Национальный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание

Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы.

Работа состоит из  1 файл

194850.docx

— 475.61 Кб (Скачать документ)

Далее, критикуется непоследовательность властей Казахстана в применении норвежского опыта к нашей действительности. Дело в том, что политическое решение о накапливании средств в Национальном фонде Казахстана было принято на фоне серьезных социальных проблем, далеких от своего решения, в то время как в Норвегии приступили к накапливанию денег в нефтяном фонде как раз после того, как были решены социальные проблема, а страна вышла на высокий уровень развития. Также высказывается несогласие с основополагающим тезисом властей о том, что активный приток средств из Национального фонда в реальный сектор экономики Казахстана (в технологии, производства) вызовет рост инфляции и обвал курса тенге, - такое явление наступит в том случае, если деньги фонда будут направляться непосредственно на повышение пенсий, пособий и зарплат.

Одним из самых веских аргументов критиков выбранной модели Национального фонда для Казахстана является отсутствие в ней персонифицированной аккумуляционной функции, когда часть сверхдоходов от экспорта нефти и других природных ресурсов накапливается непосредственно на индивидуальном счете каждого гражданина страны с тем, чтобы потом он мог расходовать ее на собственные нужды социального характера (получение образования, приобретение жилья, создание семьи и т.д.). В качестве контраргументов против реализации этой функции фонда выдвигаются две причины: средства Национального фонда не должны проедаться, а издержки транзакций (переводов) средств из фонда на индивидуальные банковские или иные счета весьма велики.

Такая аргументация властей выглядит несостоятельной, поскольку речь в данном случае не идет о расходовании средств фонда на текущие повседневные нужды граждан, а на те цели, которые, по сути, представляют собой инвестирование в человеческие ресурсы страны. Это тем более важно, что государство сегодня практически полностью переложило социальные расходы на граждан, не предоставив им взамен соответствующих налоговых льгот в виде вычетов, как это делается в развитых странах. Что касается тезиса о высоких издержках трансакций, то они также представляются несостоятельными, поскольку платежная система Казахстана сегодня является одной из лучших в СНГ по уровню ее компьютерной оснащенности и объемам проводимых через нее транзакций. В качестве дополнительного контраргумента укажем также на эффективную работу накопительной пенсионной системы Казахстана, в которой каждый вкладчик имеет свой персональный счет, на который ежемесячно поступают обязательные пенсионные взносы из бухгалтерий работодателей.

Национальный фонд был создан 23 августа 2010 года Указом Президента Республики Казахстан № 402.

  Основная цель Национального фонда сформулирована как «обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов».

  Указом предусмотрено, что:

  1. Активы Фонда сосредоточиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном

Банке Республики Казахстан;

  2. Управление активами Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан;

  3. Объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан;

  4. Правительство Республики Казахстан ежегодно представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет о формировании и использовании Фонда.

  29 января 2007 года в целях регламентации деятельности по формированию и использованию Национального фонда был принят Указ Президента «О некоторых вопросах Национального фонда Республики Казахстан». Указом утверждались прилагаемые Правила формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан (далее Правила), в которых более подробно были сформулированы цели и задачи Национального фонда, а также функции, права и обязанности государственных органов по его управлению. В соответствии с настоящим Указом Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

  Целью Фонда стала реализация двух основных функций:

  1. Сберегательная, которая заключается в формировании накоплений государства.

  2. Стабилизационная, выражающаяся в снижении зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. Сберегательная часть составляет 75%, стабилизационная - 25%. Однако на момент первых дней работы фонда сложился некоторый дисбаланс. На стабилизационный портфель приходилось около 40%, а на сберегательный-60%. В последующем этот дисбаланс был ликвидирован - сберегательную часть пополнили остатки с секретного счета.

  В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен.

  В соответствии с Правилами, в целях исполнения стабилизационной функции Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:

подоходный налог с юридических лиц;

налог на добавленную стоимость;

налог на сверхприбыль;

бонусы;

роялти;

доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.

С целью исполнения сберегательной функции Фонд формируется за счет следующих поступлений:

  1) официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 12% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.

  2) инвестиционные доходы от управления Фондом;

  3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

  Правила, утвержденные Президентом, закрепили 3 основные линии, по которым может расходоваться

Фонд:

  1) в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора;

  2) в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;

  3) на покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита.

  По двум первым линиям Фонд используется в целях реализации стабилизационной функции (накопительная функция реализуется автоматически). Правила закрепили исчерпывающий перечень целей, на которые может быть использован Фонд, а также установили запретительную норму использовать Фонд для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств. Фонд должен размещается в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода. В настоящее время наибольшая часть активов (более 60%) размещена в те или иные инструменты финансового рынка США. Затем идут Япония, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Канада, Испания, Швейцария и рынки других стран. В соответствии в Правилами Национальный фонд фактически является самостоятельным субъектом, действующим на основании договора доверительного управления, самостоятельно осуществляет инвестирование Фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим, разрабатывает и утверждает правила осуществления инвестиционных операций. Как известно, за основу в создании Фонда в Казахстане был принят Государственный норвежский нефтяной фонд (далее ГННФ) как образец прозрачности работы подобных нефтяных фондов.

  Стабилизационная функция ГННФ может быть реализована только для того, чтобы балансировать бюджет, не связанный с нефтью. В Правилах, регулирующих использование казахстанского Фонда оговорено, что цели, на которые передаются средства Фонда в виде целевых трансфертов в республиканский и местные бюджеты, определяются Президентом Республики Казахстан единолично;

  К первоначально планировавшейся стабилизационной функции фонда по снижению зависимости бюджета от колебаний мировых цен на экспортируемые из Казахстана товары добавилась еще и сберегательная функция. Она реализуется следующим образом. Согласно утвержденным правилам формирования и использования Национального фонда, в него поступают официальные трансферты из республиканского и местного бюджетов в размере 12% от планируемых поступлений в эти бюджеты по следующим налогам и платежам от организаций сырьевого сектора – подоходному с юридических лиц, НДС, налога на сверхприбыль, бонусов, роялти и доле Казахстана по разделу продукции по заключенным контрактам. Кроме того, сюда же включены инвестиционные доходы от управления фондом и иные поступления и доходы. Таким образом, за счет сберегательной функции фонда его доходы пополняются автоматически в результате исполнения республиканского и местного бюджетов. В полном объеме эта функция осуществляется с 1 января 2009 года. Другая функция фонда – стабилизационная – начала действовать сразу же после внесения поправок в действующее законодательство.

Она предусматривает, что поступления в республиканский и местный бюджеты свыше утвержденных показателей по перечисленным выше налогам и платежам от сырьевых организаций, подлежат изъятию в Национальный фонд. Эти суммы поступают поквартально согласно плану, утверждаемому правительством, причем показатели этого плана отражаются в законе о республиканском бюджете. Правительство также утверждает перечень организаций сырьевого сектора, отчисления от которых поступают в Национальный фонд. При всей внешней финансовой безупречности данной модели остается нерешенным ряд вопросов, вызывающих критику со стороны общественности и экспертов. Прежде всего, высказывается предложение о том, что все средства, поступающие в Национальный фонд, первоначально должны поступать в бюджет согласно действующим процедурам, а потом парламент должен решить, в каком объеме выделить деньги на пополнение Национального фонда.

Аналогичная процедура вполне могла бы быть применена и на уровне местных бюджетов. Вот одно из характерных высказываний по этому поводу. Татьяна КВЯТКОВСКАЯ, депутат мажилиса парламента, при обсуждении проблем Национального фонда заявила следующее: «Речь идет не о том, что кто-то против этого фонда, а о том, что деньги в него должны идти нормально через бюджет. Ничего, лишнее сито пройдет, лишний фактор контроля, никому от этого хуже не станет. Мы не покушаемся на права президента, но с какой стати мы себя, законодательную власть, должны принижать?» («Деловое обозрение Республика», 1 ноября 2010 г.). Далее, критикуется непоследовательность властей Казахстана в применении норвежского опыта к нашей действительности. Дело в том, что политическое решение о накапливании средств в Национальном фонде Казахстана было принято на фоне серьезных социальных проблем, далеких от своего решения, в то время как в Норвегии приступили к накапливанию денег в нефтяном фонде как раз после того, как были решены социальные проблема, а страна вышла на высокий уровень развития.

Также высказывается несогласие с основополагающим тезисом властей о том, что активный приток средств из Национального фонда в реальный сектор экономики Казахстана (в технологии, производства) вызовет рост инфляции и обвал курса тенге, - такое явление наступит в том случае, если деньги фонда будут направляться непосредственно на повышение пенсий, пособий и зарплат.

  Одним из самых веских аргументов критиков выбранной модели Национального фонда для Казахстана является отсутствие в ней персонифицированной аккумуляционной функции, когда часть сверхдоходов от экспорта нефти и других природных ресурсов накапливается непосредственно на индивидуальном счете каждого гражданина страны с тем, чтобы потом он мог расходовать ее на собственные нужды социального характера (получение образования, приобретение жилья, создание семьи и т.д.). В качестве контраргументов против реализации этой функции фонда выдвигаются две причины: средства Национального фонда не должны проедаться, а издержки транзакций (переводов) средств из фонда на индивидуальные банковские или иные счета весьма велики. Такая аргументация властей выглядит несостоятельной, поскольку речь в данном случае не идет о расходовании средств фонда на текущие повседневные нужды граждан, а на те цели, которые, по сути, представляют собой инвестирование в человеческие ресурсы страны.

Это тем более важно, что государство сегодня практически полностью переложило социальные расходы на граждан, не предоставив им взамен соответствующих налоговых льгот в виде вычетов, как это делается в развитых странах. Что касается тезиса о высоких издержках трансакций, то они также представляются несостоятельными, поскольку платежная система Казахстана сегодня является одной из лучших в СНГ по уровню ее компьютерной оснащенности и объемам проводимых через нее транзакций. В качестве дополнительного контраргумента укажем также на эффективную работу накопительной пенсионной системы Казахстана, в которой каждый вкладчик имеет свой персональный счет, на который ежемесячно поступают обязательные пенсионные взносы из бухгалтерий работодателей.

 

1.3 Фактор Национального фонда в процессе разработки проектов республиканского и местных бюджетов

 

По завершении первого года работы Национального фонда правительством Казахстана были внесены существенные коррективы в нормативную базу разработки проектов республиканского и местных бюджетов. Кроме того, разработка бюджетов всех уровней была переведена на трехлетнюю основу. В этой связи правительство Казахстана спустя всего 9 месяцев после принятия постановления от 10 сентября 2011 года № 1169 “Об утверждении Правил разработки проектов республиканского и местных бюджетов” признало этот акт утратившим силу и ввело в действие новый нормативный акт - постановление правительства «Об утверждении Правил разработки проектов республиканского и местных бюджетов» № 592 от 29 мая 2011 года.

Информация о работе Национальный фонд