Необходимость и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание

Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

Финансы (ответы на вопросы)1.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

  Считается, что  дефицит бюджета в 3% от ВВП  относительно безопасен. Свыше  3% оказывает негативное влияние на состояние финансов и народное хозяйство в целом.

Растущий дефицит порождает  инфляцию ожидания. Увеличение дефицита бюджета сказывается на масштабах  перераспределения национального  дохода из сфер материального производства в непроизводственную. Увеличение размера дефицита ведет к стимулированию спекуляции на финансовом рынке, т.к.появляется дополнительное количество спекулятивных инструментов государственных обязательств.

Дефицит бюджета покрывается 3 методами:

1.Денежная эмиссия.

2.Государственное заимствование.

3.Продажа государственной  собственности.

 

 

№ 17. Национальная финансовая система, характеристика ее звеньев.

 

Финансовая система  – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Каждое звено финансовой системы – определенная сфера  финансовых отношений.

Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

  1. государственную бюджетную систему;
  2. государственный кредит;
  3. внебюджетные специальные фонды;
  4. фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы  предприятий различных форм собственности. 
Государственная бюджетная система России включает три звена:

  1. республиканский бюджет Российской Федерации или федеральный бюджет;
  2. бюджеты   национально-государственных   и   административно-территориальных   образований   (к   ним   относятся республиканские бюджеты республик в составе  Российской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных  областей,   автономных  округов  и   городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Это бюджеты субъектов Федерации;
  3. местные бюджеты.

Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Государственный кредит — это особая форма кредитных отношений между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых государство или местные органы власти выступают главным образом в качестве заемщика средств.

Существует более 20 внебюджетных фондов, в том числе — четыре социальных и остальные фонды производственного назначения.

Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.

К социальным фондам относятся также Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения. Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

 

№ 18. Государственный  и муниципальный  долг. Управление государственным и муниципальным долгом.

 

Государственный долг — долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Соответственно различают государственный и общегосударственный долг.

Общегосударственный долг — более широкое понятие и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением  государственного долга России служит все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в следующих  формах:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  2. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  3. договоров   о   предоставлении   государственных   гарантий  
    РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  4. переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Долговые обязательства РФ погашают в сроки, установленные конкретными условиями займа, которые не могут превышать 30 лет.

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается муниципальным имуществом. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых посредством выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий. В объем муниципального долга включаются:

  • основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
  • объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
  • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
  • объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Долговые  обязательства муниципального образования  погашают в сроки, определяемые условиями заимствований, которые не должны превышать десяти лет.

Управление  государственным долгом выражает совокупность мер Правительства РФ по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Ключевые  цели управления государственным долгом:

  1. Политические: поддержание устойчивости функционирования политической системы.
  2. Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.
  3. Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних заимствований, улучшение условий рефинансирования и переоформления задолженности, сокращение расходов по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление  государственным долгом России осуществляет Правительство РФ, а долгом субъектов РФ — органы исполнительной власти этих субъектов. Управление муниципальным долгом осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления. Правительство РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если данные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если эти обязательства не были ими гарантированы, а также по долговым обязательствам Правительства РФ.

Основные  методы управления государственным  долгом включают реструктуризацию и конверсию.

Под реструктуризацией долга понимают основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой действующих обязательств новыми долговыми обязательствами, которые предусматривают иные условия их обслуживания и погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (снижением) суммы основного долга. Сумму расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включают в объем затрат на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включена в обший объем реструктурируемых обязательств.

Конверсия выражает все способы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, более привлекательными для страны-должника.

 

 

№ 19. Финансовая политика государства: цели и задачи.

 

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

  1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  2. создание адекватного финансового механизма;
  3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Задачи финансовой политики:

- обеспечение  условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

      -установление рационального с  точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

-  организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми  методами;

- выработка финансового механизма и. его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание  эффективной и максимально деловой  системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

 

№ 20. Роль финансов в формировании оборотного капитала организаций.

 

 

Оборотный капитал –  часть капитала предприятия, вложенная  в его текущие активы. Часть оборотного капитала  авансирована в сферу производства и формирует  оборотные производственные фонды, друга его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения. 

Оборотные производственные фонды представляю собой предметы труда, орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Фонды обращения, хотя и  не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся: 1) готовая продукция на складе; 2) товары отгруженные; 3) денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках; 4) дебиторская задолженность; 5) средства в расчетах.

Находясь в постоянном движении, оборотный капитал обеспечивает бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности источниками пополнения оборотных средств являются: прибыль, остающаяся в распоряжении организации, постоянная минимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.

Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств.

 

№ 21. Бюджетный  федерализм в РФ и основные направления  его совершенствования.

 

 

Принципы  бюджетного федерализма. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере. Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих основных принципах:

  1. законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
  2. обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
  3. обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
  4. наличие единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
  5. самостоятельность и равноправие каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органам власти и т.д.

Информация о работе Необходимость и сущность финансов