Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Идея создания некоего внебюджетного фонда для аккумулирования в нем сверхдоходов от экспорта сырьевых ресурсов существовала у руководства Казахстана с момента обретения страной независимости.
При создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы.
Нетранспарентность, упущенные выгоды, отсутствие вложений в действительно нужные направления, это далеко не все проблемы формирования Национального фонда. Наряду с негативными моментами существуют и позитивные это минимизация корреляции между поступлениями, зависящими от конъюнктуры, и расходами бюджета, накопление средств от продажи не восполняемых природных ресурсов, что целесообразно для обеспечения потребностей будущих поколений, стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры, вызываемого избыточным притоком валюты. И, наконец, сдерживание внутреннего спроса для предотвращения перегрева экономики.
Для Казахстана, экономическое благополучие которого в настоящее время зависит от добычи и экспорта углеводородов, серьезным вызовом является преодоление «ресурсного проклятия». Удастся ли диверсифицировать экономику, зависит от того, насколько эффективно будут расходоваться бюджетные средства, «закачиваемые» в новые институты развития. Эффективность управления доходами от сырьевых ресурсов Казахстана является ключевым вопросом долгосрочного развития.
В январе 2011 года в Послании Президента Республики Казахстан народу страны были определены приоритеты дальнейшего развития государства в рамках реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2011 - 2014 годы, направленные на подготовку к посткризисному развитию, обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
В этом свете стоит задача определения новых подходов к формированию и использованию средств Национального фонда Республики Казахстан, которые станут логическим продолжением проводимой политики сбережения, показавшей свою действенность в период мирового финансово-экономического кризиса.
В новой Концепции сохранены положительные результаты, полученные от реализации первой Концепции. Основной целью является увеличение сбережений для будущих поколений и предотвращение замещения накопления средств Национального фонда правительственным заимствованием
Средства Национального фонда должны направляться на обеспечение фиксированного гарантированного трансферта и финансирование расходов, связанных с управлением и аудитом. Ежемесячно (ежеквартально) на счете Национального фонда формируются средства для обеспечения месячного (квартального) гарантированного трансферта в республиканский бюджет. Сумма превышения указанной величины должна инвестироваться в разрешенные финансовые инструменты.
В целом политика управления активами Национального фонда останется консервативной. Вместе с тем основными целями инвестиционных операций при управлении средствами Национального фонда являются сохранность, поддержание достаточного уровня ликвидности, обеспечение доходности в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.Организационная структура активов Национального фонда определяется в соответствии с его целями.
В соответствии с новой Концепцией формирования и использования средств Национального фонда, разработанной по поручению Президента, в 2011 году размер гарантированного трансферта будет увеличен от ранее утвержденного на 124,3 миллиарда тенге, в 2014 году - на 29 миллиардов тенге, а в 2015 году - уменьшен на 66 миллиардов тенге.
Рисунок 3. Развитие прогнозов прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2011-2015 годы
Выступая с Посланием народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию», Президент Нурсултан Назарбаев подчеркивал, что Национальный фонд, созданный в хорошие времена, обеспечил большой запас прочности экономики нашей страны в условиях мирового финансово - экономического кризиса. Антикризисные мероприятия, проведенные Правительством, потребовали расходования значительных средств, которые были взяты из Национального фонда. Тогда, по выражению Н. Назарбаева, Фонд стал для нашей страны своего рода «подушкой безопасности».
Теперь, как отметил Глава государства уже в Послании 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана», Национальный фонд должен стать гарантом стабильности и процветания.
Хотелось бы еще, что можно определенную часть денег из Национального фонда должна идти на развитие территорий. Так как все граждане Казахстана являются владельцами природной ренты, они имеют право на равную долю. Часть денег можно было бы инвестировать в реальную экономику через рефинансирование коммерческих банков. Если западные банки дают нашим кредиты, значит, они уверены в возврате. Точно так же с коммерческими банками мог бы работать и Национальный фонд, тем самым, превращаясь в мощный инструмент развития. Установив дифференцированную ставку, фонд может выдавать кредиты под разные проценты в зависимости от того, на кредитование какой отрасли пойдут деньги.
В целом реализация мер, предусмотренных Концепцией, будет способствовать дальнейшему поддержанию стабильности республиканского бюджета, диверсификации экономики и перераспределению нефтяных доходов между поколениями.
Размещено на Allbest.ru