Пластиковые карты ОАО "СБ РФ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:25, дипломная работа

Описание

Первые карточки - карточки постоянных клиентов - магазины стали выдавать еще в 1914 году. Привычный вид карточка приобрела в 1928 году, с началом выпуска металлических прямоугольных пластинок компанией Farrington Manufacturing.
Современная система банковских расчетов, до сих пор эффективно используемая в карточном секторе, была впервые реализована в 1946 году Flatbush National Bank в Нью-Йорке. Клиенты банка могли приходить в крупные магазины Нью-Йорка без денег и покупать товары. Взамен покупок клиент выдавал расписку, которая отправлялась в банк, где магазину возмещались все расходы деньгами, взятыми с личного счета клиента банка.

Работа состоит из  1 файл

5- Основной текст.doc

— 1,017.00 Кб (Скачать документ)

   Российская  платежная система «Золотая Корона»  была создана в конце 1994 года в  Новосибирском Академгородке. Основная ставка делалась на высокотехнологичные микропроцессорные карты, которые обеспечивают полную безопасность и возможность работы без подключения к Интернету [16]. Электронные предоплаченные карты можно использовать для гашения кредитов. На конец 2006 года банки выдали населению в качестве кредитов 2,148 млрд. руб. В 2007 году, объем кредитов, выданных населению, составил 9% от внутреннего валового продукта, в 2009 году превысил 10% ВВП. Поэтому все более актуальной становится проблема удобства гашения этих ссуд для клиентов и отсутствия просрочки для банков.

   Проблема  роста рисков при кредитовании населения остается актуальной.

   В России в 2006 году рост задолженности  составлял 1,9%, в 2007 году доля просроченных кредитов физических лиц достигла величины 2,7%, к концу 2011 года рост задолженности  прогнозируется в пределах 4,5- 4,8% (рисунок 4). 

   

   Рисунок 4 - Динамика роста доли просроченных кредитов физических лиц 

   В исследовании «Российские банки  в розничном бизнесе», проведенном  агентством «РусРейтинг», говорится о том, что уровень просроченной задолженности у банков различается от 28% в сегменте экспресс-кредитования до 1% в сегменте долгосрочного кредитования в валюте.

   При этом объем просроченной задолженности  у банков по розничным кредитам вырос за первое полугодие 2010 года более чем на 40% и превысил 63 млрд. рублей. Объем невозврата кредитов, выданных по пластиковым картам, вырос с начала 2010 года в два раза и составляет сегодня не менее 14%.

   Аналитики видят причины роста просроченной задолженности не только финансово-экономическом кризисе, но и в невнимательности банков к каналам погашения кредитов.

   Федеральные банки-лидеры потребительского кредитования обеспечили только инфраструктуру для выдачи кредитов – максимально приблизив ее к клиенту, но не создали достаточно широкой сети для гашения кредитов.

   Соответственно, они вынуждены пользоваться услугами различных сторонних организаций (почта, другие кредитные учреждения, которые заинтересованы в получении постоянного безрискового дохода). В результате население получило неудобный процесс гашения кредитов, а очереди в офисах банков не стимулируют клиентов к своевременному погашению обязательств перед кредитными организациями [18].

   Банкам  необходимо помнить, что, расплатившись  с одним кредитом, добросовестный заемщик (а именно он представляет ценность для коммерческих банков) будет выбирать банк-кредитор по ряду критериев, среди которых неизбежно окажется: репутация банка-кредитора, качество услуг, ясное и понятное сопровождение кредита, предоставляемые возможности по погашению кредита – доступность и оперативность.

   Совершенно  очевидно, что клиент обратиться в этот же банк за повторным кредитом, если все вышеперечисленные факторы полностью его устроят.

   Таким образом, задача снижения просроченной задолженности, которая влияет и на снижение сумм, отвлекаемых для размещения в качестве резерва на возможные потери по ссудам (РВПС), очень остро стоит перед банками.

   Несмотря  на это банковские карты - один из наиболее привлекательных сегментов рынка банковских розничных услуг - на протяжении последних лет демонстрируют динамичный рост по всем показателям, на сегодняшний день в России на одного жителя приходится менее одной банковской пластиковой карты, в то время как средний мировой показатель - более трех.

   Как свидетельствуют данные исследования Business-Vision «Поведение потребителей на рынке банковских пластиковых карт», только треть населения России (35%) пользуется банковскими картами [30, с. 25].

   В карточном профит-центре, как и  в любом бизнесе, одним из основных является вопрос об управлении доходностью. 

   Доходность = (Доход - Издержки) * 100%:Издержки 

   Как видно из математического представления, управлять необходимо доходами и издержками, возникающими в связи с деятельностью картподразделения.

   Как известно, доходы в карточном бизнесе  делятся на две различные категории: операционные доходы и доходы, связанные с привлечением и использованием денежных ресурсов, размещенных клиентами на различных счетах. На более развитых рынках объем вложенных в картбизнес ресурсов больше объема привлечения, так как картпрограммы состоят в основном из кредитных карт. Более того, ресурсные доходы составляют очень часто более половины всех доходов картпрограмм. На отечественном, «дебетовом», рынке ситуация прямо противоположная – «привлеченка» доминирует.

   По  мнению авторов [20, 21] ценность операционных доходов, вообще говоря, более высокая, чем процентных.

   Операционный  доход - это непосредственная продажа  услуг без процентных рисков. Процентный же доход - это всегда кредитный риск, а привлечение ресурсов само по себе для банка еще отнюдь не означает заработок. Работа с ресурсами может при определенных условиях обернуться и потерями.

   В современной зарубежной практике идеальным  соотношением считается 50/50 - распределение  между процентным и операционным (неторговым) доходом. В российской (да и зарубежной) практике доля операционного дохода всегда ниже и составляет в лучшем случае 30%. Остальные 70% приходятся на так называемый вмененный доход от использования привлеченных ресурсов.

   Многие  российские банки, к сожалению, по различным  соображениям включаются в гонку за ресурсами, и в этих целях подчас опускают тарифы по операциям до уровня ниже себестоимости. Такой подход представляется неоправданным и крайне вредным даже без оглядки на зарубежный опыт [38].

   Карточные услуги в разных своих видах можно  условно разделить на две категории: массовые и штучные, индивидуальные. К первым можно отнести эмиссионные услуги (кроме зарплатных проектов) и услуги по выдаче наличных. К услугам штучным - зарплатные проекты и эквайринг.

   В отношении услуг массовых целесообразно  иметь единые тарифы (быть может, с региональными поправками), утвержденные по банку в целом, и бизнес следует строить на их применении. Другое дело - штучные услуги. Корпоративные услуги всегда связаны с переговорами и индивидуальным подбором ценовых параметров. Чем сложнее услуга, тем больше сил и времени уходит на обсуждение цены. Для крупного зарплатного проекта этот период может растянуться на год и более. При этом следует иметь в виду, что де-юре банк обязан иметь утвержденные тарифы на все предоставляемые услуги, а ценовые отклонения должны быть обоснованы спецификой того или иного проекта.

   При ведении любой картпрограммы  необходимо контролировать степень  диверсификации доходов. Есть как минимум две важнейшие оси диверсификации. Первая - диверсификация по видам доходов. То есть в общем объеме доходов доли, приходящиеся, например, на эквайринг и эмиссию, в идеале должны быть равны (если банк проводит комбинированную стратегию). Если стратегия банка связана только с эмиссионными операциями, то должна соблюдаться пропорция между, например, исчисленными по валу доходами, получаемыми от зарплатных карт, и карт, выпушенных банком для физических лиц. Поддержание пропорции зависит от простановки приоритетов и перераспределения ресурсов внутри подразделения. Вторая ось - региональная диверсификация. Многофилиальный банк не должен мириться с концентрацией карточной программы в головном офисе (а на практике часто складывается именно такая ситуация). Перекос в этом вопросе означает слабую работу менеджмента картподразделения на местах, в отделениях и региональных филиалах [21].

   По  сути, степень диверсификации - это  критерий устойчивости и выживаемости бизнеса в неблагоприятных условиях в самом широком смысле слова. Принцип диверсификации можно применять и в других вопросах - например, диверсификация относительно платежных систем, поставщиков оборудования и т.д.

   Желательно  также поддерживать равномерное  распределение дохода по картсчетам (мечантам), но, по мнению Н.В. Калистратова это - слабоуправляемый процесс [20, с. 37].

   Таким образом, в сфере денежного обращения  банковские пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. Они представляют собой особый инструмент платежа, обладающий дебетовыми и кредитными возможностями.

   Банковские пластиковые карты предназначены для безналичной оплаты товаров и услуг со счета клиента банка, а также для получения клиентом наличных денег со своего счета через банкоматы соответствующей платежной системы. В связи с этим возникает потребность в формировании нормативной базы для регулирования взаимоотношений субъектов финансового рынка, осуществляемых в электронной (документарной) форме с использованием банковских пластиковых карт.

   Однако  до сих пор электронный финансовый рынок в России практически не урегулирован специальным законодательством. Соответственно нет и нормального правового механизма реализации интересов, а также защиты прав участников данного рынка [12].

   Примечательно, что в настоящее время такая  сложная операция, как выполнение платежей электронным способом, в том числе и с использованием пластиковых карт, регламентируется фактически только соглашением сторон и не является предметом непосредственного (прямого) регулирования действующего российского законодательства или регулируется исключительно фрагментарно [3, с. 14].

   2 Исследование организации банковского обслуживания пластиковыми картами в Каслинском ОСБ

    2.1 Краткая организационно-правовая характеристика  

   Каслинский  филиал Уральского отделения № 7032 Сбербанка России осуществляет свою деятельность на территории города Касли как отделение Челябинского банка ОАО Сбербанк России. Сбербанк России является открытым акционерным обществом, главным акционером которого является Банк России (60,25% акций). 

   

   Рисунок 5 - Структура акционеров ОАО «Сбербанк России» 

   Сочетание государственного и частного капитала в структуре акционерного капитала Сбербанка позволяет достичь  баланса между устойчивостью  и стремлением к повышению эффективности. Филиальная сеть Сбербанка состоит из 18 территориальных банков и более 20 тыс. отделений, дополнительных офисов и других внутренних структурных подразделений, а также около 21 тыс. банкоматов. По величине филиальной сети (2934 учреждений) Челябинский банк считается самым крупным среди всех территориальных банков Сбербанка России, а Каслинский филиал – один из самых крупных в Челябинской области. Каслинский Челябинского банка, являясь территориальным отделением банка ОАО Сбербанк России, было создан в результате реорганизации и действует в соответствии с законодательством РФ, Уставом Сбербанка России, в соответствии с Кодексом корпоративного управления и дивидендной политикой ОАО Сбербанк России. Организационно-правовая характеристика Каслинского филиала СБ РФ представлена в таблице 1. 

   Таблица 1 - Организационно-правовая характеристика Каслинского филиала СБ РФ

Право на осуществление банковских

операций

Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года
Номер подразделения 0167032
Почтовый  адрес: 456830, Челябинская обл., г.Касли, ул.Революции д.2
Приемная  банка: (35149)22243
Реквизиты банка
Для расчетов:

Получатель:

ФАК СБ РФ ОАО  Каслинское отделение №7032
Банк  получателя: Челябинский банк Сбербанка России
ИНН: 7707083893
БИК: 043601607
Корсчет: 30101810200000000607
Код
ОКВЭД: 65.12
ОКПО: 02750515
ОКОНХ 96130
КПП: 631602006

Информация о работе Пластиковые карты ОАО "СБ РФ"