Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ Российского фондового рынка, соотнесение его с крупнейшими мировыми рынками ценных бумаг. Основной упор в данной работе делается на анализе регулирования и лицензирования деятельности российского рынка ценных бумаг.
Объектом исследования являются профессиональные участники фондового рынка.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Понятие и сущность фондового рынка 5
Раздел 1. Что такое фондовый рынок? 5
1 История создания и развития 6
фондового рынка в России
Раздел 2. Ценные бумаги 13
Раздел 3.Структура фондового рынка 15
1 Субъекты фондового рынка 15
2 Виды фондовых рынков 20
2.1 Первичный рынок ценных бумаг 21
и его особенности
2.2 Вторичный рынок ценных бумаг 23
и его особенности
2.2.1 Фондовая биржа 25
2.2.2 Внебиржевой рынок 30
2.2.3 Мировая практика или 30
рынок «через прилавок»
Глава 2. Лицензирование и регулирование деятельности 34
профессиональных участников фондового рынка.
Раздел 4. Краткая характеристика основных видов 34
деятельности профессиональных участников фондового
рынка
Раздел 5. Лицензирование и регулирование деятельности 35
Профессиональных участников фондового рынка
1 Нормативно – правовая база 42
2 Аттестация специалистов 45
3 Лицензирование деятельности профессиональных 46
участников фондового рынка
4 Контроль над соблюдением правил работы на 56
фондовом рынке
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 555.00 Кб (Скачать документ)

Только наличие правовой базы на всех трех уровнях позволяет обеспечить эффективное функционирование рынка. Важнейшее требование, которому должна соответствовать нормативно-правовая база, — это доходчивость, непротиворечивость, недопустимость двойного толкования одних и тех же положений.

Разработанная правовая база не остается неизменной. Органы регулирования должны вести мониторинг действия нормативных документов и при изменении условий функционирования фондового рынка вносить соответствующие корректировки.

Так же необходимо выделить недостатки Российского законодательства, касающегося регулирования деятельности фондового рынка:

1)       Активное вмешательство государства в деятельность рынка и слабый надзор.

2)       Противоречия в законодательных основах функционирования фондового рынка. Законы зачастую регулируют узкие его области, когда более комплексные акты являются подзаконными.

3)       Отсутствие систематизированной правовой базы по рынку ценных бумаг приводит к отсутствию реальных механизмов воздействия на нарушителей законодательства.

4)       Отсутствие единого государственного подхода со стороны органов государственного регулирования (определяющим мотивом в деятельности этих органов зачастую выступает конфликт ведомственных интересов).

Единый орган по регулированию финансовых рынков был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г., на основании которого была упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

Новому государственному органу, находящемуся в ведении Правительства РФ, были переданы функции по контролю и надзору ФКЦБ, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздняемых Министерства труда и социального развития РФ и Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю в сфере аудиторской деятельности Министерства финансов РФ и функции по контролю деятельности бирж.

Основными задачами Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков. Эти задачи решаются путем контроля над деятельностью участников финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

Создание единого органа по регулированию финансовых рынков вытекало из необходимости сокращения расходов государства на надзор и регулирование финансового рынка, а также стремления финансовых институтов к перекрестному предложению финансовых продуктов (например, банками – услуг по коллективному инвестированию, работы на рынке ценных бумаг, страховыми компаниями – «пенсионных» услуг) и роста роли финансовых групп, собственник которых владеет несколькими финансовыми институтами, предоставляющими финансовые продукты разных сегментов финансового рынка. Кроме того, новая архитектура надзора и регулирования рынка ценных бумаг в России должна была привести к снижению непроизводительных издержек.

Тем не менее, Федеральную службу по финансовым рынкам нельзя считать классическим примером мегарегулятора, поскольку вне ее прямого влияния остаются страховые компании, аудиторы и банки. Создание регулятора в России основывается во многом на опыте Франции, где банковский надзор и надзор за небанковскими финансовыми организациями поделен между регулятором, который контролирует небанковский сектор финансового рынка, и Банком Франции.

 

2. Аттестация специалистов

Особенностью рынка ценных бумаг является то, что через механизм обращения фондовых ценностей эмитенты аккумулируют значительные финансовые ресурсы, в том числе средства частных лиц. Привлечение денежных средств осуществляется при помощи финансовых посредников, которые должны обладать высокими профессиональными качествами. Фондовый рынок, как никакой другой элемент рыночной экономики, нуждается в профессионалах высокого уровня, способных эффективно и добросовестно работать с клиентами. Поэтому необходима жесткая процедура отбора лиц для работы на фондовом рынке через систему аттестации специалистов и лицензирования деятельности профессиональных участников фондового рынка.

Система аттестации специалистов фондового рынка разработана ФСФР и состоит из двух экзаменов. Один экзамен является базовым, который должны сдать все руководители и специалисты организаций, непосредственно связанные с проведением операций на фондовом рынке. После успешного прохождения базового квалификационного экзамена можно переходить к сдаче специализированных экзаменов по соответствующему виду профессиональной деятельности. Специализированные экзамены, в свою очередь, делятся на две группы: первая группа — для руководителей высшего и среднего звена, а также контролеров: вторая группа — для специалистов, которые являются штатными сотрудниками организаций и непосредственно осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг.

Лица, успешно сдавшие экзамены, получают соответствующий квалификационный аттестат. Срок действия квалификационных аттестатов неограничен. Наличие в штате организации аттестованных специалистов является одним из обязательных условий для получения лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке.

 

3. Лицензирование деятельности профессиональных участников фондового рынка

Деятельность на фондовой бирже может осуществляться только после лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ФСФР. Данное положение распространяется также на деятельность кредитных организаций. В соответствии с основами государственного регулирования фондового рынка, уполномоченные органы должны запрещать и пресекать предпринимательскую деятельность на рынке, осуществляемую без лицензии.

Существует три вида лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

      профессионального участника рынка,

      регистратора,

      фондовой биржи.

Однако более подробная классификация лицензий и порядок их получения регулируется иными нормативными актами.

Основным документом, регулирующим порядок и условия выдачи, продления и замены лицензий, является Положение «О лицензионных условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг», утвержденное постановлением ФСФР от 20 июля 2010 г. № 10-49/пз-н. Лицензия выдаётся на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

На осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли выдаётся лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг.

На  осуществление  деятельности  по организации торговли на рынке ценных  бумаг  в  качестве  фондовой  биржи выдается лицензия фондовой биржи.

На  осуществление  деятельности  по  ведению  реестра  владельцев ценных  бумаг  выдается  лицензия  на  осуществление  деятельности  по ведению реестра.

Многие участники рынка осуществляют одновременно не одну, а несколько видов профессиональной деятельности.

 

Согласно вышеупомянутому Положению, возможны следующие виды совмещения деятельности (лицензий):

1)                брокерская    деятельность,   дилерская   деятельность,

деятельность   по   управлению   ценными   бумагами   и             депозитарная деятельность;

2)                клиринговая деятельность и депозитарная деятельность;

3)                деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг

                    и клиринговая деятельность.

Положение устанавливает общие требования к профессиональным участникам рынка, которые соблюдаются последними в течение всего срока действия лицензии.

Размер собственного капитала должен соответствовать следующим требованиям:

а) дилерская деятельность - 5 млн. руб., при этом норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность и оказывающих услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг - 35 млн. руб.;

б) брокерская деятельность - 10 млн. руб., при этом норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую деятельность и оказывающих услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг - 35 млн. руб.;

в) деятельность по управлению ценными бумагами - 10 млн. руб.;

г) клиринговая деятельность - 30 млн. руб.;

д) депозитарная деятельность - 40 млн. руб., при этом норматив достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, связанную с осуществлением депозитарных операций по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг (расчетный депозитарий), - 200 млн. руб.;

е) деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг - 100 млн. руб.Норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего клиринговую и депозитарную деятельность, - 60 млн. руб.

Норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговую деятельность - 80 млн. руб.

Норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего клиринговую деятельность с деятельностью фондовой биржи , - 150 млн. руб.

Норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг, совмещающего деятельность по управлению ценными бумагами и деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и (или) деятельность по управлению активами страховых резервов страховых организаций - 60 млн. руб.

При совмещении нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, если иное не предусмотрено законом,  норматив достаточности собственных средств профессионального участника рынка ценных бумаг определяется в соответствии с наибольшим из нормативов достаточности собственных средств, установленных для соответствующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Согласно Приказу ФСФР РФ от 25.01.2011 №11-5/пз-н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг", в соответствии с подпунктом 58 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации:

 

- за предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, лицензии фондовой биржи, лицензии на осуществление клиринговой деятельности уплачивается государственная пошлина - 200 000 рублей за каждую лицензию (согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается до подачи заявления о совершении юридически значимого действия (лицензирования));

- за предоставление лицензии на осуществление брокерской, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг уплачивается государственная пошлина - 20 000 рублей за каждую лицензию (согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается до подачи заявления о совершении юридически значимого действия (лицензирования)).

В соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за переоформление бланка лицензии, а также за выдачу дубликата бланка лицензии уплачивается государственная пошлина - 200 рублей за каждый бланк лицензии.

Предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

Результатом предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг является выполнение следующих административных процедур:

а) предоставление лицензий на осуществление брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в качестве фондовой биржи;

б) переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;

в) предоставление дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии;

г) аннулирование лицензии по заявлению лицензиата;

д) приостановление и возобновление действия лицензии, а также аннулирование лицензии за неоднократное нарушение в течение одного года законодательства Российской Федерации (в ходе осуществления лицензионного контроля);

Информация о работе Лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка