Необходимость и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание

Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

Финансы (ответы на вопросы)1.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  • разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на правлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка предложений по привлечению  в экономику страны иностранных кредитов;
  • совершенствование   методов  бюджетного   планирования, финансирования и отчетности;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство  финансов РФ выполняет следующие  функции:

1) участвует  в работе по составлению долговременных  и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

  1. организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального 
    бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
  2. обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
  3. разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  4. принимает участие в определении ценовой политики;
  5. принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
  6. разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также  осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
  7. разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
  8. осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

10) разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важное подразделение  Министерства финансов — Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

 

№ 43. Финансы  организаций и их характеристика. 

 

Финансы коммерческих организаций (предприятий) охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) — это финансовые или  денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Финансовые отношения можно сгруппировать по следующим направлениям:

-между учредителями  в момент создания организации  (предприятия) — связанные с  формированием собственного капитала  и в его составе уставного  (акционерного, складочного) капитала.

- между отдельными  организациями (предприятиями) —связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами.

- между организациями  (предприятиями) и их подразделениями (филиалами, цехами, отделами, бригадами) — по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств.

- между организацией (предприятием) и ее работниками  — при распределении и использовании  доходов, выпуске и размещении акций и облигаций в акционерном обществе, выплате; процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. 

- между организацией (предприятием) и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп,  внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является данная организация — при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств.

- между коммерческими  организациями (предприятиями) — связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий.

- между коммерческими  организациями (предприятиями) и  финансовой системой государства  — при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных целевых фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;

- между коммерческими  организациями (предприятиями) и  банковской системой в процессе  хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за 
банковский кредит, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

-между коммерческими  организациями (предприятиями) и  страховыми  компаниями  и   организациями  при  страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

- между коммерческими  организациями (предприятиями) и  инвестиционными институтами —  в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

 

 

 

 

№ 44. Бюджетная  система РФ и принципы ее организации.

 

Под бюджетной системой  РФ  понимают основанные на экономических  отношениях и государственном устройстве совокупность действующих бюджетов. Бюджетное устройство РФ регламентируется Конституцией и бюджетным кодексом и включает звенья :

-федеральный бюджет  РФ и бюджет государства социальных  внебюджетных фондов;

-бюджет субъектов  РФ, в т.ч. 21 бюджет автономных  республик в составе РФ,10 бюджетов  автономных округов,55 областных  и краевых бюджетов, 25 000 местных  бюджетов, а так же бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с принципами бюджетного устройства  федеративного  государства  доходы и расходы  нижестоящих бюджетов не входят в  состав вышестоящих бюджетов.

      Принципы бюджетного устройства РФ:

1.Единство всех звеньев  бюджетной системы.

2.Принцип разграничения  доходов и расходов между разными  уровнями бюджетной системы.

3.Принцип самостоятельности  бюджетов разных уровней.

4.Принцип отражения  всех доходов и расходов в  бюджете всех уровней и внебюджетном фонде.

5.Принцип сбалансировки   по доходам и расходам.

6.Принцип эффективности  и экономичности, и использование  бюджетных средств.

7.Гласности.

8.Достоверности бюджетных  показаний.

9.Адресности и целевого  характера бюджетных средств.

10.Принцип общего покрытия  всех бюджетных расходов.

    Государственный  бюджет - это особый фонд, образованный  в результате специфических финансовых  отношений.

   С материальной  точки зрения, бюджет государства  - это главный централизованный  фонд денежных средств.

   С социальной  точки зрения – это основной  инструмент перераспределения национальных  доходов государством.

   С финансовой  точки зрения  - это баланс доходов  и расходов правительства.

   С правовой  точки зрения – это главный  финансовый план правительства.

Функции государственного бюджета:

1.Перераспределение национального  дохода.

2.Государственная регистрация  народного хозяйства.

3.Социальная.

4.Контрольная.

 

№ 45. Система  органов финансового контроля  в РФ.

 

Управление  финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

Министерство  РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам  и сборам обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Федеральная служба налоговой полиции РФ. С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:

 1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

2) проверять  все документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

3) приостанавливать  операции налогоплательщиков по  счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

4) проводить  взимание недоимок по налогам,  а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства при пересечении  товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин. 

Эффективное управление ресурсами предприятий различных, форм собственности — финансовый менеджмент.

 

 

 № 46. Бюджетная  политика государства в РФ. Ее  особенности на современном этапе.

 

Главной задачей в  бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств государства вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.

Основные направления финансово-бюджетной политики РФ: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых, цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Проведение налоговой реформы должно снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения. Основные элементы налоговой реформы:

  • отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот;
  • снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды;
  • уменьшение налоговых ставок.

Информация о работе Необходимость и сущность финансов