Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:51, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России на уровне федерального центра и региона и найти пути их решения. Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов формирования межбюджетных отношений;
рассмотрение зарубежного опыта регулирования межбюджетных отношений;
Введение
1Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений
1.1 Государственное устройство и межбюджетные отношения. Истоки проблемы
1.2 Сущность и принципы межбюджетных отношений
1.3 Зарубежный опыт регулирования межбюджетных отношений
2 Анализ межбюджетных отношений России и Республики Башкортостан
2.1 Краткая характеристика Республики Башкортостан
2.2 Анализ состояния финансов Российской Федерации
2.3 Анализ межбюджетных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации
Заключение
Библиография
В составе указанных бюджетных ассигнований в 2012 – 2013 годах планируется реализовать мероприятия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. В 2012 году должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, постоянным жильем. На указанные цели в федеральном бюджете планируется в 2012 году - 18,6 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем
В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы будет продолжена поддержка молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, что позитивно повлияет на улучшение демографической ситуации в стране.
Уменьшение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2012 и 2013 годах по сравнению с 2011 годом связано с завершением в 2011 году мероприятий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, а также завершением в 2012 году обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года.
Продолжится выделение субсидий автопроизводителям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты. На указанные цели предусмотрено в 2012 году 5,3 млрд. рублей. Субсидии предприятиям различных отраслей гражданской промышленности предоставляются в основном для осуществления мероприятий по техническому перевооружению, продвижению продукции на рынок и повышению ее конкурентоспособности. Расходы на предоставление субсидий в 2012 году составят 23,6 млрд. рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации представлен в таблице 7
Таблица 7 - Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, млрд.рублей
Наименование | 2011 год (закон) | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г | |||
проект | в %% к предыду-шему году | проект | в %% к предыду-шему году | проект | в %% к предыду-шему году | ||
Межбюджетные трансферты | 1343,3 | 1 134,9 | 84,5 | 1 016,5 | 89,6 | 964,7 | 95,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
дотации | 542,5 | 493,3 | 90,9 | 471,1 | 95,5 | 461,8 | 98,0 |
субсидии | 471,7 | 377,7 | 80,1 | 271,8 | 72,0 | 227,1 | 83,6 |
субвенции | 281,1 | 229,5 | 81,7 | 237,5 | 103,5 | 242,3 | 102,0 |
иные межбюджетные трансферты | 48,1
| 34,4 | 71,5 | 36,1 | 104,9 | 33,4 | 92,5 |
Система межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами Российской Федерации социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг.
Реализация данной цели будет осуществляться, в первую очередь, путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации как безусловного вида финансовой помощи, распределяемого на три года до начала финансового года и обеспечивающего субъектам Российской Федерации возможности для реалистичного планирования доходной части региональных бюджетов.
Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подтверждает тот факт, что в результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации сокращается в среднем с 10 до 3 раз.
При текущем уровне дифференциации финансовых возможностей субъектов Российской Федерации без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности более пятнадцати процентов регионов не смогут осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и социальное обеспечение, за счет поступающих в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов.
В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год. Таким образом, бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление указанных дотаций в 2012 году планируются на уровне 2011 года в размере 397,0 млрд. рублей.
С целью стимулирования субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации планируется внести изменения, предусматривающие в том числе корректировку данных по налогу на прибыль крупных и средних организаций с учетом среднероссийского показателя роста к предыдущему году.
Общий объем дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2012 году 493,3 млрд. рублей, что составляет 90,9% к уровню
2011 года.
Их сокращение обусловлено уменьшением дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые составят в 2012 году 86,5 млрд. рублей.
Указанные дотации предусмотрены с целью обеспечения текущей сбалансированности региональных бюджетов при возникновении экстренных ситуаций с их исполнением, в том числе для частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в сумме 19,8 млрд. рублей и в целях финансового поощрения регионов, достигших наилучших показателей в сфере развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, в сумме 10,0 млрд. рублей.
В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено предоставление 105 видов субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, с целью обеспечения достоверного бюджетного планирования необходимо увеличить долю субсидий, распределяемую между бюджетами субъектов Российской Федерации законом о федеральном бюджете до начала финансового года, которая в последние годы составляет около 15% от их общего объема.
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предусмотрены в объеме 377,7 млрд. рублей с сокращением на 20,6% к уровню 2011 года.
В 2012 году не предусматривается предоставление субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных Московской и Ленинградской областей и субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей.
Кроме того, предполагается отменить софинансирование из федерального бюджета расходных полномочий субъектов Российской Федерации:
- по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
- по содержанию ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающиеся приемному родителю.
Финансовое обеспечение соответствующих расходов будет осуществляться за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
2.3 Анализ межбюджетных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации
Межбюджетные отношения РФ и Республики Башкортостан строятся по следующим направлениям:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (табл. 8).
Таблица 8 - Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Башкортостан на 2012-2013 гг.
Наименование | 2012 год | 2013 год | Темп роста, % |
Численность постоянного населения на 01.01.2011, тыс.чел. | 4071,9 | 4071,9 | - |
Индекс налогового потенциала | 0,712 | 0,712 | - |
Индекс бюджетных расходов | 0,92 | 0,92 | - |
Уровень бюджетной обеспеченности до распределения дотаций | 0,773 | 0,783 | 0,01 |
Расчет средств, недостающих до средн уровня бюджетной обеспеченности | 35239592 | 37310781 | 105,87 |
Расчетное распределение дотаций | 3590166 | 1685882 | 46,95 |
Утверждено на год (ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период на 2012-2013 годов", 85% от общего объема) | 4200499 | 1698687 | 40,44 |
Изменение к утвержденному на год | -610333 | -12805 | 2,09 |
Всего к утверждению на год | 4200499 | 1698687 | 40,44 |
Уровень бюджетной обеспеченности (после распределения дотаций) | 0,8 | 0,793 | 99,13 |
Как видно из таблицы 8, уровень средств, недостающих до среднего уровня бюджетной обеспеченности в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года увеличится на 5,87%. Однако расчетное распределение дотаций сократится на 53,05%, что вызовет снижение размера дотаций на 59,56%.
Субвенции бюджету Республики Башкортостан Российской Федерацией.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В таблице рассмотрим распределение субвенций из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан.
Таблица 9 – Распределение субвенций из федерального бюджета в бюджет РБ на 2012 г
Наименование субвенции | Сумма, тыс.руб. |
Распределение субвенций из федерального бюджета в бюджет РБ, предусмотренных на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов | 524756,9 |
Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели судов общей юрисдикции на 2012 год | 2718,7 |
Осуществление полномочий РФ в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению соглашений | 583514,8 |
Распределение субвенций субъектов РФ на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05. 2008 № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов". | 1441258,0 |
Информация о работе Межбюджетные отношения на уровне федеральный центр - регион