Пластиковые карты ОАО "СБ РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:25, дипломная работа

Описание

Первые карточки - карточки постоянных клиентов - магазины стали выдавать еще в 1914 году. Привычный вид карточка приобрела в 1928 году, с началом выпуска металлических прямоугольных пластинок компанией Farrington Manufacturing.
Современная система банковских расчетов, до сих пор эффективно используемая в карточном секторе, была впервые реализована в 1946 году Flatbush National Bank в Нью-Йорке. Клиенты банка могли приходить в крупные магазины Нью-Йорка без денег и покупать товары. Взамен покупок клиент выдавал расписку, которая отправлялась в банк, где магазину возмещались все расходы деньгами, взятыми с личного счета клиента банка.

Работа состоит из  1 файл

5- Основной текст.doc

— 1,017.00 Кб (Скачать документ)

   Карты без лицевого счета - это предоплаченные неименные карты. В случае с такими картами банк может выступать  в качестве распространителя карты, оказывающего по соглашению с компанией-эмитентом еще некоторые информационные услуги клиентам. Полученные от клиента денежные средства банк-распространитель сначала аккумулирует на транзитном счете, а потом по соглашению с компанией-эмитентом перечисляет на счет компании [28].

   Карты со счетом тоже могут быть неименными, хотя в большинстве своем они  все-таки именные (примером неименной  карты с лицевым счетом может  служить Visa Instant Issue, Maestro Prepaid) [37].

   Особый  случай - карта с чипом, реализованная как электронный кошелек. У чиповой карты тоже имеется лицевой счет, но режим его ведения отличается от режима лицевого счета традиционных карт. Обычная карта сама по себе не содержит информации о состоянии счета, она является как бы инструментом доступа к расчетному счету (или инструментом для оформления платежного документа для последующего списания со счета суммы операции - в случае с неавторизованной операцией). Соответственно в момент зачисления банком денежных средств на карточный счет, к которому привязана обычная платежная карта, на саму банковскую карту никакого зачисления не производится. Другое дело - карта типа электронный кошелек: в момент ее пополнения остаток на лицевом счете уменьшается на сумму, на которую было произведено пополнение карты. Так что на карте действительно появляется электронная наличность, в результате чего и становится возможной и безопасной (с точки зрения возникновения овердрафта по счету) авторизация операций в режиме офлайн [32].

   Как любой продукт, предназначенный для розничной продажи, платежные карты ориентированы на массовый рынок. Поэтому карточные продукты, предлагаемые платежными системами и компаниями, максимально стандартизованы [9, с. 32-33]. В каждой платежной системе есть карточные продукты, ориентированные по трем основным клиентским сегментам: массовый клиент (карты класса Standard), состоятельный клиент (класс Gold), элитный клиент (карты типа Infinite, Platinum).

   Кроме того, предусмотрены специальные  продукты для корпоративных клиентов (класс карт Business). В последние годы в связи с развитием Интернета и электронной коммерции появляются карты, предназначенные для использования в данной области.

   Российские  банки - члены платежных систем на базе стандартных карточных продуктов  платежных систем создают свои стандартные продукты. Для каждого из таких продуктов, как правило, утверждаются единые тарифы по выпуску и обслуживанию, разрабатываются стандартные клиентские договоры, схемы проводок по операциям и т.д.

   Но  электронные банковские услуги являются динамично развивающимися инструментами банковской системы, поэтому ключевым элементом этой системы, могут и должны стать универсальные пластиковые карты, что вызывает необходимость добавить новый классификационный признак в отношении пластиковых карт по функциональному назначению, что представлено на рисунке 2. 
 

       
 

   Рисунок 2 - Классификация банковских пластиковых  карт

   по  функциональному назначению 

   Стандартная карта - карта, по которой совершают  дебетовые и/или кредитовые схемы расчетов, являющаяся носителем информации об одном банковском счете [12, с. 35].

   Универсальная банковская пластиковая карта –  это электронное платежное средство, аналогичное стандартным, широко распространенным банковским картам, но позволяющее, в свою очередь, иметь несколько банковских счетов на одном физическом носителе. Универсальные банковские пластиковые карты необходимо внедрять в систему банковского обслуживания Сбербанка России, так как это даст возможность пользователю карты идентифицироваться в инфраструктурных подразделениях различных действующих банков и совершать привычный набор операций с большим удобством и безопасностью (рисунок 3) [10, с. 233]. 

       
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 3 - Информационное содержание универсальной  пластиковой карты 

   Универсальные пластиковые карты выполняют ряд функций, свойственных стандартным пластиковым картам, однако вместе с этим дают ряд принципиально новых возможностей своим владельцам.

   Главная особенность универсальной банковской пластиковой карты состоит в  том, что она хранит определенный набор информации и обеспечивает доступ к нескольким базам данных, что позволяет ей выступать одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов в сфере денежного обращения, способствуя унификации и повышению удобства оказываемых финансовых услуг в банковской среде.

   Преимущества  использования универсальной пластиковой  карты заключается в том, что на ней накапливает информация нескольких банковских подразделений и счетов, а создание единого расчетного центра в свою очередь усовершенствует механизм обработки всей информации о счетах держателя такой пластиковой карты, так как концентрация информационных потоков в едином центре позволит упростить систему контроля за совершаемыми операциями [11, с. 37].

   Расчет  с использованием универсальной  банковской пластиковой карты в совокупности с созданием Единого расчетного центра значительно упростит процесс банковского карточного бизнеса, поскольку усовершенствует механизм функционирования всех видов банковских пластиковых карт. Это приведет к снижению взимаемых комиссий за операции совершенные в любом платежном терминале, отменит необходимость обслуживания в банкоматах, принадлежащих одной банковской сети.

   Таким образом, представленные в экономической  литературе определении узко трактуют сущность банковских пластиковых карт, указывают только на их принадлежность к системе банковского кредитования и безналичных расчетов.

   Вместе  с тем, необходимо раскрыть трактовку  данного понятия, предложенную Ю.В. Всяких: «банковская пластиковая карта - является сложным банковским продуктом, являющимся одновременно техническим средством доступа и титулом закрепленного за ней банковского счета, а также пакетом банковских услуг, предназначенных для осуществления безналичных операций» [10, с. 234]. Данное свойство карты определяет ее возможности использования в качестве персонифицированного инструмента безналичных расчетов при условии наличия специальной инфраструктуры технической поддержки.

    1.2 Роль и место пластиковых карт в общей системе банковских продуктов 

   За  недолгую историю современного банковского бизнеса российские банки постепенно прошли путь от сугубо корпоративных к универсальным финансовым организациям, в деятельности которых значительную роль играет розничный бизнес. Развитие розничных операций практически всех универсальных банков начиналось с условно розничных операций, обслуживания зарплатных проектов корпоративных клиентов [21, с.18].

   Рынок платежных карт - один из наиболее перспективных  сегментов банковского бизнеса в России. Его развитие - важный фактор в решении задач расширения доступности платежных услуг населению, сокращения наличных и развития безналичных расчетов в области розничных платежей [7].

   Государство заинтересовано в развитии безналичных  платежей и объясняет это увеличением  «прозрачности» денежных расчетов и необходимостью снижения затрат на производство денег (приводятся данные, что на производство одной копейки тратится 20 коп.) [29].

   Кроме того, существующая практика внедрения  социальных карт в отдельных регионах показывает, что прямой экономический эффект в виде экономии достигает 25-30% бюджетных средств, выделяемых на различные социальные программы. Это происходит за счет:

   - создания прозрачной системы  учета фактически предоставленной  социальной помощи и повышение контроля над исполнением бюджетов различных уровней и финансовыми потоками.

   - повышения полноты, достоверности  и оперативности учета лиц,  имеющих право на адресную  социальную помощь, в том числе  своевременного прекращения выплат гражданам, утратившим право на получение социальной помощи, исключение дублирующих выплат.

   - снижения потерь от нецелевого  использования бюджетных средств,  выделяемых на оказание социальной помощи.

   - стимулирования российского производства  карт и терминального оборудования в рамках реализации масштабного проекта национального уровня [19].

   Универсальный характер пластиковой карты как  платежного инструмента позволяет успешно решать различные задачи в социальной и бюджетной сферах. Поэтому рынок банковских карт может служить своеобразным индикатором развитости банковской системы, уровня банковской культуры, степени благосостояния жителей и их доверия к банкам.

   Региональные  банки активно вовлекаются в  процесс обслуживания финансовых потоков региона, расширяют свою клиентскую и ресурсную базу, повышают инвестиционный потенциал, который может быть задействован в финансировании региональной экономики и различных региональных программ.

   Администрация субъекта Федерации, решая государственную  задачу, принимает активное участие в создании и управлении региональными процессинговыми центрами по обработке социальных транзакций [19].

   В целом государство одобрительно относится к картам и карточным  расчетам и, что очень важно, такое отношение не меняется со времен выпуска первых платежных карт в России, да и вряд ли изменится в обозримом будущем. Под таким позитивным отношением есть объективная основа - карточные расчеты являются механизмом обезналичивания денежных потоков населения и компаний. Как известно, безналичный поток, проходящий через банковскую систему, наиболее доступен для контроля, анализа и, в конечном счете, удобен для налогообложения. К тому же при этом легче контролировать трансграничную платежную активность [17, с.16].

   Почему  все большее число организаций  и учреждений переходят на безналичную выплату заработной платы? Такая форма расчетов с персоналом позволяет:

   - максимально упростить процедуру  выдачи заработной платы;

   - сократить объем кассовых операций;

   - не депонировать неполученную  зарплату и не сдавать остатки  на счет в банк или лицевой  счет в Казначействе;

   - сократить расходы по доставке наличности в кассу организации или учреждения, снять проблемы, связанные с хранением денежных средств;

   - создать условия полной конфиденциальности  информации о заработной плате работников;

   - дополнительно гарантировать безопасность денежных средств (в случае утери или кражи карточки, ее можно заблокировать - деньги останутся на счете);

   - оперативно получать заработную  плату в любое удобное время  и в необходимой сумме (в пределах суммы на счете);

   - начислять проценты на остаток  денежных средств (при условии, что это прописано в договоре между учреждением и банком) [29].

   Использовать  пластиковые карты можно при  расчетах, связанных с хозяйственной деятельностью организаций, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов.

   Согласно  п. 2.5 Положения № 266-П от 24.12.2004 г. [2] осуществлять такие расходы учреждения могут как на территории РФ, так  и за ее пределами. В связи с  этим оплата командировочных и представительских  расходов может производиться как в валюте РФ, так и в иностранной валюте.

   Но  на сегодняшний момент банковская карта  стала значительно интереснее для  потребителя, так как приобрела  дополнительные функции.

   Владельцы карт многих банков имеют возможность  круглосуточно управлять своим счетом, получать актуальную информацию посредством Интернета и мобильного телефона, пользоваться бонусами и скидками, предоставляемыми банками в сети торгово-сервисных предприятий, а также самостоятельно выбирать набор необходимых функций в зависимости от вида карты. Большой популярностью стали пользоваться карточные услуги, оказываемые посредством мобильного телефона [36].

   Например, для клиентов банка – держателей социальной карты можно выделить следующие выгоды от использования банковской карты:

   1. Повышение качества обслуживания льготников.

Информация о работе Пластиковые карты ОАО "СБ РФ"