Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:51, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России на уровне федерального центра и региона и найти пути их решения. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов формирования межбюджетных отношений;
рассмотрение зарубежного опыта регулирования межбюджетных отношений;
Введение
1Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений
1.1 Государственное устройство и межбюджетные отношения. Истоки проблемы
1.2 Сущность и принципы межбюджетных отношений
1.3 Зарубежный опыт регулирования межбюджетных отношений
2 Анализ межбюджетных отношений России и Республики Башкортостан
2.1 Краткая характеристика Республики Башкортостан
2.2 Анализ состояния финансов Российской Федерации
2.3 Анализ межбюджетных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации
Заключение
Библиография
Башкортостан является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Республика - один из основных нефтедобывающих районов страны, центр химической промышленности и машиностроения.
Ведущими отраслями специализации являются топливная промышленность, химия и нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная, легкая и пищевая промышленности.
В республике созданы научно-производственные кластеры в энергетике, химии, машиностроении и ряде других отраслей, включающие в себя центры подготовки кадров, исследовательские институты, опытные производства и промышленные комплексы.
За последние годы в агропромышленном комплексе республики появились новые птицеводческие комплексы, цеха по переработке мяса, молочно-товарные фермы, обновлялось поголовье скота. Благодаря работе МТС все полевые работы проводятся с использованием лучших мировых образцов специализированных машин и технологий.
Наряду с производством, в Башкортостане идет модернизация и сферы услуг. Например, за последние два десятка лет республика самостоятельно вывела свои лучшие курорты на современный уровень технологий оздоровления и лечения. «Красноусольский» и «Янгантау» теперь известны всей стране.
Республика имеет крупный строительный и транспортный комплексы, активно развивает отрасли производственной и социальной инфраструктуры.
Башкортостан поддерживает внешнеэкономические связи с 90 странами мира. Крупнейшими торговыми партнерами традиционно являются Чехия, Великобритания, Казахстан, Нидерланды, Китай, Лихтенштейн, Италия, Германия, Финляндия, Украина и другие страны.
Несмотря на мировой кризис, в республике выросли средняя заработная плата и денежные доходы. Приняты дополнительные меры по поддержке ветеранов, работников бюджетной сферы, многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и молодежи. И как результат всей этой большой работы улучшилась демографическая ситуация. Впервые за последние 16 лет уровень рождаемости превысил уровень смертности.
2.2 Анализ межбюджетных отношений Российской Федерации
Исполнение бюджета и структура консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (по данным Федерального казначейства) представлено в приложениях 1-2.
В приложении 3 представлено распределение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы.
В приложение 4 представлено исполнение федерального бюджета, из которого видно, что объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2011г. составил 79,7% от прогнозируемого на 2011г. объема, утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 г.г.» (c учетом Федерального закона от 01.06.2011г. № 105).
Исполнение расходной части бюджета представлено в приложении 5, из которого видно, что процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе-сентябре 2011г. составили 215,2 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 3,0%. Профицит федерального бюджета в январе-сентябре 2011г. сложился в сумме 1130,9 млрд.рублей.
Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 октября 2011г. составил 823,9 млрд.рублей и по сравнению с 1 сентября 2011г. увеличился на 6,7%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2827,1 млрд.рублей и 5,8%.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 7199,5 млрд.рублей, что на 28,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2011г. поступления в консолидированный бюджет составили 757,8 млрд.рублей и снизились по сравнению с предыдущим месяцем на 3,2%. Поступление налогов, сборов, и иных обязательных платежей в консолидированных бюджет РФ по видам представлено в приложении 6.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 20,5%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,6%, налога на доходы физических лиц - 19,1%.
В январе-сентябре 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 6506,8 млрд.рублей (90,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 410,3 млрд.рублей (5,7%), местных - 93,1 млрд.рублей (1,3%), налогов со специальным налоговым режимом - 186,2 млрд.рублей (2,6%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011г. составило 1772,5 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 32,1%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-сентябре 2011г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,4 процентного пункта и составила 94,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов увеличилась на 0,5 процентного пункта и составила 4,1%. В сентябре 2011г. поступление налога на прибыль организаций составило 153,1 млрд.рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 22,6% приложение 6.
В январе-сентябре 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1377,9 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 11,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В сентябре 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 151,0 млрд.рублей, что на 3,2% меньше, чем в предыдущем месяце приложение 8.
В январе-сентябре 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 449,3 млрд.рублей, что на 37,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (94,0%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В сентябре 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 57,3 млрд.рублей, что на 5,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
В январе-сентябре 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1479,4 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 44,3%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 90,1% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,1 процентного пункта. В сентябре 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 174,0 млрд.рублей, что на 0,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 679,7 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 3,4%, налога на добычу полезных ископаемых - на 67,3%, налогу на прибыль организаций - на 7,9%, акцизам в целом - на 3,6%, налогу на добавленную стоимость - на 1,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 октября 2011г. составила 356,3 млрд.рублей.
Недоимка по налоговым платежам на 1 октября 2011г. составила 278,4 млрд.рублей (41,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она сократилась на 11,4%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 44,3%, акцизам в целом - на 35,5%. Увеличилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 26,9%, налогу на добавленную стоимость - на 1,6%.
Урегулированная задолженность на 1 октября 2011г. составила 395,8 млрд.рублей (58,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 4,8%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 214,4 млрд.рублей (54,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 115,7 млрд.рублей (29,2%).
Задолженность по единому социальному налогу на 1 октября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 18,6%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 15,1% и составила 29,3 млрд.рублей.
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 октября 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 25,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 октября 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 29,7% и составила 39,9 млрд.рублей.
В соответствии с представленными в Минфин России плановыми реестрами расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов государственные контракты на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд в указанный период заключать не планируется.
Законодательные (нормативные правовые) акты являются правовыми основаниями для 89,9% расходных обязательств в 2012 году, для 93,9% расходных обязательств – в 2013 году и для 93,6% расходных обязательств – в 2014 году.
Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации являются правовыми основаниями для 8,1% расходных обязательств в 2012 году, для 4,0% и 4,9% расходных обязательств – в 2013 и 2014 годах соответственно.
Соглашения о порядке и условиях предоставления целевых межбюджетных трансфертов являются правовыми основаниями для 2,0% расходных обязательств в 2012 году, для 2,1% расходных обязательств – в 2013 году и для 1,5% расходных обязательств – в 2014 году.
Основные направления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, млрд.руб.
наименование | 2011 год | 2012 год | ||
закон | проект | в % к преды-дущему году | проект | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всего | 2 341,7 | 2 621,8 | 112,0 | 2 857,1 |
В том числе на: |
|
|
|
|
Пенсионное обеспечение | 1 794,3 | 2 045,6 | 114,0 | 2 246,1 |
из них: |
|
|
|
|
Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации | 875,9 | 1 060,1 | 121,0 | 1 192,7 |
Валоризация пенсионных прав граждан | 527,7 | 570,9 | 108,2 | 626,5 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению | 278,4 | 286,5 | 102,9 | 313,7 |
Компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование | 69,6 | 78,7 | 113,1 | 56,4 |
Федеральная социальная доплата к пенсии | 34,5 | 38,5 | 111,6 | 42,9 |
Возмещение расходов по нестраховым периодам | 3,2 | 3,5 | 109,4 | 3,9 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений | 5,0 | 7,5 | 150,0 | 10,0 |
Администрируемые расходы | 547,4 | 576,2 | 105,3 | 611,0 |
из них: |
|
|
|
|
Осуществление ежемесячных денежных выплат | 365,3 | 378,5 | 103,6 | 397,6 |
Предоставление материнского (семейного) капитала | 120,8 | 132,7 | 109,9 | 144,1 |
Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами | 40,4 | 44,0 | 108,9 | 49,3 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан | 10,0 | 8,9 | 89,0 | 8,0 |
Выплата социального пособия на погребение | 0,2 | 0,26 | 105,0 | 0,3 |
Иные социальные выплаты | 10,7 | 11,8 | 110,3 | 11,7 |
Информация о работе Межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион