Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы.
3) на покрытие расходов, связанных с управлением фондом и проведением ежегодного внешнего аудита.
Порядок использования средств фонда определяется правительством.
В 2011 году со счета фонда были произведены следующие внутренние расходы (таблица 1).
Наряду со сберегательной функцией, действующий механизм формирования и использования средств Фонда оказывает стабилизирующее воздействие на состояние текущей экономики. Реализация стабилизирующей функции Фонда позволила перейти к среднесрочному планированию государственного бюджета. Активы Фонда сосредотачиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, который осуществляет доверительное управление в рамках правил осуществления инвестиционных операций согласно Договору о доверительном управлении Фондом.
Источниками формирования Фонда в 2011 году являлись сверхплановые налоговые и иные обязательные платежи в бюджет от организаций сырьевого сектора, инвестиционные доходы от управления Фондом и иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Часть поступлений в Фонд за период его функционирования была сформирована за счет средств от продажи государственной доли в товариществе с ограниченной ответственностью "Совместное Предприятие Тенгизшевройл", сумма которых с учетом капитализации составила 674378570,70 долл. США. Кроме того, с момента функционирования Фонда, по состоянию на 1 января 2010 года, на счет Фонда в национальной валюте поступило 88528,7 млн. тенге. Национальным Банком Республики Казахстан периодически проводилась конвертация поступающих тенге в доллары США, которые были зачислены на счет Фонда в иностранной валюте. Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2011 год" утверждены годовые объемы поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора на 2011 год в сумме 82257689 тыс. тенге, в том числе в доход республиканского бюджета 51765715 тыс. тенге и местных бюджетов 30491974 тыс. тенге. По состоянию на 1 января 2012 года, фактически от организаций сырьевого сектора поступило 163477326 тыс. тенге, в том числе зачислено в республиканский бюджет - 47155542 тыс. тенге и местные бюджеты - 27793041 тыс. тенге. В результате, сумма поступлений в Фонд от организаций сырьевого сектора составила 88528743 тыс. тенге. Компенсация республиканского и местных бюджетов возмещена из Фонда в полном объеме и составила 7509108 тыс. тенге.
В поступлениях в Фонд от организаций сырьевого сектора основную часть - 54,99 % занимает подоходный налог с юридических лиц, затем роялти, доля составляет 23,34 % общей суммы поступлений, подоходный налог с юридических лиц-нерезидентов, удерживаемый у источника выплаты, 16,35 % общей суммы поступлений. Доля подоходного налога с юридических лиц-резидентов, удерживаемого у источника выплаты, составила в общей сумме поступлений 5,22 %, бонусов - 0,08 % и налога на добавленную стоимость - 0,02 %.
Со счета Фонда за отчетный период произведены следующие расходы:7509107631,83 тенге перечислены в республиканский и местные бюджеты в виде компенсации потерь (разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей от организаций сырьевого сектора), в том числе в республиканский - 4710173888,36 тенге и в местные бюджеты - 2798933743,47 тенге; 37216032,45 тенге перечислены Национальному Банку в виде вознаграждений за управление Фондом.
Национальный Банк Республики Казахстан на основании Договора о доверительном управлении Фондом осуществляет самостоятельное инвестирование Фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим. В целях сбережения и получения инвестиционного дохода Фонд размещается в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы.
За отчетный период Национальным Банком Республики Казахстан активы Фонда были размещены в основном в инструменты денежного рынка, в частности, в государственные ценные бумаги США. Ценные бумаги агентств США составили наиболее крупную часть портфеля.
В целях совершенствования процессов формирования и использования Фонда поручено Министерству финансов совместно с Национальным Банком уточнить механизмы возврата средств из Фонда в республиканский и местные бюджеты и внести при необходимости изменения в действующие нормативные акты Республики Казахстан; продолжить работу по эффективному управлению "сберегательным портфелем", укреплению стабилизационной функции Фонда, совершенствованию механизма зачисления денег в Фонд.
2.2 Инвестиционная стратегия фонда
Упрощенно инвестиционная стратегия Национального фонда выглядит следующим образом: управляющие его активами Национальный банк и внешние управленцы стремятся максимально снизить риски инвестиций, для чего приобретаются небольшие пакеты ценных бумаг различных эмитентов, включая правительства разных стран, государственные агентства, международные финансовые организации, компании и финансовые институты. Помимо диверсификации инвестиционного портфеля фонда, используется и такой прием, как выбор нескольких внешних управляющих - «игроков с разными стилями» по определению Искандера БЕЙСЕМБЕТОВА, председателя Агентства по стратегическому планированию, ранее занимавшего пост заместителя председателя Национального банка. Поскольку при такой стратегии Национальный фонд выступает в роли мелкого (миноритарного) акционера, то его инвестиции ограничиваются теми странами, где обеспечивается эффективная защита миноритарных акционеров. При этом учитываются следующие риски: компании, индекса, страновой, континентальный. Чем меньше риск, тем меньше доходность по инвестициям. Инвестиционная стратегия опирается на принцип: нельзя проиграть больше, чем выиграть, отметил г-н Бейсембетов на встрече с экспертами «Транспаренси Казахстан».
Инструкция по управлению активами Национальным фондом, как утверждается, расписана весьма жестко и никакие политические симпатии не могут играть роль в выборе направления инвестиций. Учет инвестиций и доходов фонда ведется министерством финансов и Национальным банком на ежесуточной основе. При этом частью активов Национального фонда управляет сам Национальный банк, доходность которого по инвестиционным операциям заведомо выше, чем у внешних управленцев, так как зарплата казахстанского персонала гораздо ниже, чем у сотрудников западных компаний.
Учет инвестиционных рисков ведется на основе аналитических разработок, предоставленных Казахстану норвежской стороной. Как заявил Григорий МАРЧЕНКО, «мы полностью заимствовали инвестиционную стратегию у норвежского фонда, о чем мы говорим. Все технические вещи - все эталонные портфели, то, что касается дюрации, принципов подбора внешних управляющих - все взято оттуда. При этом даже более жестких два момента есть у нас по сравнению с норвежцами. Первый -внешних управляющих мы выбирали только тех, кто имеет более 100 млрд. долларов в управлении (таких всего 16 институтов в мире, из них 9 уже имеют мандаты - 6 от Нацфонда и 3 от Нацбанка). Когда мы выбирали кастодиана, как дополнительная линия защиты, было требование не менее 1 трлн. долларов в кастоди и выиграл «АВМ АМКО Меllоп». И второе, где у нас есть ограничения, Норвегия, поскольку у них фонд большой, часть инструментов они вкладывают в бумаги развивающихся стран, например, Бразилии, Южной Кореи и так далее. Мы этого не делаем. Мы жестко сказали, что только развитые страны, рейтинг «А» и выше. Но на этом этапе развития Нацфонда мы считаем, что это правильно» (пресс-конференция в Национальном банке 8 мая 2011 г.).
Национальный банк на данный момент также не готов вести единый учет по инвестициям фонда, что вызвало необходимость в выборе кастодиана - им стала компания «АВN АМКО Ме11оn Global Securities Services», в задачу которого помимо единого учета и расчета инвестиций в акции, входит формирование консолидированной отчетности и ведение налоговых расчетов, поскольку предполагается инвестировать активы фонда в ценные бумаги эмитентов 21 страны.
Как заявил Марченко, в составе внешних управляющих «постоянно происходят изменения, поскольку мы постоянно выдаем новые мандаты. Сейчас поскольку приходят новые деньги, мы будем объявлять тендер. Но у нас в целом мы очень сильно их зажали». Размер комиссионных, выплачиваемых внешним управляющим, в полтора и более раз меньше по сравнению с норвежским нефтяным фондом, но внешние управляющие рассчитывают на рост оборотов фонда, с которым они хотят иметь долгосрочные отношения. В качестве одного из обязательных условий тендера по выбору внешних управляющих Национальным банком выдвигается обучение его персонала. В среднем срок учебы составляет 4-5 недель, причем такое обучение проводится каждым из внешних управляющих. По мере подготовки достаточного числа квалифицированных сотрудников, в Нацбанке готовятся к выделению отдельной структуры по
аналогии с центральным банком Норвегии, где управлением активами нефтяного фонда и долгосрочным портфелем самого банка занимается порядка 100 сотрудников.
Что касается результатов управления активами Национального фонда за прошлый год, то общий доход за период с 18 мая, когда на счет фонда стали поступать первые суммы, по 31 декабря в иностранной валюте составил 30,96 млн. долларов. На конец 2011 года общая рыночная стоимость валютного портфеля Национального фонда составляла 1 млрд. 240,4 млн. долларов, причем все активы составляли стабилизационный портфель. За прошлый год Нацбанком с активами фонда были проведены операции в виде 65 покупок и 34 продаж ценных бумаг. По состоянию на 31 декабря 2001 года основная часть активов фонда - 71,44% - была инвестирована в бумаги федеральных агентств США. Еще 27,84% составили бумаги правительства США. На деньги, размещаемые через Федеральную резервную систему США в иностранных банках на один день под залог ценных бумаг, приходилось 0,72% . Доходность стабилизационного портфеля за период с 1 июня по 31 декабря 2011 года составила 2,86% или 4,87% годовых. Очевидно, что если бы активы Национального фонда или хотя бы их часть были инвестированы в ценные бумаги казахстанских эмитентов на внутреннем фондовом рынке, где доходность выше, чем на рынках развитых стран, то доходы фонда были бы гораздо выше.
Для стабилизационного портфеля Национального фонда ключевым критерием является его ликвидность с тем, чтобы была возможность оперативно перечислять средства из фонда в бюджеты. Стабилизационный портфель вкладывается в краткосрочные инструменты и поэтому в качестве эталонного портфеля берется индекс по 6-месячным ГЦБ США. Сберегательный портфель вкладывается в бумаги срочностью от 1 до 3 лет.
В этой связи отметим важное обстоятельство, вызывающее обоснованную критику в адрес выбранной инвестиционной стратегии Национального фонда. Как следует из официальных данных, по состоянию на конец 2001 года почти все активы Национального фонда были инвестированы в ценные бумаги правительства США и федеральных агентств этой страны («Фанни Мэй», «Фредди Мак»). Еще 779,6 млн. долларов было инвестировано в бумаги тех же эмитентов из золотовалютных активов Нацбанка. Таким образом, в общей сложности Казахстан только в 2011 году фактически предоставило взаймы американскому правительству как минимум 2 млрд. долларов, выступая в данном случае в роли кредитора США.
Приведем пример распределения активов Национального фонда РК на 31 марта 2010 года.
Таблица 1
Состав портфеля и распределение активов Национального фонда РК на 31 марта 2010 года
Сумма поступлений в Национальный Фонд Республики Казахстан с 01.01.02 по 15.04.02 составила 286,6 млн. долл. США, в том числе:
-74 млн. долларов США - конвертация тенговых перечислений министерства финансов;
-212,6 млн. долларов - перечислено с зарубежных спецсчетов правительства Казахстана. Таким образом, по предварительным данным стоимость активов Национального фонда Казахстана на 16 апреля 2010г. составила 1 млрд. 527,1 млн. долл. США. Из них стабилизационный портфель пока составляет 39,65% и сберегательный портфель - 60,35%. После завершения перевода средств министерством финансов до конца апреля доля сберегательного портфеля будет вновь повышена до 75%.
Структура активов Национального Фонда по инструментам, странам и валютам приведена ниже.
Таблица 2
Структура портфеля по видам инструментов
Таблица 3
Структура активов по странам
Таблица 4
Структура активов по валютам
Эффективному функционированию деятельности Национального фонда и обеспечению прозрачности механизма формирования и использования доходов, полученных республикой от сырьевых отраслей, в настоящее время уделяется очень большое внимание со стороны общественности страны и международных кругов. Присоединение Казахстана к инициативе английского правительства по открытию доступа общественности к информации о доходах, полученных правительствами от добывающих компаний, в том числе и иностранных, делает проблему создания прозрачного и эффективного механизма функционирования Национального фонда Республики Казахстан особенно актуальной.
Основными требованиями, которые предъявляются к Национальному фонду Республики Казахстан, в этой связи являются:
Национальный банк подбирает по конкурсу внешних управляющих для управления активами Национального фонда. Первоначально рыночная стоимость активов Национального фонда, предоставляемых одному внешнему управляющему, не должна была превышать 150 млн.долл. Затем эта сумма выросла до 300 млн.долл, позднее до 500 млн.долл. Национальный банк сам управляет большей частью средств Фонда – 54%, а 46% управляют внешние менеджеры.
В настоящее время активы Национального фонда в основном размещены в США, странах еврозоны, в Великобритании и в Японии. Национальный банк, как один из управляющих активами Национального фонда, поставил задачу усовершенствовать методы управления активами. С целью сокращения расходов по внешнему управлению планировалось наиболее простые и краткосрочные портфели финансовых инструментов передать в полное управление Национальному банку, а долгосрочные и менее ликвидные портфели оставить во внешнем управлении. В настоящий момент, кроме Национального банка, активами Национального фонда управляет уже 14 иностранных управляющих организаций.