Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы.
-суммы официальных трансфертов, передаваемых из местного бюджета в Национальный фонд РК;
-перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестрированию.
Напомним, что согласно действующему законодательству, суммы официальных трансфертов из местных бюджетов в Национальный фонд определены в размере 12% их планируемых поступлений по тому же перечню налогов и других обязательных платежей в бюджет, который установлен для зачисления сверхдоходов от налоговых и неналоговых отчислений организаций сырьевого сектора.
Прогнозные показатели областного бюджета определяются бюджетной комиссией области до 1 июля текущего года. Разногласия по прогнозным показателям бюджетов районов (городов) рассматриваются, и принимается решение по их урегулированию бюджетной комиссией области до 1 июля текущего года.
Местный уполномоченный орган области на основе прогнозных показателей областного бюджета, определенных бюджетной комиссией области, составляет окончательный вариант проекта областного
бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии области в срок до 5 июля текущего года. Окончательный вариант проекта областного бюджета на предстоящий финансовый год определяется бюджетной комиссией области до 15 июля текущего года. Местный уполномоченный орган области на основе окончательного варианта проекта областного бюджета на предстоящий финансовый год, определенного бюджетной комиссией области, составляет и представляет местному исполнительному органу области проект решения маслихата об областном бюджете на предстоящий финансовый год. Одновременно с проектом областного бюджета местный уполномоченный орган области представляет местному исполнительному органу области прогнозные показатели бюджета области на предстоящий трехлетний период.
Местный уполномоченный орган области не позднее 1 августа текущего года представляет в Министерство финансов прогноз бюджета области. Местные исполнительные органы областей не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят на утверждение соответствующего маслихата проект областного бюджета, который в течение месяца принимает решение по его утверждению.
2. Оценка финансового регулирования Национального фонда РК
2.1 Анализ формирования Национального фонда и его средств разработки проектов республики
Национальный фонд Республики Казахстан (далее – Фонд) был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402.
Фонд имеет две главные цели. Во-первых, целью создания Фонда явилось обеспечение стабильного социально-экономического развития страны и накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция). Во-вторых, Фонд был создан для снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция). Основную долю поступлений Фонда составили сверхплановые поступления от организаций сырьевого сектора по перечню, установленному Правительством Республики Казахстан и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Активы Фонда инвестируются исключительно в зарубежные финансовые инструменты, номинированные в иностранных валютах. Стабилизационный портфель инвестируется в высоколиквидные надежные активы денежного рынка стран с высоким кредитным рейтингом. Сберегательный портфель в целях диверсификации и получения относительно более высокой доходности в долгосрочной перспективе инвестируется как в долговые, так и в долевые финансовые инструменты, обращающиеся в развитых странах мира. В настоящее время проводится работа по обеспечению перехода, начиная 1 июля 2006 года, к новому методу формирования накоплений Фонда, предусмотренному Концепцией формирования и использования средств Фонда на среднесрочную перспективу, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641.
В настоящее время Нацбанком разрабатывается Инвестиционная стратегия, устанавливающая порядок осуществления инвестиционных операций Нацфонда. Средства Нацфонда предполагается расходовать в виде целевых трансфертов в республиканские и местные бюджеты в пределах объемов, утвержденных в соответствующих бюджетах, и на цели, установленные Президентом Республики Казахстан, а также на покрытие расходов, связанных с управлением Нацфондом, включая комиссионные вознаграждения Нацбанку, внешним управляющим, оплату услуг кастодианов, другие расходы которые могут возникнуть при доверительном управлении Нацфондам, включая, при необходимости, оплату услуг юридического советника, потери, которые могут возникнуть при досрочном расторжении соглашений по управлению с внешними управляющими и проведением ежегодного внешнего аудита. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 14.05.2001 г. № 631 утверждены Правила составления отчетности и осуществления бухгалтерского учета формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.
Законом предусматривается перечисление официальных трансфертов из республиканского и местных бюджетов в НФ, а также поступление в соответствующий бюджет целевых трансфертов из НФ и их использование на цели, определяемые Президентом страны. При этом объемы целевых трансфертов и соответствующие бюджетные программы утверждаются в республиканском и местных бюджетах. Управлять НФ, согласно закону, предписывается Национальному банку на основе договора доверительного управления, заключаемого с Правительством.
Первым взносом в Национального фонд стали 660 миллионов долларов, заплаченных республике американской компанией "Шеврон" за 5 процентов казахстанской доли в нефтедобывающем СП "Тенгизшевройл". Все остальные поступления пришли в фонд в результате отвлечения из бюджета "сверхдоходов".
В свою очередь, через деятельность НФ Правительство предусматривает введение "стабилизационного механизма", предполагающего обратное движение средств из фонда в бюджет в случае, когда цена на нефть окажется ниже консервативной. Финансирование бюджета при падении мировых цен на нефть будет проходить по итогам квартального исполнения бюджета, причем без необходимости согласования вопроса в Парламенте.
Международный валютный фонд, при содействии которого происходили все события в Казахстане, помог разработать конкретные положения НФ. Условия, которые выдвинул в своем письме начальник Восточного отдела второго европейского управления МВФ Эммануэль ван дер Менсбрюгге, сводились к тому, чтобы структура НФ должна "обеспечивать его прозрачность и простоту, а также государственный контроль за отчисляемыми в него ресурсами". МВФ рекомендовал также, чтобы создание фонда было утверждено Парламентом Казахстана. Кроме того, МВФ считал необходимым определить руководящие принципы инвестирования средств фонда, способные, в частности, обеспечить вложение средств в высоколиквидные активы, не связанные с крупным инвестиционным риском. НФ не должен привлекать ссудные средства, и необходимо установить четкий запрет на использование ресурсов фонда в качестве залогового обеспечения или в любых иных внебюджетных операциях, говорилось в письме. К выполнению функции оперативного распорядителя НФ необходимо привлечь Национальный банк Казахстана, которому следует нанять независимых внешних менеджеров для управления инвестициями фонда, указывается в документе.
Анализ мирового опыта показывает, что не существует каких-либо установленных пределов для накоплений и многие страны продолжают политику накопления, несмотря на достигнутые объемы сбережений. Так, в разное время в Норвегии уровень активов Фонда превышал половину ВВП страны, а на Аляске составлял весь ВВП штата, в Кувейте – три с половиной ВВП, Омане – пятую часть ВВП. В Казахстане за 3 года в Национальном фонде накоплено порядка 12 % ВВП.
Так как в Национальном фонде аккумулируются дополнительные поступления, вызванные высокой конъюнктурой цен, максимальный размер Национального фонда не может быть ограничен. Более того, для выполнения сберегательной функции Национального фонда устанавливается неснижаемый остаток.
Формирование Национального фонда также должно осуществляться за счет источников поступлений, характеризующихся разовыми (приватизация государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения) либо непостоянными по объему поступлениями (поступления от нефтяного сектора), размеры которых могут колебаться в значительных пределах, оказывая этим существенное влияние на бюджетную политику Казахстана.
Таким образом, основными источниками формирования Национального фонда являются:
Рисунок 1. Основные источники формирования Национального фонда Источник: сайт Министерства Финансов РК
Модель формирования накоплений Национального фонда должна обеспечивать оптимальный баланс распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом. Также важно поддерживать расходы на текущие бюджетные программы на стабильном уровне вне зависимости от объемов поступлений нефтяного сектора, чтобы обеспечивать социальные обязательства государства при неблагоприятной мировой конъюнктуре цен. При этом на макроэкономическом уровне должна более эффективно осуществляться стабилизационная функция Национального фонда для сдерживания роста внутренних цен и поддержания курса тенге.
В целях эффективной реализации поставленных задач Национального фонда разработан метод сбалансированного бюджета с учетом положительного мирового опыта.
В целях недопущения «истощения» Национального фонда размер гарантированного трансферта не должен превышать одну третью часть активов Национального фонда. В случае, если размер гарантированного трансферта превысил данный предел, то максимальная сумма, изымаемая из Национального фонда, будет составлять эквивалент одной трети активов Национального фонда на начало соответствующего года, а остальные две трети будут сберегаться как фонд будущих поколений, что соответствует одной из главных целей Национального фонда.
Метод сбалансированного бюджета можно представить в следующем виде:
E=Gno+Go+D, где (1)
Е - расходы республиканского бюджета;
Gno - доходы ненефтяного сектора;
Go- гарантированный трансферт из Фонда, который рассчитывается исходя из среднего объема расходов на бюджетные программы развития за определенный период;
D - чистое правительственное заимствование (разница между привлекаемыми и погашаемыми займами), предел среднегодового значения которого за пятилетний период устанавливается на уровне 1 % от ВВП на соответствующий год. При этом размер D не должен превышать среднегодовой прирост Национального фонда за пятилетний период, исчисляемый как общие поступления в Национальный фонд за минусом размера гарантированного трансферта.
Гарантированный трансферт из Фонда (Go) определяется как постоянная сумма плюс часть суммы от активов Национального фонда за предыдущий период по следующей формуле:
Go=A + b x NFRKt-1 х е, где (2)
Go- гарантированный трансферт из Фонда (определяется в тенге);
А - постоянная сумма (утверждается законом и устанавливается в тенге);
b - коэффициент, соответствующий среднему уровню инвестиционного дохода за определенный период (утверждается законодательным актом);
NFRKt-1 - активы Национального фонда на начало финансового года (в базовой валюте Фонда);
е - курс тенге по отношению к базовой валюте Фонда.
В случае, если размер изъятий из Национального фонда будет меньше размера гарантированного трансферта, при планировании бюджета на соответствующий год предусматривается сокращение расходов на бюджетные программы развития. При этом, если предусматриваемое сокращение расходов на бюджетные программы развития будет недостаточным, расходы будут покрываться в рамках финансирования дефицита бюджета за счет правительственного заимствования в пределах устанавливаемых ограничений и, возможно, уменьшения расходов на текущие бюджетные программы.
Рисунок 2 - Основные показатели Национального фонда на среднесрочный период (2009-2011 гг.)
*Источник: сайт Министерства Финансов РК
В целях недопущения «проедания» активов (когда с одной стороны осуществляется накопление в Национальном фонде, а с другой происходит чрезмерное правительственное заимствование) уровень финансирования дефицита бюджета за счет правительственного заимствования будет ограничен в размере не более 1 % от ВВП в среднегодовом значении за пятилетний период, поскольку согласно исследованиям международных организаций (Международный валютный фонд, Всемирный Банк и другие) средняя продолжительность нефтяного кризиса составляет примерно 4-5 лет. Это означает, что в период неблагоприятной экономической конъюнктуры, негативно влияющей на уровень поступлений в бюджет, показатель дефицита бюджета может быть пересмотрен в сторону увеличения в рамках среднего значения за пятилетний период.