумаг 21
и его особенности
2.2 Вторичный рынок ценных бумаг 23
и его особенности
2.2.1 Фондовая биржа 25
2.2.2 Внебиржевой рынок 30
2.2.3 Мировая практика или 30
рынок «через прилавок»
Глава 2. Лицензирование и регулирование деятельности 34
профессиональных участников фондового рынка.
Раздел 4. Краткая характеристика основных видов 34
деятельности профессиональных участников фондового
рынка
Раздел 5. Лицензирование и регулирование деятельности 35
Профессиональных участников фондового рынка
1 Нормативно – правовая база 42
2 Аттестация специалистов 45
3 Лицензирование деятельности профессиональных 46
участников фондового рынка
4 Контроль над соблюдением правил работы на 56
фондовом рынке
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

Лицензиат в случае заключения договора с эмитентом на ведение реестра владельцев его ценных бумаг не  позднее  7  рабочих  дней   после подписания акта приема-передачи реестра  обязан  информировать  об   этом лицензирующий орган.

Уставный капитал лицензиата не  может  быть  оплачен   ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители;

 

4. Контроль над соблюдением правил работы на фондовом рынке

Перед органами регулирования фондового рынка стоит не только задача разработки правил деятельности профессиональных участников на рынке, но и контроль над их соблюдением. Контроль над деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в разнообразных формах, в частности путем предоставления  профессиональными участниками ежеквартальной отчетности о своей работе в Федеральную комиссию; путем обязательной ежегодной аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности  компаний,  имеющих лицензии на право работы на фондовом рынке; путем выборочных проверок, которые осуществляют органы Федеральной комиссии и саморегулируемых организаций.

Система контроля над деятельностью профессиональных участников направлена на предупреждение нарушений нормативной и законодательной базы и на защиту интересов клиентов. При выявлении нарушений правил работы на фондовом рынке контролирующий орган должен наложить санкции на организацию-нарушителя. Система санкций должна быть весьма разнообразной и гибкой. Органы регулирования в зависимости от степени нарушений применяют различные санкции.

 

 

На фондовом рынке можно выделить следующие их виды:

Административные

Контролирующие  органы  отмечают выявленные недостатки и дают определенный срок для их устранения, по истечении которого компания должна отчитаться в их устранении.

Экономические

Применяются, как правило, к руководителям компаний за грубые нарушения нормативных и законодательных актов.

Приостановление действия лицензии.

Для  каждого вида деятельности Федеральная система приводит подробный  перечень нарушений,  служащих основанием для приостановления действия лицензии. Например, для брокеров и дилеров основаниями для временного приостановления действия лицензии являются: нарушение законодательства о ценных бумагах, недостаточность собственного капитала по сравнению с установленными нормами, неосуществление операций с ценными бумагами в течение 6 месяцев, недостоверная отчетность, несвоевременное представление отчетности в Федеральную систему, деятельность, которая не предусмотрена нормативными актами, осуществление брокером сделок в свою пользу в ущерб интересам клиента и другое. Приостанавливая действие лицензии, контролирующий орган направляет компании уведомление, в котором указываются причины, повлекшие за собой установление таких санкций; перечень мер и сроки, в течение которых нарушения должны быть устранены, а также виды деятельности, которые может осуществлять компания до устранения нарушений; аннулирование лицензии — это крайняя мера, применение которой вызвано грубейшими и неоднократными нарушениями со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг. Отзыв лицензии по сути дела означает ликвидацию компании, так как без лицензии она не может работать на фондовом рынке.

 

Заключение

Исходя из того, что Российский фондовый рынок установился по мировым меркам совсем недавно, существует множество проблем, связанных с его организацией и регулированием.

На Российском фондовом рынке до сих пор остался ряд неразрешённых проблем, важнейшими из них являются ценовые манипуляции, низкая активность физических лиц в качестве инвесторов, котируемость акций только определённых отраслей экономики, нарушение прав акционеров и инвесторов. Наиболее острой из них является последняя. Данные нарушения приводят к конфликтам в компаниях, путанице в реестрах акционеров и возникновению дублирующих советов директоров. Наиболее распространённым нарушением прав инвесторов на фондовом рынке является неосуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг.

Для лучшей защиты прав акционеров необходимо улучшить регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка через доработку законодательства, регулирующего отношения инвесторов и менеджмента акционерных обществ. Необходима доработка налогового законодательства

Для повышения инвестиционной привлекательности российских компаний, решения существующих проблем государством применяется ряд мер. Для наибольшей прозрачности деятельности на фондовом рыке несколько лет назад были приняты новые стандарты раскрытия информации эмитентов ценных бумаг, которые содержат ряд предъявляемых к эмитентам требований, соответствующих международным стандартам. Переход предприятий на международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), дающие реальную оценку чистых активов корпорации, должен способствовать выходу российских компаний на зарубежные рынки капитала, повышению их капитализации на отечественном рынке и снижению цены привлекаемых средств.

За манипулирование ценами, незаконное использование средств инвесторов и  прочие правонарушения на фондовом рынке предусматривается уголовная ответственность, приближенная к установленной в странах ЕС.

Несмотря на ряд положительных изменений, Российская Федерация по-прежнему занимает низкую долю на мировом рынке ценных бумаг. Причинами являются как частные прорехи в законодательстве, так и отсутствие системности в нём.

Для построения в России международного финансового центра и достижения существенного прорыва в финансовом секторе, необходима комплексная система регулирования рынка, охватывающая все его сегменты, а не отдельные элементы и отрасли. Необходимо смотреть на всю систему в целом и, исходя из этого, принимать законы, затрагивающие все смежные сферы. Безусловно, это не простой и не быстрый процесс, для реализации которого нужна сильнейшая команда профессионалов, большая политическая воля и качественная экспертиза. Кроме того, процесс принятия законов в нашей стране достаточно сложен. В то же время это неизбежно и рано или поздно этим придется заниматься. Так как именно система государственного регулирования, способная к адаптации в меняющихся экономических, политических и социальных условиях государства, при участии саморегулирования может помочь решить существующие негативные тенденции на фондовом рынке России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

I. Нормативно – правовые материалы:

1.      Гражданский кодекс РФ. Часть первая/ Федеральный закон РФ от  30 ноября 1994г.// Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвёртая. – 2009. – ст.476.

2.      Налоговый кодекс РФ. Часть первая/ Федеральный закон РФ от  31 июля 1998г.// Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая : текст с изм. и доп. На 10 февраля 2011г. – 2011. – ст. 656.

3.      Бюджетный кодекс РФ. / Федеральный закон РФ от  31 июля 1998г.// Бюджетный кодекс Российской Федерации – 2009. – ст.223.

4.      Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"// Информационно-правовой портал Гарант/ http://base.garant.ru/10106464/

5.      Федеральный закон РФ от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"// Информационно-правовой портал Гарант/ http://base.garant.ru/12112511/

6.      Постановление ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50 ”Об утверждении положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ” // Вестник ФКЦБ .-1998г.

      - 25 ноября.

II. Специальная литература

7.      Афонина А. О. Регулирование фондового рынка в России и зарубежом //Государственное управление. Электронный вестник. -2007.-№10. – С. 1-9.

8.      Добрынин А. И.,  Журавлёва Г. П. Экономическая теория: Учебник. – Изд. – 2. – М.: ИНФРА-М, 2010.-747с.

9.      Колесников В.И., Торкановский В.С.. Ценные бумаги: Учебное пособие. ,2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2006 – 448с.

10. Суриков С.О. Институциональные инвесторы и брокеры: основы взаимовыгодного сотрудничества// Рынок ценных бумаг. – 2011. -№3. – С. 32 – 34.

11. NETTREIDER.ru /http://www.nettrader.ru/education/book/2015

12. ММВБ /http://www.micex.ru/infocenter/presscenter/features/view/204681

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Приложение 2.

 

63

 



[1] Гражданский кодекс РФ. Часть  первая \глава седьмая \ статья 143

[2]Спекуляция - получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи.

[3] По данным брокерской компании NETTRADER.ru

[4]Технический анализ — прогнозирование изменений цен в будущем на основе анализа изменений цен в прошлом. В его основе лежит анализ временных рядов цен — «чартов». Помимо ценовых рядов, в техническом анализе используется информация об объёмах торгов и другие статистические данные.

[5] Информация взята с официального сайта Брокерской компании NETTRADER.ru

[6] Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ

[7] Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с

[8] Цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги на фондовой бирже. Он не равен номинальной стоимости ценных бумаг.

[9] Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) является имущественным комплексом, без образования юридического лица, основанным на доверительном управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда.


Информация о работе Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка