Перспективы развития потребительского кредитования в коммерческом банке на примере ОАО «Уралтрансбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 09:37, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение потребительского кредитования в Уралтрансбанк, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические и организационные вопросы потребительского кредитования, историю его возникновения, виды и особенности предоставления потребительских кредитов.
2. Проанализировать опыт работы банка по организации потребительского кредитования: дать общую характеристику банка, его финансового состояния и оценить структуру, динамику и качество потребительских кредитов.
3. Рассмотреть организацию кредитного процесса потребительского кредита, обеспечение возвратности и оценку кредитоспособности индивидуального заемщика.
4. Выявить существующие проблемы потребительского кредитования и разработать комплекс мероприятий направленных на совершенствование работы в области потребительского кредитования.

Содержание

Введение 3
1 Современная организация кредитных отношений банков и населения 6
1.1 Понятие кредита как экономической категории 6
1.2 Сущность и формы потребительского кредита 15
1.3 Роль потребительского кредита в экономике и анализ рынка потребительских кредитов в РФ 28
2 Анализ потребительского кредитования в банке на примере ОАО «Уралтрансбанк» 45
2.1 Характеристика ОАО «Уралтрансбанк» и его деятельность в области потребительского кредитования 45
2.2 Организация потребительского кредитования ОАО «Уралтрансбанк» и механизм оценки кредитоспособности заемщика – физического лица 53
2.3 Проблемы и рекомендации по развитию потребительского кредитования в Уралтрансбанке 72
Заключение 79
Библиографический список 81
Список использованных источников 86

Работа состоит из  1 файл

Потреб кредитовани в КБ УТБ v6.doc

— 941.50 Кб (Скачать документ)

Внесение ежемесячных  взносов в погашение части долга и платы за кредит совершается заемщиками на личный счет, согласно графика платежей к кредитному договору, как наличными, так и безналичным перечислением. В дальнейшем, в день, определенный в графике платежей к кредитному договору Банк в безакцептном порядке списывает с личного счета Заемщика средства в размере определенного кредитным договором размера ежемесячного платежа и распределяет их на проценты по кредиту, часть основного долга и оплату за расчетно-кассовое обслуживание. Гашение происходит в следующей последовательности:

1) просроченные проценты (при наличии таковых);

2) просроченный кредит (при наличии такового);

3) начисленные проценты за пользование кредитом за истекший месяц (при гашении согласно графика платежей);

4) часть ссудной задолженности по графику (при гашении согласно графика платежей):

5) долг по расчетно-кассовому обслуживанию (если таковой имеется);

6) плата за расчетно-кассовое обслуживание (при гашении согласно графика платежей);

7) штраф за просрочку  платежа.

Комплекс методов управления кредитным риском для обеспечения  возвратности потребительского кредита  включает несколько этапов:

1. Оценка кредитоспособности  заемщика, которая осуществляется  на основе скоринг-системы (описание в предыдущем разделе).

2. Оценка обеспечения исполнения кредитных обязательств.

В качестве дополнительных форм обеспечения по потребительским кредитам банк принимает:

  • поручительства граждан;
  • залог транспортного средства.

В Таблица 7 проанализировано качество форм обеспечения возвратности потребительского кредита.

 

Таблица 7 - Оценка качества форм обеспечения возврата потребительского кредита

Форма обеспечения возвратности кредита

Преимущества

Недостатки

Максимальная сумма кредита в % к сумме обеспечения

Транспортные средства

а) легко реализуются,

Цена может колебаться и могут  возникнуть трудности с реализацией 

75% - стоимости товара отечественного  производства

85% - стоимости товара зарубежного  производства

Поручительство

а) низкие расходы,

б) участие второго лица в ответственности,

проблемы при проверке кредитоспособности поручителя

В зависимости от кредитоспособности поручителя до 100%


 

3. Формирование резервов  на возможные потери по ссудам.

 

Согласно действующему законодательству, для обеспечения своей финансовой надежности кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам. Так, согласно статье 71 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", банковские организации обязаны создавать резервы на покрытие кредитных рисков. При этом порядок формирования и использования данных резервов устанавливается Банком России. Центральным банком устанавливаются также размеры создаваемых банками резервов.

Резерв на возможные  потери по ссудам – это средства, накопление которых обусловлено кредитными рисками деятельности банка. Наличие такого резерва обеспечивает банку более стабильные условия финансовой деятельности и позволяет ему избегать колебаний величины прибыли вследствие списания потерь по ссудам. Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы. Созданный таким образом резерв используется только для покрытия непогашенного заемщиком ссудной задолженности по основному долгу.

Отчисления в Резерв на возможные потери по ссудам зависит  от группы риска и устанавливаются  в следующих размерах (см. Таблица 8):

 

Таблица 8 - Размер отчислений в резерв по классифицированным ссудам

Группа риска

1

2

3

4

5

Размер отчислений от суммы основного долга, %

0

1 - 20

21 - 50

51 - 100

100


Группа риска определяется положениями ЦБРФ № 254-П.

4. Работа с "проблемными"  кредитами как способ обеспечения их возвратности. Под "проблемными" понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление "проблемными" кредитами – один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с "проблемными" кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

Признаками финансового неблагополучия заемщика являются:

  • нецелевое использование кредита;
  • поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;
  • моральное и физическое старение залогового имущества;
  • ухудшение финансового состояния поручителя заемщика;
  • задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.

В случае признания кредита "проблемным" разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий.

Эти мероприятия можно  разделить на две основные группы:

1) Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:

  • разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);
  • работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
  • расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с "просроченного" на текущий;
  • получение дополнительных документаций и гарантий и др.

2) Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:

  • Реализация предмета залога.

После вступления в законную силу решения об обращении взыскания на заложенное имущество представителями залогодателя (должника), залогодержателя (банка) и судебного исполнителя по месту нахождения имущества, находящегося в залоге, организуется его реализация в соответствии с установленными процессуальными нормами.

Начальная продажная  цена заложенного имущества определяется решением суда. В остальных случаях начальная цена устанавливается по соглашению залогодержателя с залогодателем. Заложенное имущество продается лицу, предложившему на торгах наивысшую цену. Причем, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требований залогодержателя, последний вправе при отсутствии иного указания в законе или в договоре получить недостающую сумму из другого имущества. Эти требования удовлетворяются в общем порядке. Если после удовлетворения требований кредитора – залогодержателя в полном объеме еще остаются средства – сума, вырученная от реализации заложенного имущества, то они передаются залогодателю – должнику.

  • Отступное.

Сущность отступного заключается в том, что по соглашению сторон обязательство может быть прекращено. В замен его исполнения должник предоставляет кредитору определенную сумму денег или передает имущество.

Применение отступного в качестве дополнительного метода возвратности кредита имеет преимущество перед реализацией предмета залога.

При заключении кредитного договора с заемщиком согласуется  отступное (размер, сроки и порядок предоставления), что является способом прекращения обязательств, если стороны находят дальнейшее реальное его исполнение невозможным или нецелесообразным.

Отступное, в отличие от реализации предмета залога, возможно осуществить в различных формах: уплата денежных средств, передача имущества, выполнение работ или оказание каких-либо услуг заемщиком по согласованию с кредитором.

Для банка – кредитора  применение отступного является возможным дополнительным способом управления "проблемными" кредитами в ходе исполнения кредитных договоров.

  • Погашение долга перед банками третьими лицами.

Рассматривая вопрос о погашении долга перед банками третьими лицами, т.е. реализацию поручительства и банковской гарантии, представляется целесообразным выделить в первую очередь те положения, неисполнение которых приводит к негативным последствиям.

На практике договора поручительства нередко признаются недействительными в соответствии со следующими обстоятельствами.

Во-первых, это случается из-за ошибок, допущенных субъектами договора. Во-вторых, договор поручительства должен быть обязательно заключен в письменной форме с установлением срока, на которые оно выдано.

В-третьих, в договоре поручительства имеется несколько  поручителей по кредитному договору. Поэтому оговаривают долю каждого из поручителей или порядок погашения долга.

В-четвертых, в случае изменения основного обязательства, влекущего увеличение ответственности для поручителя без его согласия, поручительство прекращается.

  • Применение принудительных мер возврата.

В настоящее время  все большее внимание обращается на защиту банковских интересов путем применения принудительных мер возврата кредита. Это связано с тем, что в современных условиях банковско-кредитная сфера оказалась зоной повышенной криминальной активности.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статьи, предоставляющие  банкам достаточно широкие возможности для охраны своих кредитных ресурсов. Одна из таких мер – установление уголовной ответственности за незаконное получение кредита. В зависимости от обстоятельств дела назначается наказание, от штрафа в 200 минимальных размеров оплаты труда либо ареста на срок до 6 месяцев, до лишения свободы на срок до 5 лет с наложением ареста на денежные средства и имущество должника с целью возмещения банку причиненного ущерба.

 

2.3 Проблемы и рекомендации по развитию потребительского кредитования в Уралтрансбанке

 

 

 

Исходя из анализа  кредитного портфеля Уралтрансбанка и обозначенных проблем, можно достаточно четко выявить основные направления совершенствования его деятельности: проведение мероприятий по снижению кредитного риска и увеличение объемов кредитования.

При проведении мероприятий по снижению кредитного риска основным является тщательный отбор потенциальных кредитных клиентов. В связи с тем, что риск кредитования индивидуальных заемщиков слишком высок и в динамике увеличивается, необходимо:

  • активно использовать информацию кредитной истории;
  • совершенствовать систему оценки кредитоспособности заемщика;
  • совершенствовать работу с проблемными кредитами.

Кредитная история заемщика (поручителя) содержит данные о своевременности и полноте исполнения им иных долговых обязательств по действующим кредитным договорам. Для определения степени вероятности погашения кредита необходим более детальный анализ кредитной истории.

Для углубленного анализа  предлагается осуществлять сбор информации по "проблемным" кредитам за прошедшие периоды. Это необходимо для выявления круга лиц, которые когда-либо злостно уклонялись от выполнения своих обязательств по кредитным договорам. По злостным неплательщикам необходимо составить "черный список" и включить его в банк кредитных историй.

Эта мера позволит банку отслеживать всю кредитную историю заемщика и поставить дополнительные преграды на пути недобросовестных клиентов. Кроме того, эта мера предупредит убытки от выдачи безнадежных кредитов. Определено, что реализация данного мероприятия позволит сократить величину просроченных и безнадежных ссуд по крайней мере на 10%.

При оценке платежеспособности клиента банк исходит из того, что клиент после уплаты очередного взноса должен располагать не менее 40% от величины его чистого дохода.

При этом, своевременное непогашение кредита связано с такими причинами, как:

  • задержки платежей по причине болезни;
  • программный сбой;
  • отпуск;
  • мошенничество;
  • невнимательность;
  • неравномерное поступление заработной платы и т.п.

Информация о работе Перспективы развития потребительского кредитования в коммерческом банке на примере ОАО «Уралтрансбанк»