Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является обобщение мирового опыта в сфере лизинга. Рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ финансирования. В работе рассматриваются виды и формы лизинговых операций, а также их преимущества, недостатки и пути решения. Работа состоит из трех частей:
1 Основные понятия и определения лизинга
2 Нормативно – правовая база лизинговой деятельности
3 Лизинговая деятельность в России
Введение 3
1 Основные понятия и определения лизинга 6
1.1 Понятие и значение лизинга 6
1.2 Экономическая сущность лизинга (кредит-аренда) 7
1.3 Классификация и виды лизинговых операций 10
2 Нормативно – правовая база лизинговой деятельности 21
2.1 Правовое регулирование лизинговой деятельности 21
2.2 Методы расчета лизинговых платежей 28
2.3 Бухгалтерский и налоговый учет лизинговых операций 31
3 Лизинговая деятельность в России 42
3.3 Государственная поддержка лизинга 42
3.2 Преимущества и перспектива развития лизинговой деятельности 43
3.3 Проблемы лизинговой деятельности на современном этапе
и пути их решений 47
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение 1 56
Приложение 2 57
Приложение 3 67
Приложение 4 74
Приложение 5 76
- обеспечивается снижение
корпоративного налога и
- сближаются условия
и способы предоставления
- устраняется дискриминация по отношению к капиталам из стран- партнеров.
Широкое использование лизинга в развитых странах объясняется более благоприятными экономическими условиями, поскольку осуществляется значительная поддержка предпринимательского бизнеса, который в основном и развивается за счет инвестиций через лизинговый механизм. Для использования лизинга не обязательно предоставление особых налоговых льгот, вполне достаточно тех преимуществ, которые продиктованы самим механизмом. Так, возможность отнесения на себестоимость продукции лизинговых платежей имеет преимущество перед другими формами производственных инвестиций. Уровень и глубину развития лизинга в стране определяют:
- нормативно-законодательная база;
- государственное регулирование;
- макроэкономические условия, состояние инвестиционного рынка инвестиционные льготы, уровень банковского процента, особенно налогообложения, степень инфляции и др.);
- использование системы бухгалтерского учета.
Некоторые страны не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права.
Государственное регулирование лизинговой деятельности в каждой стране имеет свои особенности. Там, где лизинг является специфической функцией банков, государственные органы не только регулируют банковскую деятельность, но и осуществляют контроль над лизингом.
В других странах управление лизинговой деятельностью по сравнению с банковскими операциями значительно упрощено. Специфическое законодательство не является определяющим для развития лизинга, доминируют макроэкономические условия страны, государственная поддержка инвестиционной деятельности и лизинга как важной ее формы. Так как для стимулирования лизинга лизинговым компаниям предоставляются государственные субсидии, возможность использовать ускоренный режим амортизации и другие льготы, что благотворно сказывается на лизинговом рынке.
3.3 Проблемы лизинговой деятельности на современном этапе и пути их решений
Основными причинами, которые сдерживают развитие лизинговой отрасли, являются:
1) Финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей. Последние очень часто используют лизинговые компании как одну из форм кредитования предприятий. Это сказывается на проведении самостоятельной стратегии развития лизинговой компании и большой зависимости от своих, учредителей. При ухудшении финансового положения банка сразу же лихорадит лизинговую компанию.
2) Дороговизна кредитных ресурсов.
3) Жесткие требования по обеспечению сделки, когда помимо залога предмета лизинга требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. В связи, с чем одно из важных преимуществ лизинга, при котором объект лизинга выступает в качестве обеспечения сделки, сводится на нет, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг.
4) Отсутствие вторичного рынка оборудования.
5) Не всегда благоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства.
6) Недостаточная квалификация кадров.
Несмотря на это, лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса и это связано со следующим:
1) Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.
2) Разработан и утвержден ряд законодательных и нормативных актов, регулирующих лизинговую деятельность, по мере возможности, создаются благоприятные условия для его развития. Приняты: Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29.10.1998 г. №164-ФЗ. и 25 глава Налогового Кодекса РФ.
3) Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, т. к. используется исключительно для покупки основных средств, которое, к тому же, выступает обеспечением сделки.
4) Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.
Таким образом, российский лизинговый бизнес постепенно развивается, накапливает опыт, крепчает и готовится внести свой вклад в активизацию инвестиционной деятельности.
Начиная с 1 января 2002 г. начинается новейшая история российского лизинга, как одного из наиболее прогрессивных методов обновления основных фондов предприятий. В первую очередь это связано с относительной стабилизацией российской экономики, началом роста промышленного производства и изменениями в законодательных актах регулирующих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.
В настоящее время лизинг получил максимально возможные льготы для развития в России в связи с тем, что:
1) Вступившая в силу 2-я часть НК РФ подтверждает возможность ускоренной амортизации лизингового имущества, также лишает предприятия возможности относить инвестиционные затраты на себестоимость своей продукции, оставляя данную возможность только за платежами по лизинговым договорам.
2) Принят Федеральный закон от 29 января 2002 г. №10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лизинге". Поправки к закону носят конструктивный характер и значительно либерализуют закон.
3) На данном этапе развития лизинга отменен запрет на совмещение обязательств по договору лизинга, что дает новый толчок для развития финансового лизинга в нашей стране. Тем самым все приведенные выше схемы функционирования финансового лизинга имеют право для законного сосуществования. Теперь субъекты лизинговой сделки вправе выбрать наиболее привлекательную для них схему работы.
Современный российский лизинг очень молод. Вместе с тем ему удается достаточно быстро интегрироваться в мировую финансовую систему. Анализ лизинговой деятельности в США, Японии, Великобритании, Германии показал, что ряд ведущих российских лизинговых компаний не просто заимствовали, но и удачно адаптировали в наши условия опыт стран с развитыми лизинговыми отношениями.
Благополучными для российского лизинга были 1996, 1997, начало 1998 гг. Российские и зарубежные банки, крупные производители машин, оборудования всерьез обратили свое внимание на известный во всем мире высокоэффективный финансовый инструмент – лизинг. Этот период отличается образованием большого количества лизинговых компаний. Стали появляться даже лизинговые холдинги.
Для отечественных лизингодателей открылся доступ к относительно недорогим кредитным ресурсам, к товарным кредитам. На российском рынке стали применяться различные виды лизинга – финансовый, оперативный, возвратный, компенсационный, раздельный. Появилось разнообразие схем финансирования и предоставления гарантий участникам лизинговых операций. С периодичностью раз в квартал у нас и за рубежом проводились конференции, посвященные развитию российского лизинга. Резко возросло количество публикаций. Лизинг стал модной темой для дипломов и диссертаций.
Количество компаний, получивших лицензии на право осуществления лизинговой деятельности, превысило 700. Правда, далеко не все из них успели стать весомыми лизингодателями. Однако намерение заняться лизинговым бизнесом они обозначили. Вместе с тем, начавшийся в 1998 г. финансовый кризис, не мог не повлиять на лизинговый бизнес. Ряд действующих лизинговых компаний замер в ожидании – что будет дальше? Многие крупные зарубежные и российские банки и товаропроизводители, которые решили создать лизинговые компании, взяли тайм-аут. Несмотря на ряд трудностей в настоящее время отмечается значительная активизация лизинговых компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночные преобразования в экономике России, необходимость ускорения научно-технического прогресса, подъема различных отраслей экономики, в том числе, оборонно-промышленного комплекса условиях резкого ограничения финансовых средств, – все это требует поиска и внедрения новых методов обновления основных фондов. Одним из таких нетрадиционных и достаточно эффективных финансовых инструментов служит лизинг, представляющий собой альтернативу традиционным формам инвестирования. Особенно интересным с этой точки зрения является финансовый лизинг, который за определенную плату позволяет одной стороне (лизингополучателю) использовать имущество, являющееся собственностью другой стороны (лизингодателя) на условиях, закрепленных законодательством.
Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства (в большинстве стран имущество, взятое в лизинг, отражается у лизингополучателя на забалансовом счете).
Лизинг не является однородным финансовым продуктом. В каждой стране имеются свои особенности в области торгового права, финансов, бухгалтерского учета, от которых во многом зависит конечный лизинговый продукт. Тем не менее, общее у них, конечно же, имеется. Это сдача во временное владение и пользование имущества на условиях платности.
Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга и инвестиционной деятельности", который легализовал лизинг и определил его одним из основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более семи лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний, критически осмыслена природа и сущность лизинга, его законодательная и нормативная базы, выявлены узкие места, которые требуют своего скорейшего решения.
За эти годы значительно
укрепилась законодательная, нормативная
и методическая база лизинговой деятельности.
Вышел ряд постановлений
В настоящее время на рынке лизинговых услуг участвует около 100 стран мира, половина из которых - развивающиеся, где лизинг идет ускоренными темпами, особенно в сегментах промышленного оборудования, транспортных средств и др. Расширение лизингового рынка является объективным фактом при интернационализации производства и финансовой сферы. Как известно, лизинговый рынок дает возможность импортировать оборудование многим странам с весьма ограниченными ресурсами. Лизинг более надежен при выполнении финансовых обязательств, чем другие формы инвестиций. Он не только облегчает инвестирование импорта промышленного оборудования, но и позволяет обеспечить передачу технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся.
Поскольку лизинг способствует активизации инвестиционных процессов, росту объемов производства, развитию здоровой конкуренции, он всячески поддерживается Всемирным Банком, Европейским банком реконструкции и развития, Комиссией Евросоюза, Европейской экономической комиссией и другими международными структурами.
Существует международная
унификация юридических понятий
и условий лизинговых соглашений,
которая разработана
Основные положения, предусмотренные Конвенцией УНИДРУА, следующие:
1) лизинг - самостоятельный правовой институт;
2) лизинг - трехсторонняя сделка, имеющая общие черты с арендой, условной куплей-продажей, ссудой, но не относящаяся ни к одной из них и представляющая собой единство двух соглашений - купли-продажи и собственно лизинга.
Определенная роль отведена потребителю имущества, который является инициатором сделки и имеет все риски собственника, не являясь таковым юридически. При этом лизингодатель играет роль исключительно посредника по инвестированию сделки. Срок лизингового соглашения предусматривается исходя из условия возврата лизингодателю капиталовложений и ориентировочно равен сроку амортизации имущества. Отнесение лизинговой сделки к международной предусматривается тогда, когда лизингодатель и лизингополучатель принадлежат к разным странам. При этом собственник имущества - лизингодатель не отвечает за его качество, а ответственность несет изготовитель-поставщик имущества лизингополучателю.
При нарушении лизингового соглашения лизингодатель вправе либо востребовать еще не оплаченные выплаты, либо прервать действие соглашения.
Конвенцией предусмотрена
унифицированная согласованная
концепция лизинга, что способствует
правовому регулированию
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Свод кодексов и законов Российской Федерации. – СПб.: ИД «Весь», 2003. – 992 с. 241 с.
2. 23 положения по бухгалтерскому учету : текст с изм. и доп. На 2010 год. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с. – (Законы и кодексы).
3. Библиотечка «Российская
газета» - приложение к «Российской
газете». «Все о лизинге.