Межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России на уровне федерального центра и региона и найти пути их решения. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
 изучение теоретических аспектов формирования межбюджетных отношений;
 рассмотрение зарубежного опыта регулирования межбюджетных отношений;

Содержание

Введение
1Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений
1.1 Государственное устройство и межбюджетные отношения. Истоки проблемы
1.2 Сущность и принципы межбюджетных отношений
1.3 Зарубежный опыт регулирования межбюджетных отношений
2 Анализ межбюджетных отношений России и Республики Башкортостан
2.1 Краткая характеристика Республики Башкортостан
2.2 Анализ состояния финансов Российской Федерации
2.3 Анализ межбюджетных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион (Автосохраненный)3.doc

— 793.00 Кб (Скачать документ)

 

В составе указанных бюджетных ассигнований в 2012 – 2013 годах планируется реализовать мероприятия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

 Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. В 2012 году должны быть выполнены все ранее взятые обязательства  по обеспечению нуждающихся граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, постоянным жильем. На указанные цели в федеральном бюджете планируется в 2012 году -  18,6 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем   свыше 10 тысяч семей.

В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы будет продолжена поддержка молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, что позитивно повлияет на улучшение демографической ситуации в стране.

Уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2012 и 2013 годах по сравнению с 2011 годом связано с завершением в 2011 году мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, а также завершением в 2012 году обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.

Продолжится выделение субсидий автопроизводителям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты. На указанные цели предусмотрено в 2012 году 5,3 млрд. рублей. Субсидии предприятиям различных отраслей гражданской промышленности предоставляются в основном для осуществления мероприятий по техническому перевооружению, продвижению продукции на рынок и повышению ее конкурентоспособности. Расходы на предоставление субсидий в 2012 году составят 23,6 млрд. рублей.

Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации представлен в таблице 7

Таблица 7 - Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, млрд.рублей

Наименование

2011 год

(закон)

2012 г.

2013 г.

2014 г

проект

в %% к предыду-шему году

проект

в %% к предыду-шему году

проект

в %% к предыду-шему году

Межбюджетные трансферты

1343,3

1 134,9

84,5

1 016,5

89,6

964,7

95,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

дотации

542,5

493,3

90,9

471,1

95,5

461,8

98,0

субсидии

471,7

377,7

80,1

271,8

72,0

227,1

83,6

субвенции

281,1

229,5

81,7

237,5

103,5

242,3

102,0

иные межбюджетные трансферты

48,1

 

34,4

71,5

36,1

104,9

33,4

92,5

 

Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами Российской Федерации социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.

 Реализация данной цели будет осуществляться, в первую очередь, путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации как безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего субъектам Российской Федерации возможности для реалистичного планирования доходной части региональных бюджетов.

Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подтверждает тот факт, что в результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации сокращается в среднем с 10 до 3 раз.

При текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов Российской Федерации без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более пятнадцати процентов регионов не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Таким образом, бюджетные  ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются на уровне 2011 года в размере 397,0 млрд. рублей.

С целью стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации планируется внести изменения, предусматривающие в том числе корректировку данных по налогу на прибыль крупных и средних организаций с учетом среднероссийского показателя роста к предыдущему году.

Общий объем дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2012 году 493,3 млрд. рублей, что составляет 90,9% к уровню 
2011 года.

Их сокращение обусловлено уменьшением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые составят в 2012 году 86,5 млрд. рублей.

Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 19,8 млрд. рублей и в целях финансового поощрения регионов, достигших наилучших показателей в сфере развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, в сумме 10,0 млрд. рублей.

В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено предоставление 105 видов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, с целью обеспечения достоверного бюджетного планирования необходимо увеличить долю субсидий, распределяемую между бюджетами субъектов Российской Федерации законом о федеральном бюджете до начала финансового года, которая в последние годы составляет около 15% от их   общего объема.  

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предусмотрены в объеме 377,7 млрд. рублей с сокращением на 20,6% к уровню 2011 года.

В 2012 году не предусматривается предоставление субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных Московской и Ленинградской областей и субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей.

Кроме того, предполагается отменить софинансирование из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации:

- по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

 - по содержанию ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающиеся приемному родителю.

Финансовое обеспечение соответствующих расходов будет осуществляться за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.

2.3 Анализ межбюджетных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации

 

Межбюджетные отношения РФ и Республики Башкортостан строятся по следующим направлениям:

  дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

  субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

  субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

  иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

  межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (табл. 8).

Таблица 8 - Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Башкортостан на 2012-2013 гг.

 

Наименование

2012 год

2013 год

Темп роста, %

Численность постоянного населения на 01.01.2011, тыс.чел.

4071,9

4071,9

-

Индекс налогового потенциала

0,712

0,712

-

Индекс бюджетных расходов

0,92

0,92

-

Уровень бюджетной обеспеченности до распределения дотаций

0,773

0,783

0,01

Расчет средств, недостающих до средн уровня бюджетной обеспеченности

35239592

37310781

105,87

Расчетное распределение дотаций

3590166

1685882

46,95

Утверждено на год (ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период на 2012-2013 годов", 85% от общего объема)

4200499

1698687

40,44

Изменение к утвержденному на  год

-610333

-12805

2,09

Всего к утверждению на год

4200499

1698687

40,44

Уровень бюджетной обеспеченности (после распределения дотаций)

0,8

0,793

99,13

Как видно из таблицы 8, уровень средств, недостающих до среднего уровня бюджетной обеспеченности в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года увеличится на 5,87%. Однако расчетное распределение дотаций сократится на 53,05%, что вызовет снижение размера дотаций на 59,56%.

Субвенции бюджету Республики Башкортостан Российской Федерацией.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В таблице рассмотрим распределение субвенций из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан.

Таблица 9 – Распределение субвенций из федерального бюджета в бюджет РБ на 2012 г

Наименование субвенции

Сумма, тыс.руб.

Распределение субвенций из федерального бюджета в бюджет РБ, предусмотренных на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов

524756,9

Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели судов общей юрисдикции на 2012 год

2718,7

Осуществление полномочий РФ в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению соглашений

583514,8

Распределение субвенций субъектов РФ на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05. 2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов".

1441258,0

Информация о работе Межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион