Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
национальный фонд финансовая система
Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы. Как декларируется властями, в основе Национального фонда Казахстана заложена модель Нефтяного фонда Норвегии. При этом умышленно или случайно происходит смешение двух разных понятий: модели формирования и использования средств фонда, с одной стороны, и модели его инвестиционной стратегии.
Национальный фонд был создан 23 августа 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 402. Основная цель Национального фонда сформулирована как «обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов».
Хотя первый год деятельности Национального фонда оказался неполным, так как фактически фонд начал действовать с 18 мая 2011 года, когда на его счет начали поступать первые суммы, тем не менее, полученные результаты оказались достаточно показательными в макроэкономическом плане. Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, первый вице-министр финансов, занимавший ранее пост председателя Агентства по стратегическому планированию, отметил в этой связи, что в течение 2011 года был полностью отработан и запущен механизм функционирования Национального фонда и в целом он состоялся. Реализация стабилизирующей функции фонда позволяет правительству перейти теперь к среднесрочному планированию государственного бюджета. Национальный фонд стал также важным элементом обеспечения макроэкономической стабильности, что отражается и на кредитных рейтингах Казахстана («Панорама», 28 июня 2010 года).
Как и прогнозировалось, схема функционирования Национального фонда ввела в бюджетную систему новый регулятор, позволяющий выравнивать резкие колебания поступлений в бюджетную систему и разницу в доходах между регионами.
Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении республиканских, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, поскольку актуальной продолжает оставаться задача финансирования государством мероприятий в социальной сфере. Однако государственные внебюджетные фонды, которые можно отнести к специальным гарантиям в области развития государственной социальной политики РК, остались за рамками их научных исследований. Среди внебюджетных фондов в РК можно особое место уделить такому фонду как Национальный фонд РК. Стабилизационная функция фонда связана с возможностью использования денег фонда для компенсации потерь республиканского и местных бюджетов, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений от организаций сырьевого сектора. Данная компенсация потерь будет поступать из фонда в республиканский и местные бюджеты в виде неналоговых поступлений.
Являясь важным элементом бюджетной системы РК, все Нацфонд РК призван обеспечивать права граждан по обязательному страхованию граждан от неожиданных потерь.
Цель работы - исследовать Национальный фонд как важнейший институт финансовой науки, доработать понятийный аппарат, показать его место в финансовой системе РК.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованных источников.
1. Теоретические аспекты формирования и развития внебюджетных фондов и место Нацонального фонда в финансовой системе РК
1.1 Эволюция развития Национального фонда РК
Как нам представляется, идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости. Однако практически к проблеме создания нефтяного фонда приступили в 1995 году, после принятия новой Конституции, устанавливающей президентскую форму правления, тогда же в экономике страны наступил период относительной стабилизации. К тому же в период 1993-1996 годов мировые цены на нефть непрерывно росли, что естественным образом привело к образованию существенных доходов от экспорта этого сырья из Казахстана, к которым добавились значительные поступления от продажи государственной доли в крупных нефтегазовых проектах иностранным инвесторам.
Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, занимая пост председателя Агентства по стратегическому планированию, резюмировал исторический аспект создания Национального фонда следующим образом: «Вопрос о создании стабилизационного фонда начал обсуждаться в 2007 году. Но в условиях экономического кризиса 1998 года и падения мировых цен на нефть доходы Казахстана от продажи углеводородного сырья резко снизились. Проблема резервирования сверхприбылей стала неактуальна. Сегодня ситуация изменилась. Во-первых, возросли цены на нефть. Во-вторых, подтверждается наличие больших запасов нефти на Каспии. В-третьих, в будущем году мы ожидаем вступление в строй КТК. Это значит, что уже в скором времени поток нефтедолларов в Казахстан может резко увеличиться» («Панорама», 30 июня 2007 г.).
В качестве «пробы пера» и зондажа общественного мнения весной 1997 года Галымжан ЖАКИЯНОВ, занимавший тогда должность председателя Агентства по контролю за стратегическими ресурсами, предложил создать в стране второй бюджет, не подконтрольный правительству, так называемый бюджет развития РК (БРРК). В мае 1997 года он заявил об угрожающей Казахстану «голландской болезни» в виде негативного влияния на экономику огромных доходов от разработки и экспорта минеральных и иных природных ресурсов. Поскольку это заявление было сделано в ситуации острой нехватки бюджетных средств на выплаты зарплат и пенсий, на погашение дефицита бюджета и развитие социальной сферы, то дискуссия по поводу «голландской болезни» выглядела в значительной мере надуманной и преждевременной. С другой стороны, можно утверждать, что это был вполне продуманный ход властей по созданию должного паблисити идее создания некой отдельной от бюджета структуры, в которую направлялись бы все государственные доходы от нефти и газа (бонусы, роялти, рентные платежи, дивиденды по госпакетам акций, прибыль национальной компании «Казахойл» и другие доходы), а в дальнейшем и доходы от экспорта некоторых других природных ресурсов.
По мнению разработчиков идеи создания БРРК, он был бы подотчетен напрямую главе государства, и управлением бюджетом развития занимался бы специальный совет из руководителей, не находящихся в подчинении премьер-министра: Национального банка, агентств по контролю за стратегическими ресурсами и по стратегическому планированию, компании «Казахойл». Именно этот совет, по замыслу авторов, должен был заняться регулированием госинвестиций, переводом части экспортной выручки за границу, контролем за темпами добычи нефти, финансированием проектов в частном секторе и даже контролем за гонорарами иностранных консультантов. Естественно, что для обеспечения текущей работы совета понадобился бы свой небольшой исполнительный аппарат или секретариат, который в дальнейшем стал бы фактически вторым правительством при втором бюджете страны. По словам Галымжана Жакиянова, президент Назарбаев одобрил идею бюджета развития и даже дал добро на разработку «нормативных актов», в которые необходимо внести изменения в связи с появлением нового бюджета. Сам первый и последний руководитель Агентства по контролю за стратегическими ресурсами формулировал идеологию БРРК следующим образом: «Учитывая присущий казахстанцам менталитет и состояние правительства, наше агентство считает образование БРРК просто необходимым. Вы понимаете, что у Кабинета министров всегда существует соблазн использовать нефтяные деньги на решение каких-либо насущных проблем... Главное в этом деле - разделить понятие ежедневной заботы о народном хозяйстве и понятие стратегических задач. Я думаю, БРРК сможет начать действовать самостоятельно уже со следующего года. Это обусловлено, во-первых, тем, что в Казахстане уже отмечаются все признаки «голландской болезни», и лечить ее нужно незамедлительно. Во-вторых, благодаря созданию такого бюджета республика получит дополнительную возможность для привлечения иностранных инвестиций - в виде займов международных организаций для бюджета развития. Кроме того, предполагается, что освоение средств БРРК позитивно влияет на занятость населения и пополнение республиканского и местного бюджетов» («Панорама», 9 мая 2007 г.).
Публичные выступления президента Казахстана в поддержку БРРК нам не известны.
Из критиков идеи создания БРРК наиболее последовательно и аргументировано против этой идеи выступал тогдашний председатель мажилиса парламента, известный экономист Марат ОСПАНОВ. Помимо того, что г-н Оспанов просто обязан был критиковать идею БРРК так сказать «по должности», поскольку фактически речь шла о попытке создания внебюджетного фонда, не подконтрольного парламенту, внимания заслуживает и теоретическая контраргументация спикера в отношении угрозы «голландской болезни» для экономики Казахстана. Свою фундаментальную статью по этому поводу Марат Оспанов назвал весьма характерно - «Рецепт лечения «голландской болезни» - не что иное, как попытка создания очередного карманного внебюджетного фонда». Приведем в качестве иллюстрации его подхода к этому вопросу одну из цитат: «Мысль, что валюта может оказаться в какой-либо стране излишней, является чрезмерно примитивной, ибо такой ситуации мировая практика просто не имеет. Это следует уяснить так, чтобы раз и навсегда похоронить идею параллелизации бюджета и фондизации экономики страны. Предложение г-на Жакиянова напоминает мне дележ шкуры неубитого медведя -нефтедолларового дождя нет, экспорт предстоит наращивать и наращивать, население голодное и разутое, а мы дискутируем о фонде. Но идея прозвучала из уст одного из высших чиновников и может быть вполне принята к реализации («казахская болезнь» в отличие от «голландской» трудноизлечима)» («Панорама», 23 мая 2008 г).
Действительно, весьма спорной выглядит не только официальная трактовка причин так называемой «голландской болезни», но и выбор метода борьбы с этим явлением за счет перечисления сверхдоходов от природных ресурсов в активы Национального фонда, инвестированные в ценные бумаги правительств и компаний развитых стран. В самой Голландии, как известно, упор в борьбе с упомянутой «болезнью» делался не столько на активном сбережении доходов от экспорта сырья, сколько на динамичном развитии обрабатывающей промышленности и сектора услуг, способных конкурировать на глобальном рынке.
В 1997-1998 годах, в условиях резкого падения мировых цен на нефть идея создания публичного внебюджетного фонда руководством страны по понятным причинам не продвигалась, но зато был создан секретный резервный фонд правительства на зарубежных счетах, куда поступили средства от продажи государственных долей в крупных нефтегазовых проектах, роялти, бонусы и иные доходы. 1999 год стал годом президентских и парламентских выборов, в ходе которых тезис о необходимости сбережения нефтяных доходов для будущих поколений выглядел бы явным издевательством над электоратом. Поэтому пропагандистская поддержка создания накопительного фонда для будущих поколений с новой силой развернулась только в 2007 году, когда к тому же мировые цены на нефть резко пошли вверх. Показательно, что на этот раз в кампанию по продвижению идеи создания нового фонда активно включился и сам президент Казахстана, причем в некоторых своих выступлениях того времени он фактически раскрыл государственный секрет существования за рубежом резервного фонда. Правда, экономическая аргументация главы государства в пользу создания нефтяного фонда была явно непроработанной - в основном он утверждал, что не хочет укрепления тенге на фоне растущего поступления валютной выручки в страну. Вот одно из характерных высказываний Нурсултана НАЗАРБАЕВА того времени, сделанное 9 ноября 2007 года после совещания с руководителями силовых ведомств: «Ввод таких денег приведет к полному обвалу нашего тенге, который мы сейчас и так еле-еле сдерживаем. Если сейчас полностью отпустить курс, то один доллар будет 130 тенге. Это означает, что мы посадим на «голодный» паек всех наших экспортеров. Они провалятся, и наступит такой момент, когда поступления в казну от них будут резко уменьшаться, бюджет не будет выполняться» («Панорама», 10 ноября 2010 г.).
Еще одно обстоятельство связано с массированным перечислением в 2002 году средств в Национальный фонд с зарубежных специальных счетов правительства, на которых хранились деньги секретного резервного фонда, созданного во второй половине 90-х годов руководством Казахстана. Эти переводы были сделаны сразу же после выступления премьер-министра Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА в парламенте, в котором он по поручению главы государства рассекретил информацию о секретном фонде. Вначале в Национальный фонд двумя траншами поступили от министерства финансов Казахстана с ранее секретных счетов сумму в 212,6 млн. долларов, а в целом по итогам апреля в фонд поступило 296 млн. долларов из-за рубежа. В итоге в апреле активы Национального фонда резко увеличились - на 9,1% до 1 млрд. 606,8 млн. долларов. При этом правительством не было сделано официального заявления о том, что больше на секретных счетах средств не осталось. Информация о том, в каких зарубежных банках хранились эти средства, и хранятся сейчас деньги Национального фонда, также не раскрывается правительством Казахстана. Национальный банк отказывается раскрыть эту информацию, ссылаясь на режим государственных секретов и конфиденциальность отношений со своим клиентом в лице правительства.
В качестве типичного мнения высокопоставленных чиновников Казахстана по вопросу о законности существования секретного фонда за рубежом приведем следующий комментарий председателя Национального банка Григория МАРЧЕНКО: «Единственное, я могу как экономист и банкир сказать, что экономически это решение было правильным тогда, другое дело, что по политическим и правовым причинам оно было оформлено по-другому. А по сути своей это ничем не отличается от создания Нацфонда - опять же по экономической сути. Поэтому мы как Нацбанк к этим счетам никакого отношения не имели, но я это говорю не для того, чтобы от этого откреститься и так далее. Я как экономист могу только подтвердить, что по своей сути это совершенно идентичные решения. Сейчас раз Нацфонд создан, то безусловно очень правильно и мы двигаемся в целом в сторону большей прозрачности. Я думаю, что и это решение - перевести остатки средств в Нацфонд было абсолютно правильным» (пресс-конференция в Национальном банке 17 апреля 2012 г.).
Внебюджетные фонды как финансовый институт представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении республиканских и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. В них концентрируются денежные средства, привлекаемые государством на определенные общественные потребности и расходуемые строго в соответствии с целевым назначением. Они не включены в республиканский и местные бюджеты. Порядок их образования и использования регламентируются нормами финансового законодательства.