Необходимость и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание

Под финансами понимаются денежные отношения между различными экономическими субъектами по поводу образования, распределения, перераспределения и использования различных целевых фондов денежных средств с целью выполнения функций и задач государства и создания условий для расширенного воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

Финансы (ответы на вопросы)1.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

Главной задачей в  бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств государства вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.

 

№ 26. Региональные финансы  и их особенности.

В бюджеты  субъектов РФ подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих региональных налогов:

  1. на имущество организаций — по нормативу 100%;
  2. на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  3. транспортный налог — по нормативу 100%.

В бюджеты  субъектов РФ зачисляют налоговые  доходы от следующих федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, ;
  • на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ;
  • на доходы физических лиц;
  • акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья, на спиртосодержащую и алкогольную продукцию, на пиво, на автомобильный бензин — по нормативам, определенным в Бюджетном кодексе РФ;
  • на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
  • на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеродного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);
  • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
  • единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

-часть прибыли  унитарных предприятий, созданных  субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, — в размерах, определяемых законами региональных органов представительной власти;

-плату за  негативное воздействие на окружающую  среду;

- платежи  за пользование лесным фондом  в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;

- сборы за  выдачу лицензий на осуществление  видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ.

Текущие расходы бюджетов обеспечивают функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в. форме дотаций, субсидий и субвенций и др.

'Капитальные расходы бюджетов обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность действующих или вновь создаваемых юридических лиц в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Предоставление  бюджетных средств осуществляют в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

• трансферты населению;

  • ассигнования на осуществление органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнования на выполнение отдельных государственных полномочия, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, которые приводят к росту бюджетных расходов или 
    снижению бюджетных доходов;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • межбюджетные трансферты;
  • кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание долговых обязательств, включая государственные или муниципальные гарантии.

 

№ 27. Управление государственными финансами.

 

Управление  финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

Министерство  финансов РФ и его органы на местах — важнейший орган, осуществляющий управление финансами РФ.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  • разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
  • составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на правлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка предложений по привлечению  в экономику страны иностранных кредитов;
  • совершенствование   методов  бюджетного   планирования, финансирования и отчетности;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

1) участвует  в работе по составлению долговременных  и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

  1. организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального 
    бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
  2. обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
  3. разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  4. принимает участие в определении ценовой политики;
  5. принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
  6. разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также  осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
  7. разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
  8. осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

10) разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.

Важное подразделение  Министерства финансов — Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Министерство  РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

Федеральная служба налоговой полиции РФ. С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:

 1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

2) проверять  все документы, связанные с  исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;

3) приостанавливать  операции налогоплательщиков по  счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;

4) проводить  взимание недоимок по налогам,  а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин. ;

Эффективное управление ресурсами предприятий различных, форм собственности — финансовый менеджмент.

 

№ 28. Характеристика межбюджетных отношений.

Бюджетная система государства основывается на отношениях между уровнями власти в бюджетной сфере. Они наз. межбюджетными.

Межбюджетные отношения  охватывают отношения  по поводу  формирования и использования средств  бюджетов разных уровней.

Современные межбюджетные отношения предполагают 3 момента: распределение  бюджетных расходов между  разными  уровнями власти и бюджетами; разграничение доходов  между разными уровнями бюджетных систем; функционирование механизма выравнивания уровней бюджетов всех уровней.

Межбюджетные отношения  основываются на обязательствах:

1. Наличие собственных  источников доходов и обязательство  их использования  на финансирование соответствующих расходов.

2. Обязательствами перераспределения  доходов по звеньям  бюджетной  системы в зависимости от законодательств.

3. Обязательствами покрывать   собственные расходные полномочия  за счет собственных доходов.

Материальной основой межбюджетных отношений выступают  денежные средства.

Реализация межбюджетных отношений осуществляется по средствам  механизмов:

1. Бюджетно-налогового  федерализма, которые предполагает  определенную структуру налоговой  системы (федеральные, региональные, местные налоги).

2. Через механизм финансовой  помощи, которая предоставляется из вышестоящих бюджетов в нижестоящие для общего покрытия их расходов. (Дотации, субвенции, субсидии).

3. Кредитивный механизм  – механизм предоставления денежных средств бюджетов одного уровня другим на  принципах  возвратности, платности и обеспеченности.

4. Механизм распределения  доходов на закрепленные и  регулирующие. Закрепленные –часть  доходов, которая на постоянной  основе поступает в соответствующий  бюджет. Регулирующие – доходы, перераспределенные из одних бюджетов в другие.

В РФ механизм межбюджетных отношений основывается на налоговом федерализме, кредиторских отношениях и механизме предоставления  финансовой помощи  из специальных фондов финансовой поддержки различных бюджетов.

Фонды финансовой помощи:

1. Федеральный фонд  финансовой поддержки регионов, средства которого используются  для предоставления помощи  территориям,  нуждающимся  в поддержке. К  ним относятся субъекты РФ, у  которых  доходы по бюджету на душу населения  ниже, чем  в среднем по России.

Информация о работе Необходимость и сущность финансов