Необходимость и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание

Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

Финансы (ответы на вопросы)1.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

Инвестиции  в нематериальные активы — вложения денежных средств в приобретение научно-технических разработок (имущественные права, лицензии на передачу прав промышленной собственности, ноу-хау и др.).

Начальные инвестиции (нетто-инвестиции) — инвестиции на основание фонда предприятия, фирмы, объекта предпринимательства и др. Вкладываемые инвесторами при этом средства используются на приобретение земельного участка, здания или сооружения, покупку оборудования, транспортных средств, образование оборотных средств и др.

Экстенсивные  инвестиции — инвестиции, направляемые на создание условий и предпосылок для увеличения объемов производства продукции или предоставления услуг на существующих производственных площадях за счет использования передовой технологии.

Реинвестиции — инвестиции, направляемые на воспроизводство основных фондов и изменение структуры производства (замену морально и физически изношенного оборудования, проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.).

В российской экономике  принято классифицировать инвестиции на прямые, портфельные и прочие. К прямым инвестициям относятся инвестиции в предприятие, объем их составляет не менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции — это инвестиции в ценные бумаги менее 10% акционерного капитала предприятия. Прочие инвестиции — это инвестиции, не связанные с данным предприятием, т.е. вложения капитала в государственные ценные бумаги или бумаги других эмитентов.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Это могут быть физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также уполномоченные ими физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором или государственным контрактом.

Подрядчики  — это физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту с заказчиками. Подрядчики должны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законодательством.

Пользователи объектов капитальных вложений — это физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются эти объекты.

В этом смысле различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции характеризуют общее увеличение запаса капитала. Чистые инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение, т. е. на замену изношенного основного капитала.

 

№ 13. Местные  финансы их особенности в РФ.

 

Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.

В бюджеты  поселений зачисляют налоговые  доходы от следующих местных налогов, которые устанавливают их представительные органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах:

  • земельный налог
  • налог на имущество физических лиц.

В бюджеты  поселений зачисляют также налоговые  доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налог на доходы физических лиц
  • единый сельскохозяйственный налог.

В бюджеты  поселений поступают налоговые  доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, определенным органами государственной власти субъектов РФ.

Неналоговые доходы местных  бюджетов формируют и учитывают в соответствии со ст. 41-46 Бюджетного кодекса РФ.

 Формирование и  использование местных финансов  основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в  отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Расходы бюджета  делят на текущие (обеспечивают функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений) и капитальные (обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность действующих или вновь создаваемых юридических лиц в соответствии с утвержденной инвестиционной программой).

 

№ 14. Налоговая  система государства.

Налоговая система РФ, по определению Налогового кодекса, 
представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового 
законодательства. 

Налоговая система  призвана: 1) обеспечить более полную и своевременную мобилизацию  доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; 2) создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

 

Основные принципы налоговой _системы РФ. которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:

  1. Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в 
    отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
  2. Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества и государства.
  3. Налоги не могут применяться исходя из политических, 
    идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
  4. Не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство РФ и налоговую систему РФ.
  5. Не   допускается   устанавливать  дополнительные   налоги, повышение либо дифференцированные ставки налогов или на логовых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

К недостаткам следует отнести:

-фискальный  подход к налогообложению.   При решении вопроса о налогах на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующей роли налогов не придается существенного значения;

-высокий   уровень   налогообложения   юридических   лиц, особенно это касается налога на прибыль.

-большое количество разнообразных налогов, сборов, отчислений, взносов (федеральных, региональных, местных, целевых), осложняющее налогообложение.

- отсутствие  четкого разграничения налоговых  полномочий центра и мест, что приводит к серьезным разногласиям между ними;

- многократность обложения одного и того же объекта в определенном законом периоде.

Классификация налоговой системы РФ.

1. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются прямые и косвенные налоги.

Прямые  налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, — это налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий и др,

Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога. К косвенным относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

2. По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, «например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог

3. Основное  деление налогов: в зависимости  от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, различают федеральные налоги, региональные налоги — налоги субъектов РФ, местные налоги

 

№ 15. Финансовые ресурсы и их состав.

 

Финансовые  ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся  в распоряжении хозяйствующих  субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги,  обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают валовой внутренний продукт и национальный доход. Поэтому объем финансовых ресурсов  зависит от величины ВВП и НД.

Субъектами финансовых ресурсов выступают:

  • домохозяйства;
  • предприятия, объединения, компании и т.д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;
  • государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.

Соотношение между ними определяется рыночными отношениями. Чем больше самостоятельности у физических и юридических лиц, тем больше возможности у них  формирования финансовых ресурсов.  В свою очередь, это обеспечивает  увеличение поступлений финансовых ресурсов государству. Оптимальное соотношение между ними определяется  государством на основе научно обоснованного расчета,  заложенного в социально-экономических прогнозах страны.

Объектами финансовых ресурсов являются  финансовые отношения, в  результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:

  • децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения  из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплата труда),  происходит процесс накопления капитала в форме  амортизационного  фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит  обособление  конкретных целевых фондов (для потребления, отдыха, товаров длительного пользования);
  • централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

В состав финансовых ресурсов  входят:

1. собственные средства:

а) на уровне  предприятий  и домохозяйств – прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;

б) на уровне государства -  доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической  деятельности;

2. мобилизованные на  рынке: 

а) на уровне предприятий  и домохозяйств  - продажа-покупка  ценных бумаг, банковский кредит;

б) на уровне государства  – эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3. средства, поступившие  в порядке перераспределения:

а) на уровне предприятий  и домохозяйств – проценты и дивиденды  по ценным бумагам, выпускаемым другими  владельцами;

б) на уровне государства  – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

  Финансовые ресурсы,  их формирование и использование  находит отражение  в сводном  финансовом балансе РФ.

Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников:

1. ресурсы, используемые  самими предприятиями (прибыль,  амортизация);

2. средства, аккумулируемые  бюджетной системой;

3. средства внебюджетных  фондов, прежде всего социальных.

 

 

№ 16. Бюджетный  дефицит, причины его возникновения  и источники финансирования.

 

Бюджетный дефицит-это  превышение расходов бюджета над  его доходами.

Причинами дефицита бюджета  могут быть:

  • возникновение чрезвычайных непредвиденных расходов, вызванные крупным стихийным бедствием, техногенной катастрофой;
  • осуществление чрезмерного вмешательства государства в экономические и социальные процессы;
  • финансирование неэффективного финансового механизма, при котором результаты финансового контроля невысоки, наблюдается нецелевое использование средств, нерациональное использование средств и прямые хищения государственных ресурсов.

Различают 2 типа дефицитного  бюджета:

  • структурный;
  • циклический.

Структурный дефицит  – это  дефицит, который сознательно  формируется правительством в результате изменения структуры и объема расходов.

 Циклический дефицит возникает в условиях нахождения страны в стадии кризиса или депрессии.

В современной науке  отношение к дефициту бюджета  неоднозначно. С одной стороны  дефицит бюджета считается нормой и дефицитно-бюджетное финансирование нормальным видом финансовой политики. С другой стороны дефицит бюджета может легко выйти из-под контроля в следствие инерционности финансовой политики и воздействия множества факторов на дефицит бюджета.

Информация о работе Необходимость и сущность финансов