Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 09:37, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение потребительского кредитования в Уралтрансбанк, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические и организационные вопросы потребительского кредитования, историю его возникновения, виды и особенности предоставления потребительских кредитов.
2. Проанализировать опыт работы банка по организации потребительского кредитования: дать общую характеристику банка, его финансового состояния и оценить структуру, динамику и качество потребительских кредитов.
3. Рассмотреть организацию кредитного процесса потребительского кредита, обеспечение возвратности и оценку кредитоспособности индивидуального заемщика.
4. Выявить существующие проблемы потребительского кредитования и разработать комплекс мероприятий направленных на совершенствование работы в области потребительского кредитования.
Введение 3
1 Современная организация кредитных отношений банков и населения 6
1.1 Понятие кредита как экономической категории 6
1.2 Сущность и формы потребительского кредита 15
1.3 Роль потребительского кредита в экономике и анализ рынка потребительских кредитов в РФ 28
2 Анализ потребительского кредитования в банке на примере ОАО «Уралтрансбанк» 45
2.1 Характеристика ОАО «Уралтрансбанк» и его деятельность в области потребительского кредитования 45
2.2 Организация потребительского кредитования ОАО «Уралтрансбанк» и механизм оценки кредитоспособности заемщика – физического лица 53
2.3 Проблемы и рекомендации по развитию потребительского кредитования в Уралтрансбанке 72
Заключение 79
Библиографический список 81
Список использованных источников 86
1. Этап. Заключение кредитного договора
При оформлении кредита обязательно запрашивается кредитная история заемщика в Бюро кредитных историй.
Заключение кредитного договора производится кредитными специалистами в соответствии с "Инструкцией кредитного специалиста по предоставлению потребительских кредитов физическим лицам".
Кредитный специалист имеет
право от лица Банка и в соответствии
с предоставленной
При выдаче кредитов к заемщикам предъявляются следующие требования:
При оформлении кредитного договора с поручительством необходимо:
Кредитный специалист осуществляет проверку предоставленных документов и достоверность предоставленной информации.
Целью проверки клиентов является выявление потенциальных проблемных клиентов (т е таких, с которыми в будущем у Банка могут возникнуть сложности в части не исполнения такими Клиентами требований банка по возврату предоставленного кредита, процентов по нему и платы за расчетное обслуживание) и отказ данным клиентам в предоставлении кредита.
При принятии документов, в процессе проверки подлинности документов и представленных клиентом сведений о себе, кредитный специалист осуществляет визуальный контроль внешнего вида и поведения Клиента. При этом необходимо обратить внимание на психологическое состояние Клиента (такие признаки, как повышенная взволнованность, нервозность, длительное обдумывание заданных вопросов, путаница в ответах, "ерзанье", повышенная потливость ладоней, отведение взгляда вверх или в сторону свидетельствует о возможности предоставления недостоверных сведений), адекватное восприятие им окружающей реальности, на внешний вид клиента (необходимо оценить, не находится ли клиент в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения). Сравнить соответствие внешнего вида клиента, и его одежды с данными, указанными в анкете (должность, место работы, ежемесячный доход, по наличию обручального кольца - данные о наличии супруга и т.д.).
Если кредитный специалист имеет сомнения в дееспособности Клиента, в достоверности предоставленных им сведений или в подлинности предоставленных документов, он имеет право отказать клиенту без объяснения причин отказа.
Кредитный эксперт принимает положительное решение о предоставлении кредита на основании следующих условий:
Если хотя бы одно из приведенных условий не выполнено, то кредитный эксперт должен отказать в предоставлении кредита данному заемщику.
Оценка платежеспособности заемщиков и заключение кредитных договоров производится только при помощи специального программного обеспечения, позволяющего полностью автоматизировать подготовку всех необходимых документов и выполнение расчетов, что полностью исключает ошибки в оформлении кредитных договоров. Данное программное обеспечение позволяет контролировать соблюдение установленных ограничений по возрасту заемщиков, по сроку кредитования, по величине общей платы за кредит и иным Условиям кредитования. Используемое программное обеспечение позволяет сверять паспортные данные клиента с постоянно обновляемым списком нежелательных заемщиков. При нахождении совпадения оформление кредита автоматически блокируется. Дополнительно, благодаря заложенному скоринг-алгоритму, программное обеспечение автоматически определяет предполагаемый уровень риска по каждому отдельному кредиту и выдает кредитному специалисту соответствующие рекомендации в виде текстового сообщения. При определении уровня риска учитываются такие факторы, как уровень проблемности по населенному пункту, уровень проблемности по группе товаров, проблемность по кредитам предоставленным данным кредитным специалистам ранее, статистические данные по уровню проблемности кредитов в зависимости от возраста заемщиков, заявленного уровня заработной платы, срока кредитования и суммы кредита.
Кредиты классифицируются скоринг-алгоритмом на кредиты с низким, умеренным и высоким уровнем риска. Оформление кредитов с неприемлемо высоким уровнем риска автоматически блокируется. Использование скоринг-алгоритма позволяет в значительной мере уменьшить уровень проблемности по вновь оформляемым кредитам.
Методика оценки кредитоспособности клиента на основании определенных критериев:
Психологическое состояние человека может характеризоваться, его преобладающим настроением (уравновешенность, апатия, возбуждение, агрессия). Способность адекватно воспринимать реальность, как правило, выражается в выборе соответствующей линии поведения и естественной реакции на возникающие проблемы.
1) Выявление наличия сопровождающих лиц. Особое внимание уделяется клиентам, приходящим в сопровождении лиц, которые ранее неоднократно сопровождали других клиентов, так как данные лица могут оказаться мошенниками, использующими "подставных" лиц.
Например, вопросы по предоставленным документам (например, Как зовут ваших детей? при наличии записи, 17 страница паспорта), вопросы по приобретаемому товару (Выяснить, для кого приобретается товар), вопросы о месте образования, вопросы о месте работы.
Непосредственно оценку кредитоспособности клиента банк осуществляет на основании скоринговой методики оценки кредитоспособности, которая используется в автоматизированной программе.
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории "прошлых" клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.
В результате применения скоринговой модели оценки кредитоспособности производится отсев 70% потенциальных заемщиков, кредит выдается только оставшимся 30%.
После принятия положительного решения о предоставлении кредита, кредитный специалист проверяет данные о заемщике в программе по предоставлению кредита. При принятии в залог автомобиля необходимо при описании предмета залога в обязательном порядке указать следующие данные: VIN, № кузова, № двигателя, цвет, год выпуска, номерной знак. При недостатке места в поле для заполнения допускаются сокращения, не допускающие двусмысленности при прочтении.
После ввода информации
о предоставляемом кредите
В том случае, если у клиента нет счета "до востребования" в банке в валюте кредита, специалист направляет клиента в Сектор обслуживания частных лиц для открытия соответствующего тарифного плана.
После этого кредитное досье передается в отдел сопровождения активно-пассивных операций (ОСАПО), где ответственный сотрудник проверяет:
При отсутствии замечаний к предъявленным документам и договорам сотрудник ОСАПО проставляет отметку на договорах в виде штампа с датиром – "проверено ОСАПО" и заверяет его подписью.
При наличии замечаний к комплектности документов и правильности их оформления ответственный сотрудник ОСАПО уведомляет об этом кредитного специалиста с требованиями об устранении замечаний.
Выдача кредита осуществляется только при отсутствии замечаний к кредитному досье.
После этого клиент может получить кредит наличными в кассе.
Кредитное дело хранится в архиве действующих кредитных договоров до полного погашения заемщиком кредита. Кредитные дела, по которым произошло полное погашение задолженности, сдаются в общий архив банка. Срок хранения данных дел - 5 лет.
Открытие счетов, выполнение проводок и оформление распоряжений учетно-операционный отдел выполняет при помощи программного обеспечения и является автоматизированным процессом.
Начисление процентов по кредитам производится в последний рабочий день каждого календарного месяца. Проценты на просроченную ссудную задолженность начисляются в соответствии с кредитным договором.
Регулировка резервов производится в соответствии с группой риска, к которой отнесен данный кредит. Отнесение кредита к определенной группе риска производится ежемесячно, на 1 число каждого месяца, в соответствии с инструкцией ЦБ РФ №254-11 от 26 марта 2004г. и в соответствии с "Положением о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности Уралтрансбанк. Все созданные резервы на возможные потери по ссудам подлежат ежемесячной регулировке в соответствии с указанным "Положением о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности Уралтрансбанк.
После полного гашения ссудной задолженности, все открытые по кредиту счета подлежат закрытию (только при наличии нулевого сальдо). Закрытию подлежит счет заемщика, при этом распечатывается окончательная выписка по движению денежных средств по счету. Данная выписка включает в себя все приходные и расходные операции по личному счету заемщика, остатки на даты совершения приходных и расходных операций, а так же назначение платежей по приходным и расходным операциям. Выписка хранится в общем архиве банка в отдельном сшиве.