Основы финансовой деятельности субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 18:46, курс лекций

Описание

Исходя из этого микроэкономический уровень ведения хозяйства – это система отношений деятельности микроэкономических хозяйственных субъектов относительно оптимизации соотношения спроса и предложения. Рыночная экономика имеет двух субъектов микроэкономического уровня хозяйственной деятельности: домашние хозяйства (семья) и предприятия.

Работа состоит из  1 файл

lekcii_fin.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

 

СТПП - ставка налогообложения прибыли;

 

Ка - количество акций предприятия  в обращении.

 

Также может быть использованным способ определения предельного значения прибыли от операционной деятельности, ниже которого более выгодно выпускать акции, а выше - облигации. То есть:

 

- если, размер прогнозной прибыли  от операционной деятельности  больше, чем его предельный размер, то более выгодно выпускать  облигации;

 

- если, размер прогнозной прибыли от операционной деятельности меньше, чем его предельный размер, то более выгодно выпускать акции.

 

Для определения предельного значения прибыли от операционной деятельности развязывается уравнение:, (7)

 

где  - предельное значение прибыли от операционной деятельности;

 

Фва, Фв0 - общие финансовые расходы  по привлечению заимствованных средств  при финансировании за счет выпуска  акций и облигаций;

 

Ка(а), Ка(о) - общее количество акций  предприятия, которое находится  в обороте при дополнительном выпуске акций и облигаций.

 

ТЕМА 2.ОСОБЛИВОСТІ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ  БИЗНЕСА

 

1. Организационно-правовые  особенности предприятий разных  форм собственности (стор. 1-3)

2. Особенности  финансовой деятельности государственных предприятий (стор. 3-4)

3. Особенности  финансовой деятельности хозяйственных  обществ (стор. 4-6)

4. Сущность  коллективных предприятий и особенности  их финансирования (стор. 6-7)

5. Финансовая  деятельность предприятий с иностранными  инвестициями (стор. 7-10)

 

           Оптимальная политика разгосударствления заключается в резком сокращении сферы государственной собственности и расширении сферы других форм собственности, а также в осуществлении качественных изменений в самой государственной собственности путем превращения трудових коллективов государственных предприятий в реальных субъектов собственности и ведения хозяйства. Главной проблемой экономической политики переходного периода является соотношение и взаимодействие между частной, коллективной и государственной формами развития экономики. Объективной реальностью переходного периода от командной к рыночной экономике является противоречие между государственным и частным секторами экономики. Развязать это противоречие можно только путем поддержки и достаточного развития коллективной и частной формы собственности.

 

Законы Украины "О собственности", "О формах собственности на землю" и другие законодательные акты дают такие определения форм собственности:

 

1) государственная собственность:

 

а) общегосударственная собственность — это имущество органов власти и управления; оборонные объекты; энергетическая система; система транспорта общего пользования, связи и информации, что имеют общегосударственное значение; средства государственного бюджета, государственные банки; предприятия и народнохозяйственные комплексы; страховые, резервные и другие фонды; культурные и исторические ценности, которые принадлежат всему народу; учебные заведения и другое имущество, которое составляет материальную основу суверенитета Украины и обеспечивает ее экономическое и социальное развитие;

 

б) коммунальная собственность —  это собственность административно-территориальных  образований (корнаю, области, району), то есть собственность органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, коммунальное хозяйство. В ведении местных органов могут быть предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные строительные и другие предприятия и комплексы, заведения народного образования, культуры, здравоохранения и тому подобное;

 

в) собственность государственных  предприятий — это имущество  и средства, которые закреплены за государственными предприятиями и  которыми они могут распоряжаться. К ним принадлежат производственные фонды, доход, акции и тому подобное, необходимые для деятельности предприятий.

 

2) частная собственность граждан:

 

а) личная собственность, которая формируется за счет трудовых доходов от ведения собственного хозяйства, от средств, вложенных в  кредитные заведения, акции и другие ценные бумаги;

 

б) собственность  трудового хозяйства — это  собственность членов семьи и  других лиц, которые совместно ведут  трудовое хозяйство (мастерские, другие малые предприятия в сфере  бытового обслуживания, торговли, общественного  питания, жилые дома и хозяйственные здания, машины, оборудование, транспортные средства, сырье, материалы и другое имущество, нужное для самостоятельного ведения хозяйства);

 

в) собственность  крестьянского и личного подсобного хозяйства. Крестьянское хозяйство  может иметь в собственности землю, жилые дома, основные средства, другое имущество, нужное для самостоятельного ведения сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции. Выработана продукция и полученные доходы собственностью крестьянского хозяйства и используются им по своему усмотрению.

 

3) коллективная собственность:

 

а) собственность  арендного предприятия — это  выработана продукция, получены доходы и приобретено за счет средств  этого предприятия имущество;

 

б) собственность  коллективного предприятия. Эта форма собственности возникает в том случае, если все имущество государственного предприятия переходит в собственность трудового коллектива путем выкупа (персонификации) имущества или приобретения имущества другими законными способами. Имущество коллективного предприятия, включая выработанную продукцию и получены доходы, является общим достоянием его коллектива;

 

в) собственность  кооператива — это имущество, которое создается за счет денежных и других имущественных взносов  членов кооператива, выработанной продукции, доходов, полученных от реализации, и другой деятельности, предусмотренной уставом кооператива;

 

г) собственность  акционерного общества составляет имущество, приобретенное за счет продажи акций, а также получено в результате его хозяйственной деятельности или приобретено им другими законными путями;

 

д) собственность  хозяйственных ассоциаций (объединений) составляет имущество, добровольно  переданное им предприятиями и организациями, а также получено в результате их хозяйственной деятельности. В то же время хозяйственная ассоциация не имеет право собственности на имущество тех предприятий, которые входят в ее состав;

 

е) собственность  общественных организаций — строения, сооружения, жилищный фонд, оборудование, имущество культурно-образовательного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги. У собственности общественных организаций могут быть предприятия, создаваемые согласно целям, определенным их уставами и за счет средств этих организаций;

 

ж) собственность религиозных организаций составляют строения, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и имущество, нужное для деятельности этих организаций.

 

Разнообразит  вищерозглянутих формы собственности является смешанная форма, которая предусматривает выделение таких видов: государственно- коллективной, государственно- частной, частно- коллективной и другие.

 

Организационно-правовые формы субъектов  ведения хозяйства имеют определенные похожие и различные черты в соответствии с правовыми, фінансово-экономическими и организационно управленческими признаками.

Правовые признаки характеризуют  юридические аспекты создания уставного  капитала, статуса участника (чтобы  основателя) субъекта ведения хозяйства, регулируют имущественные отношения между участниками и предприятием.

В состав правовых признаков относятся:

1) право собственности на капитал  и основатели;

2) источники  формирования и размер уставного  капитала;

3) ограничение  права стать участником;

4) права участника на имущество при выходе из предприятия;

5) юридическая  отделенность предприятия от  участников.

 

Финансово-экономические  признаки позволяют выяснить и однозначно определить вопрос принадлежности участникам соответствующей частицы прибыли  предприятия; риски участников (имущественные, криминальные, денежные), в том числе в случае прекращения деятельности предприятия.

 

К финансово-экономическим  признакам в широком аспекте  следует относить следующие признаки:

1) участие в распределении прибыли;

2) ответственность за обязательствами  предприятия;

3) распределение имущества при  прекращении деятельности предприятия.

 

Организационно управленческие признаки характеризуют возможность для  участников заниматься непосредственно  управленческой работой, то есть выполнять функции руководства предприятия, влиять на ее оперативную хозяйственную деятельность.

Организационно управленческие признаки направлены на:

1) участие в управлении предприятием;

2) использование наемного труда;

3)автономность хозяйственной деятельности от участников.

 

2.Особенности финансовой  деятельности государственных предприятий

 

Особенное место в предпринимательской  деятельности принадлежит государственным  предприятиям. Государственное предприятие  — это самостоятельная хозяйственная  единица с правами юридической личности, которая основана при участии капитала, который является собственностью государства, и осуществляет свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном хозяйстве, на транспорте, в связи, науке и научном обслуживании, торговле, материально-техническом снабжении, сфере услуг под эффективным управлением и контролем государственных органов

 

Деятельность государственного предприятия  основывается на контрольных цифрах, государственных заказах, заказах потребителей, долгосрочных экономических нормативах и лимитах. Оно самостоятельно разрабатывает и утверждает свои планы, заключает соглашения.

 

В условиях перехода к рыночным отношениям должны создаваться возможности  для развития всех форм предпринимательской деятельности и свободы в выборе методов ведения хозяйства, направлений использования дохода и осуществления инвестиций. Такие возможности должны поощрять конкуренцию и устранять монополизм государственных предприятий в производстве товаров и предоставлении услуг. Государство не отвечает за обязательство предприятия. Предприятие не отвечает при обязательстве государства, а также других предприятиях, организациях, учреждениях.

 

Работа государственных предприятий  в условиях рынка предусматривает  реализацию таких основных принципов жизнедеятельности:

 

1) права собственности или полного  хозяйственного ведения; продавать,  передавать, предоставлять в ссуду,  бесплатно, обменивать, сдавать в  аренду средства производства  и материальные ценности другим  предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам (в том числе иностранным);

 

2) самофинансирование. Его сущность  заключается в закреплении части  полученной прибыли за предприятием  в его полное распоряжение. Источниками  финансирования предприятия является  прибыль, амортизационные отчисления, средства, отри­мані от продажи ценных бумаг, паевых и других взносов граждан, трудового коллектива;

 

3) материальной заинтересованности  в конечных результатах труда.  Этот принцип обеспечивает преодоление  все еще не преодоленной уравниловки в оплате труда, создания условий для поощрения инициативы, предпринимательства, достижения наилучших результатов;

 

4) финансового контроля за деятельностью  предприятия. Банк осуществляет  все виды расчетов предприятия,  кредитные и кассовые операции. Предприятие применяет в хозяйственном обороте векселя. Если предприятие систематически не выполняет свои обязательства за расчетами, то может быть объявлено банком неплатежеспособным, то есть банкротом;

 

5) полной экономической ответственность  за конечные результаты, выполнения договоров. Главной формой реализации принципа являются экономические санкции — исключения незаконно полученных доходов, возмещения убытков, штрафы, неустойки, пени, уменьшения или лишения премий;

 

6) международного сотрудничества, права выхода на мировое экономическое пространство;

 

7) законности деятельности, не вхождения  никакими сегментами в "теневую  экономику".

 

Все эти принципы применяются с  целью обеспечения организационных  принципов интенсивного характера  индивидуального воссоздания. Реализация этих принципов в условиях рыночных отношений предопределяет необходимость разработки новой концепции государственного предприятия.

 

Финансирование деятельности государственных  предприятий тесно связано с  финансовой системой государства. Да, создание новых государственных предприятий, инвестирования и льготное кредитование их функционирования финансируются за счет средств бюджетов разных уровней (общегосударственного, регионального, муниципального (местного) или другого бюджета), средств государственных внебюджетных целевых фондов, кредитов Национального банка Украины и тому подобное.

Информация о работе Основы финансовой деятельности субъектов