Межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России на уровне федерального центра и региона и найти пути их решения. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
 изучение теоретических аспектов формирования межбюджетных отношений;
 рассмотрение зарубежного опыта регулирования межбюджетных отношений;

Содержание

Введение
1Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений
1.1 Государственное устройство и межбюджетные отношения. Истоки проблемы
1.2 Сущность и принципы межбюджетных отношений
1.3 Зарубежный опыт регулирования межбюджетных отношений
2 Анализ межбюджетных отношений России и Республики Башкортостан
2.1 Краткая характеристика Республики Башкортостан
2.2 Анализ состояния финансов Российской Федерации
2.3 Анализ межбюджетных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион (Автосохраненный)3.doc

— 793.00 Кб (Скачать документ)

Башкортостан является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Республика - один из основных нефтедобывающих районов страны, центр химической промышленности и машиностроения.

Ведущими отраслями специализации являются топливная промышленность, химия и нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная, легкая и пищевая промышленности.

В республике созданы научно-производственные кластеры в энергетике, химии, машиностроении и ряде других отраслей, включающие в себя центры подготовки кадров, исследовательские институты, опытные производства и промышленные комплексы.

За последние годы в агропромышленном комплексе республики появились новые птицеводческие комплексы, цеха по переработке мяса, молочно-товарные фермы, обновлялось поголовье скота. Благодаря работе МТС все полевые работы проводятся с использованием лучших мировых образцов специализированных машин и технологий.

Наряду с производством, в Башкортостане идет модернизация и сферы услуг. Например, за последние два десятка лет республика самостоятельно вывела свои лучшие курорты на современный уровень технологий оздоровления и лечения. «Красноусольский» и «Янгантау» теперь известны всей стране.

Республика имеет крупный строительный и транспортный комплексы, активно развивает отрасли производственной и социальной инфраструктуры.

Башкортостан поддерживает внешнеэкономические связи с 90 странами мира. Крупнейшими торговыми партнерами традиционно являются Чехия, Великобритания, Казахстан, Нидерланды, Китай, Лихтенштейн, Италия, Германия, Финляндия, Украина и другие страны.

Несмотря на мировой кризис, в республике выросли средняя заработная плата и денежные доходы. Приняты дополнительные меры по поддержке ветеранов, работников бюджетной сферы, многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и молодежи. И как результат всей этой большой работы улучшилась демографическая ситуация. Впервые за последние 16 лет уровень рождаемости превысил уровень смертности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ межбюджетных отношений Российской Федерации

 

Исполнение бюджета и структура консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства) представлено в приложениях 1-2.

В приложении 3 представлено распределение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы.

В приложение 4 представлено исполнение федерального бюджета, из которого видно, что объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2011г. составил 79,7% от прогнозируемого на 2011г. объема, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 г.г.» (c учетом Федерального закона от 01.06.2011г. № 105).

Исполнение расходной части бюджета представлено в приложении 5, из которого видно, что процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе-сентябре 2011г. составили 215,2 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 3,0%. Профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2011г. сложился в сумме 1130,9 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 октября 2011г. составил 823,9 млрд.рублей и по сравнению с 1 сентября 2011г. увеличился на 6,7%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2827,1 млрд.рублей и 5,8%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7199,5 млрд.рублей, что на 28,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2011г. поступления в консолидированный бюджет составили 757,8 млрд.рублей и снизились по сравнению с предыдущим месяцем на 3,2%. Поступление налогов, сборов, и  иных обязательных платежей в консолидированных бюджет РФ по видам представлено в приложении 6.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 20,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,6%, налога на доходы физических лиц - 19,1%.

В январе-сентябре 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6506,8 млрд.рублей (90,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 410,3 млрд.рублей (5,7%), местных - 93,1 млрд.рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом - 186,2 млрд.рублей (2,6%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011г. составило 1772,5 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 32,1%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-сентябре 2011г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,4 процентного пункта и составила 94,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов увеличилась на 0,5 процентного пункта и составила 4,1%. В сентябре 2011г. поступление налога на прибыль организаций составило 153,1 млрд.рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 22,6% приложение 6.

В январе-сентябре 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1377,9 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 11,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 151,0 млрд.рублей, что на 3,2% меньше, чем в предыдущем месяце приложение 8.

В январе-сентябре 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 449,3 млрд.рублей, что на 37,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (94,0%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В сентябре 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 57,3 млрд.рублей, что на 5,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

В январе-сентябре 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1479,4 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 44,3%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,1 процентного пункта. В сентябре 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 174,0 млрд.рублей, что на 0,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 679,7 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 3,4%, налога на добычу полезных ископаемых - на 67,3%, налогу на прибыль организаций - на 7,9%, акцизам в целом - на 3,6%, налогу на добавленную стоимость - на 1,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 октября 2011г. составила 356,3 млрд.рублей.

Недоимка по налоговым платежам  на 1 октября 2011г. составила 278,4 млрд.рублей (41,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 11,4%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 44,3%, акцизам в целом - на 35,5%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 26,9%, налогу на добавленную стоимость - на 1,6%.

Урегулированная задолженность на 1 октября 2011г. составила 395,8 млрд.рублей (58,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 4,8%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 214,4 млрд.рублей (54,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 115,7 млрд.рублей (29,2%).

Задолженность по единому социальному налогу на 1 октября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 18,6%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 15,1% и составила 29,3 млрд.рублей.

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 25,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 29,7% и составила 39,9 млрд.рублей.

В соответствии с представленными в Минфин России плановыми реестрами расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов государственные контракты на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд в указанный период заключать не планируется.

Законодательные (нормативные правовые) акты являются правовыми основаниями для 89,9% расходных обязательств в 2012 году, для 93,9% расходных обязательств – в 2013 году и для 93,6% расходных обязательств – в 2014 году.

Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации являются правовыми основаниями для 8,1% расходных обязательств в 2012 году, для 4,0% и 4,9% расходных обязательств – в 2013 и 2014 годах соответственно.

Соглашения о порядке и условиях предоставления целевых межбюджетных трансфертов являются правовыми основаниями для 2,0% расходных обязательств в 2012 году, для 2,1% расходных обязательств – в 2013 году и для 1,5% расходных обязательств – в 2014 году.

Основные направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, представлены в таблице 1:

 

 

Таблица 1 - Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд.руб.

 

 наименование

2011 год

2012 год

закон

проект

в % к преды-дущему году

проект

1

2

3

4

5

Всего

2 341,7

2 621,8

112,0

2 857,1

В том числе на:

 

 

 

 

Пенсионное обеспечение

1 794,3

2 045,6

114,0

2 246,1

из них:

 

 

 

 

Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

875,9

1 060,1

121,0

1 192,7

Валоризация пенсионных прав граждан

527,7

570,9

108,2

626,5

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

278,4

286,5

102,9

313,7

Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

69,6

78,7

113,1

56,4

Федеральная социальная доплата к пенсии

34,5

38,5

111,6

42,9

Возмещение расходов по нестраховым периодам

3,2

3,5

109,4

3,9

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

5,0

7,5

150,0

10,0

Администрируемые расходы

547,4

576,2

105,3

611,0

из них:

 

 

 

 

Осуществление ежемесячных денежных выплат

365,3

378,5

103,6

397,6

Предоставление материнского (семейного) капитала

120,8

132,7

109,9

144,1

Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами

40,4

44,0

108,9

49,3

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан

10,0

8,9

89,0

8,0

Выплата социального пособия на погребение

0,2

0,26

105,0

0,3

Иные социальные выплаты

10,7

11,8

110,3

11,7

Информация о работе Межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион