Перспективы развития потребительского кредитования в коммерческом банке на примере ОАО «Уралтрансбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 09:37, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение потребительского кредитования в Уралтрансбанк, выявление проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования в банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические и организационные вопросы потребительского кредитования, историю его возникновения, виды и особенности предоставления потребительских кредитов.
2. Проанализировать опыт работы банка по организации потребительского кредитования: дать общую характеристику банка, его финансового состояния и оценить структуру, динамику и качество потребительских кредитов.
3. Рассмотреть организацию кредитного процесса потребительского кредита, обеспечение возвратности и оценку кредитоспособности индивидуального заемщика.
4. Выявить существующие проблемы потребительского кредитования и разработать комплекс мероприятий направленных на совершенствование работы в области потребительского кредитования.

Содержание

Введение 3
1 Современная организация кредитных отношений банков и населения 6
1.1 Понятие кредита как экономической категории 6
1.2 Сущность и формы потребительского кредита 15
1.3 Роль потребительского кредита в экономике и анализ рынка потребительских кредитов в РФ 28
2 Анализ потребительского кредитования в банке на примере ОАО «Уралтрансбанк» 45
2.1 Характеристика ОАО «Уралтрансбанк» и его деятельность в области потребительского кредитования 45
2.2 Организация потребительского кредитования ОАО «Уралтрансбанк» и механизм оценки кредитоспособности заемщика – физического лица 53
2.3 Проблемы и рекомендации по развитию потребительского кредитования в Уралтрансбанке 72
Заключение 79
Библиографический список 81
Список использованных источников 86

Работа состоит из  1 файл

Потреб кредитовани в КБ УТБ v6.doc

— 941.50 Кб (Скачать документ)

К - коэффициент в зависимости  от величины Дч;

К = 0,5 при Дч в эквиваленте  до 1500 долл. США,

К = 0,7 при Дч в эквиваленте  свыше 1500 долл. США;

t - срок кредитования (в месяцах).

Доход в эквиваленте определяется следующим образом:

 

Дчэкв = Дч / ВК       (2)

 

где Дчэкв – доход  в эквиваленте; Дч – доход в рублях; ВК - курс доллара США, установленный Банком России на момент обращении заявителя в банк.

Выдача и погашение  потребительского кредита.

После принятия положительного решения о выдаче кредита оформляются:

А) кредитный договор;

Б) график погашения кредита

Кредитный договор –  соглашение, по которому банк или другая кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней.

По законодательству РФ кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора. Структура же кредитного договора законом не регламентируется, и на практике он, как правило, имеет следующие разделы:

  • вводная часть;
  • общие положения;
  • предмет договора;
  • условия предоставления кредита;
  • условия и порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • прочие условия;
  • юридические адреса, реквизиты и подписи сторон [20, с. 14].

Договор считается заключенным, когда сторонами достигнуто согласие по всем его существенными условиями.

Первое условие: предмет  договора. В нем фиксируется договоренность сторон о сумме кредита. Она определяется финансовыми потребностями и возможностями кредитора и заемщика.

Второе условие: сроки  и цели кредита. В договоре фиксируется  срок сделки, который определяет временные границы пользования кредитными средствами, погашения основной суммы кредита и процентная ставка.

Срок кредита наступает  на следующий день после календарной даты с момента заключения договора.

Третье условие: ставка по кредиту. При определении ставки по кредиту надо учитывать разные факторы. Такие как: стоимость для банка привлеченных средств; надежность заемщика и степень риска, связанного с ссудой; расходы по оформлению и контролю за погашением кредита и др..

Погашение кредита, уплата процентов и неустоек производится:

а) наличными деньгами, через кассу банка, либо через приемный банкомат;

б) перечислением со счетов по вкладам;

в) посредством удержания  из заработной платы, пенси и т.д.;

г) переводами через сеть отделений ФГУП «Почта России» и  др.

Кроме того, банк всегда оставляет за собой право на досрочное взыскание кредита.

После выдачи кредита  банк продолжает вести работу с клиентом с целью обеспечения возвратности кредита.

В период действия кредитного договора банк:

контролирует исполнение заемщиком условий договора;

2) принимает меры к погашению просроченной задолженности. При непоступлении от заемщика платежей до окончания календарного месяца суммы не внесенных в срок платежей в последний день месяца относятся на счет просроченных ссуд и просроченных процентов. В этот же день банк должен принять меры к погашению задолженности заемщиком.

5) оформляет изменение  условий кредитного и других договоров, а также в случае нарушения заемщиком условии кредитного договора может решить вопрос о расторжении договора в одностороннем порядке;

6) вносит необходимую  информацию в базу данных индивидуальных  заемщиков;

7) осуществляет операции  по формированию резерва на  возможные потери по ссудам.

 

1.3 Роль потребительского кредита в экономике и анализ рынка потребительских кредитов в РФ

 

 

 

Особое развитие потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся".

Кредит в экономике  страны, выполняет определённые функции:

1. Обличает перераспределение  капиталов между отраслями хозяйства  и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли.

2. Стимулирует эффективность  труда. 

3. Расширяет рынок  сбыта товаров.

4. Ускоряет процесс  реализации товаров и получения  прибыли. 

5. Является мощным  орудием централизации капитала.

6. Ускоряет процесс  накопления и концентрации капитала.

7. Обеспечивает сокращение  издержек обращения:

  • Связанных с обращением денег.
  • Связанных с обращением товаров.

Кредит играет большую  роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:

1. Развитием системы безналичных расчётов. На основе развития кредитов и банков создаются возможности производства платежей без участия наличных денег путём перевода денежных средств со счёта должника на счёт кредитора.

2. Увеличением скорости  обращения денег. 

С помощью кредита свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода (см. Рисунок 1).

По мере того, как с развитием капитализма развивается кредит и банки, металлические деньги всё больше замещаются кредитными деньгами, обеспечивая всему классу капиталистов огромную экономию на издержках обращения денег. Начиная с первой мировой войны, в большинстве капиталистических стран, а с периода мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. во всех странах металлические деньги перестали выполнять функции средств обращения и платежа. С этого времени металлические деньги внутри страны полностью заменены кредитными деньгами и кредитными операциями.

 

Рисунок 1 - Роль потребительского кредита [21]

Потребительский кредит очень хорошо стимулирует эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей. Но, как говорится в одной пословице: «Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу» [22, с. 22]. И ведь действительно, потребительский кредит может оказаться «долговой ямой» так как, лишаясь заработка в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, может возникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность. Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров посредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своё рабочее место. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. В итоге, нужно сказать, что потребительский кредит является очень сильным фактором подъёма народного благосостояния.

Но, как говорится, не бывает плохого  без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой коньюктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов.

В настоящее время, все большей  популярностью пользуются разновидность  потребительского кредитования – автокредитование. Данный банковский сегмент характерен меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что наряду с оперативностью оформления и быстротой выдачи кредита делает его привлекательным и для банка, и для заемщика, и для автосалона.

Страхуя риски, банки  вводят дополнительные условия - страхование залогов (автотранспорта). Это в свою очередь дополнительными расходами ложиться на заемщика, которые переплачивают за страховку в среднем 10-20% от стоимости автомобиля.

Дополнительными прибылями, которые  получает банк в рамках реализации программ потребительского кредитования, являются комиссии с торговых организаций, в которых осуществляется выдача кредитов. Это так называемый дисконт с торговой организации.

На заре зарождения потребительского кредитования подобные дисконты доходили до 7-10% и все таки последнее пора обычный дисконт с торговой организации вышел на порядок 1,5-2,5%. Это связано с тем, что борясь за клиента, банки начинают демпинговать в рамках конкурентной борьбы между собой. Больше того, крупные торговые сети и автосалоны требуют от банков отмены подобных комиссий, а сети «первого» прядка заставляют банки вносить плату им.

На нынешний день потребительское кредитование охватило всю территорию нашей страны. Что говорить о том. Что розничный банковский сегмент развивается не локально, о охватывает масштабы всей страны [23, с. 8].

Проводя анализ потребительского кредитования в Росси разрешено выделить положительные и отрицательные черты.

К положительным можно  отнести:

  • приобретение банками стабильно высокой прибыли;
  • повышение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
  • увеличение покупательной платежеспособности;
  • увеличение клиентской базы, как для банков, так для торговых организаций.

К отрицательным можно отнести:

  • повышение риска невозвратности денежных средств, для банков;
  • значительные переплаты за товар, которые покупает клиент [24, с. 15].

Тем не менее, комплексная  реализация программ потребительского кредитования несет для экономики  страны больше положительных тенденций, ежели отрицательных. Однако, сохранение потребительского в тех формах, которые  оно носит в текущее время жутко проблематично.

Однако, уже в ближайшем  будущем, следуя мировым тенденциям развития потребительского кредитования, в нашей стране банковское розничное  направление трансформирует в три  основных направления:

  • кредитование на пластиковые карты;
  • автокредитование;
  • ипотечное кредитование.

В заключении необходимо отметить, что в настоящий миг потребительского кредитования живо развивается в нашей стране, что положительно сказывается на экономике как банковского сектора, так и экономике России в целом.

Экономический кризис и  его возможные последствия для  банковского сектора России, особенно в сфере потребительского кредитования, – это одна из самых обсуждаемых  на сегодня тем в российской прессе.

«Потребительское кредитование становится одним из приоритетных направлений розничного бизнеса, поскольку его основой являются короткие деньги и диверсификация рисков невозвратов за счет распределения маленьких кредитов на большое количество заемщиков. Банкротство одного крупного корпоративного клиента для банка можно приравнять к банкротству сотен тысяч заемщиков – физических лиц. Конечно же, последнее – менее вероятно» [25, с. 19].

Оценки возможности  развития потребительского кредитования для всего банковского сектора  достаточно благоприятны. Но чего следует ждать простым заемщиками, ведь понятно, что экономический кризис всегда больно бьет по карманам простых потребителей. К сожалению, кредит будет взять сложнее и дороже для потребителя – это связано с проблемами ликвидности у банков. Кроме того, ужесточатся требования к заемщику – в целях уменьшения потенциальных рисков роста просроченной задолженности. Автор полагает, что темпы роста кредитов существенно снизятся в целом по стране.

В период кризиса большее внимание уделяется качеству, то есть надежности заемщика. Ужесточатся требования к количеству документов, подаваемых для оформления займа, повысятся требования к уровню дохода, справка об официальной зарплате (2-НДФЛ) будет обязательной и цифра в ней должна стоять более впечатляющая, чем это было ранее.

Ситуация напоминает старую шутку: чтобы получить кредит в банке, нужно доказать, что он тебе не нужен. И даже этого может быть недостаточно. В мире потребительского кредитования упорно ходят слухи о том, что может возродиться кредитование под залог (ювелирных украшений, дорогой бытовой техники, например холодильника или стиральной машины). Ситуация в этом секторе банковского бизнеса может вернуться к уровню конца 1990-х годов.

Информация о работе Перспективы развития потребительского кредитования в коммерческом банке на примере ОАО «Уралтрансбанк»