Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы.
Кроме того, дефицит бюджета не должен превышать за пятилетний период среднегодовой прирост Национального фонда, исчисляемый как общие поступления в Национальный фонд за минусом размера гарантированного трансферта.
Помимо вышеизложенного, правительственное заимствование будет использоваться также с целью поддержания достаточного объема государственных ценных бумаг в обращении для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке. В целях реального сбережения в пятилетней перспективе политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70%-ного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.
Использование нефтяных поступлений в пределах гарантированного трансферта позволит проводить взвешенную фискальную политику, так как будет виден «чистый» бюджетный эффект от либерализации налогового режима, который, как правило, искажен за счет сверхдоходов от предприятий нефтяного сектора.
Так как размер гарантированного трансферта ограничен формулой и финансирует только расходы на бюджетные программы развития, с учетом ограничения размера дефицита бюджета увеличение расходов на текущие бюджетные программы республиканского бюджета невозможно без адекватного роста поступлений от ненефтяной части экономики, что означает необходимость стимулирования развития ненефтяного сектора экономики.
Формула трансферта прозрачна и легко просчитывается. Однако высокое значение абсолютного показателя А может повлечь чрезмерное расходование средств Национального фонда, низкое значение – большую волатильность бюджета.
Существуют различные направления использования средств подобных фондов: стабилизационные трансферты в республиканский бюджет, погашение внешних долгов, распределение части инвестиционного дохода среди населения, финансирование экологических программ и другие.
Также в качестве альтернативы рассматривалась возможность распределения нефтяных денег среди населения. Однако по ряду причин данный подход в настоящее время не приемлем.
Основными целями инвестиционных операций при управлении Национальным фондом являются:
Рисунок 3. Основные цели инвестиционных операций при управлении Национальным фондом.
*Источник: составлен автором по данным сайта Министерства Финансов РК
Для выполнения вышеперечисленных целей активы Национального фонда разделяются на стабилизационный и сберегательный портфели. Стабилизационный портфель необходим для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда. Основное предназначение сберегательного портфеля - обеспечение доходности активов Национального фонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска. В свою очередь, сберегательный портфель подразделяется на субпортфель ценных бумаг с фиксированным доходом - 75 % и на субпортфель акций - 25 %.
Стабилизационный портфель должен быть определен в рамках суммы гарантированного трансферта, утверждаемого на соответствующий год.
Накопление и использование должны быть транспарентными, что является залогом успешного функционирования Национального фонда при достижении поставленных целей.
Таблица 1
Состав портфеля и распределение активов Национального фонда Республики Казахстан на 30 декабря 2010 года
Вид инструмента |
Рыночная стоимость (в долл. США) |
% |
1 |
2 |
3 |
Стабилизационный портфель |
5 623 927 090 |
100,0 |
Облигации |
1 045 242 422 |
18,6 |
Деньги и инструменты денежного рынка |
4 578 684 668 |
81,4 |
Сберегательный портфель |
18 339 340 132 |
100,0 |
Облигации |
14 235 344 668 |
77,6 |
Акции |
3 343 896 092 |
18,2 |
Деньги и инструменты денежного рынка |
760 099 372 |
4,1 |
ВСЕГО |
23 963 267 222 |
100,0 |
Сберегательная часть составляет 75%, стабилизационная - 25%. Однако на момент первых дней работы фонда сложился некоторый дисбаланс. На стабилизационный портфель приходилось около 40%, а на сберегательный-60%.В последующем этот дисбаланс был ликвидирован - сберегательную часть пополнили остатки с секретного счета.
В 2011 году производился систематический мониторинг соответствия деятельности внешних управляющих активами Национального фонда ограничениям инвестиционной стратегии.
Ежедневно осуществлялся контроль соблюдения требований, установленных в Инвестиционной стратегии по управлению золотовалютными активами, утвержденной постановлением Правления Национального Банка от 27 октября 2008 года №105 и Правилами осуществления инвестиционных операций Национального фонда, утвержденными постановлением Правления Национального Банка от 25 июля 2008 года №65.
Ежедневно осуществлялся расчет доходности золотовалютными активами Национального Банка и активов Национального фонда, находящихся в самостоятельном и внешнем управлении. В рамках реализации Плана совместных действий Национальный Банк заключил договоры купли-продажи облигаций АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» от 2 февраля 2011 года и АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» от18 февраля 2011 года, и осуществил выкуп данных облигаций на сумму 480 млрд. тенге и 120 млрд. тенге соответственно. Также, в соответствии с пунктом 1 Протокола заседания Совета по управлению Национальным фондом №01-7.14 от 23 ноября 2011 года Национальный Банк заключил договор купли-продажи облигаций АО «ФНБ «Самрук-Казына» от 8 декабря 2011 года и осуществил выкуп данных облигаций на сумму 150 млрд. тенге.
В соответствии с постановлением Правления Национального Банка от 28 января 2011 года №6 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 июля 2008 года №65 «Об утверждении Правил осуществления инвестиционных операций Национального фонда Республики Казахстан», с целью минимизации рисков, а также повышения ликвидности активов Национального фонда с 1 апреля 2011 года был уменьшен средний срок до погашения ценных бумаг входящих в эталонный портфель для портфеля облигаций.
В соответствии с Указом Президента от 27 марта 2011 года №777 с целью обеспечения занятости, недопущения существенного роста безработицы и создания условий для устойчивого посткризисного развития в 2011 году из Национального фонда в течение 2011 года было изъято в виде целевого трансферта 261,5 млрд. тенге.
Доходность сберегательного портфеля с 1 января по 31 декабря 2010 года составила (-)4,58%. Доходность эталонного портфеля с 1 января по 31 декабря 2010 года составила (-)5,37%. Сверхдоходность сберегательного портфеля за 2010 год была положительной - 0,79%.
Рисунок 4. Доходность Сберегательного портфеля в 2010 году Источник: по данным НБ РК
Показатели доходности по типам мандатов (субпортфелей) сберегательного портфеля в 2010 году сложились следующим образом:
По мандату «Глобальные облигации» - 7,89%;
По мандату «Глобальное тактическое распределение активов» 11,74%;
По мандату «Глобальные акции» - (-)40,36%.
C учетом конъюнктуры внутреннего валютного рынка, а также необходимостью накопления тенговых средств для перевода в рамках целевых и гарантированных трансфертов, постановлением Правления Национального Банка от 28 ноября 2010 года №91, было внесено изменение в постановление Правления Национального Банка от 30 ноября 2009 года №130 «Об утверждении Правил конвертации и реконвертации активов Национального фонда Республики Казахстан», позволяющее отложить конвертацию тенговых поступлений на счет Национального фонда на неопределенный срок. В рамках реализации программы стабилизации экономики и финансовой системы Республики Казахстан из Национального фонда в 2010 году посредством целевых трансфертов было выделено 607,5 млрд. тенге на капитализацию Фонда благосостояния «Самрук-Казына», при этом, часть средств в размере 1,2 млрд. долларов США были реконвертированы из валютного портфеля Национального фонда.
Таблица 2
Консолидированный отчет о финансовом положении, (в тысячах тенге)
31 декабря 2010 года |
31 декабря 2009 года | |
АКТИВЫ: |
||
Денежные средства в иностранной валюте в кассе |
34,78,626 |
11,206,351 |
Золото |
371,258,998 |
241,751,221 |
Требования к банкам и прочим учреждениям |
1,501,472,357 |
882,127,067 |
Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
1,220,261 |
9,737,704 |
Дебиторские задолженность по сделкам обратного РЕПО |
586,451,722 |
396,002,190 |
Инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи |
1,799,391,017 |
1,177,628,144 |
Инвестиции, удерживаемые до погашения |
400,000 |
921,272 |
Инвестиции в ассоциированные компании |
542,201 |
1,332,448 |
Основные средства |
28,135,677 |
26,589,859 |
Нематериальные активы |
1,349,867 |
1,551,418 |
Отсроченные налоговые активы |
73,211 |
59,814 |
Прочие активы |
4,654,408 |
6,152,049 |
ИТОГО АКТИВЫ |
4,332,737,345 |
2,755,059,537 |
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ |
||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: |
||
Деньги в обращении |
1,048,045,523 |
987,069,891 |
Требования банков и прочих учреждений |
1,433,425,287 |
975,134,135 |
Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
2,494,822 |
3,357,245 |
Счета Национального Фонда Республики Казахстан |
166,510,968 |
4,311,137 |
Счета Министерства финансов Республики Казахстан |
134,497,784 |
46,357,745 |
Резервы фондов гарантирования |
33,542,786 |
18,662,389 |
Счета клиентов |
322,173,670 |
162,186,309 |
Выпущенные долговые ценные бумаги |
463,183,949 |
295,964,826 |
Отсроченные налоговые обязательства |
684,581 |
786,699 |
Прочие обязательства |
5,219,014 |
2,122,435 |
ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
3,609,778,384 |
2,495,952,811 |
КАПИТАЛ: |
||
Уставный капитал |
20,000,000 |
20,000,000 |
Резервный капитал |
114,899,473 |
86,384,133 |
Резерв на покрытие общих банковских рисков |
9,091,502 |
6,320,981 |
Резерв переоценки инвестиции, имеющихся в наличии для продажи |
8,56,809 |
25,538,712 |
Резерв переоценки иностранной валюты и аффинированных драгоценных металлов |
520,921,191 |
84,985,327 |
Резерв переоценки основных средств |
15,234,730 |
15,376,637 |
Нераспределенная прибыль |
29,824,682 |
17,044,639 |
ИТОГО КАПИТАЛ ДО УЧЕТА ДОЛИ МЕНЬШИНСТВА |
718,538,387 |
255,650,429 |
Доля меньшинства |
4,420,574 |
3,456,297 |
ИТОГО КАПИТАЛ |
722,958,961 |
259,106,726 |
ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ |
4,332,737,345 |
2,755,059,537 |
Доходность при управлении активами Национального фонда. Доходность Национального фонда в 2010 году составила 7,31%. Доходность Национального фонда с начала создания по 31 декабря 2010 года составила 54,98%, что в годовом выражении составляет 5,24%. Расчет доходности осуществлялся в базовой валюте Национального фонда – долларах США.
Рисунок 5. Доходность Национального фонда с 2002-2011 гг. Источник: составлено по данным НБ РК
Доходность сберегательного портфеля в 2011 году составила 10,19%, доходность эталонного портфеля составила 11,95%. Сверхдоходность сберегательного портфеля за 2011 год была отрицательной и составила 1,76%, что было обусловлено активной позицией по тактическому распределению активов в пользу портфеля облигаций до 15.12.2010, на фоне роста мировых фондовых рынков.
Сберегательная функция фонда реализуется за счет операций, указанных в пункте «б» по следующему регламенту. В республиканском и местном бюджетах предусматриваются в ходе их исполнения официальные трансферты в фонд в размере 12% от запланированных сумм поступлений в эти бюджеты по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, указанным в пункте «а». Далее, сюда же относятся инвестиционные доходы от управления фондом, иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством РК (пункты «в» и «г»).
Текущую деятельность по регламентированию и контролю за поступлением средств в фонд осуществляет Министерство финансов, а доверительное управление его активами возложено на Национальный банк.
Согласно «Правилам формирования и использования Национального Фонда Республики Казахстан», утвержденным указом Президента РК от 29 января 2011 года № 543, полномочия для изменения порядка доходов фонда правительству, парламенту или Национальному банку не предоставлены. Поэтому для внесения изменений в порядок формирования доходов Фонда соответствующие поправки должны быть внесены в упомянутые «Правила...», что требует принятия соответствующего указа главы государства.
Согласно действующему законодательству, допускается расходование средств Национального фонда по трем направлениям:
1) с целью исполнения стабилизационной функции - в виде поступлений из фонда в республиканский и местный бюджеты для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора, перечисленных в «Правила...»;
2) в виде целевых трансфертов фонда, передаваемых из него в республиканский и местный бюджеты на цели, определяемые Президентом РК;