Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:25, дипломная работа
Первые карточки - карточки постоянных клиентов - магазины стали выдавать еще в 1914 году. Привычный вид карточка приобрела в 1928 году, с началом выпуска металлических прямоугольных пластинок компанией Farrington Manufacturing.
Современная система банковских расчетов, до сих пор эффективно используемая в карточном секторе, была впервые реализована в 1946 году Flatbush National Bank в Нью-Йорке. Клиенты банка могли приходить в крупные магазины Нью-Йорка без денег и покупать товары. Взамен покупок клиент выдавал расписку, которая отправлялась в банк, где магазину возмещались все расходы деньгами, взятыми с личного счета клиента банка.
Каслинский филиал Сбербанка в г. Касли действует на основании генеральной лицензии Сбербанка России №1481 на право совершения банковских операций и сделок в РФ и за ее пределами.
Анализируемое отделение СБ РФ не является юридическим лицом, и осуществляет свою деятельность в пределах прав, оговоренных в доверенности территориального отделения – Челябинского банка Сбербанка России. Организационная структура отделения банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений и служб. Главное назначение органов управления – обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. Организационная структура дополнительного офиса Каслинского ОСБ представлена на рисунке 6.
Рисунок
6 - Организационная структура
В штате допофиса Каслинского ОСБ – 9 человек. Из них: Заведующий дополнительным офисом – 1 чел.; Заместитель заведующего - 1 чел.; Старший контролер-кассир/Администратор - 4 чел.; Контролер-кассир – 3 чел.
Руководство Каслинского ОСБ осуществляет заведующий, который осуществляет: общее руководство отделением банка; обеспечивает устойчивую, эффективную работу отделения; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отделение задач, распределяет обязанности между своими заместителем и администраторами; в установленном Сбербанком России порядке распоряжается имуществом и денежными средствами; заключает от имени Сбербанка России кредитные и хозяйственные договоры с юридическими и физическими лицами.
Каслинское ОСБ осуществляет следующие банковские операции: привлекает и размещает денежные средства физических лиц, открывает и ведет банковские счета физических лиц, инкассирует денежные средства и расчётные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических лиц, покупает и продаёт иностранную валюту в наличных и безналичных формах у физических лиц, доверительно управляет денежными средствами по договору с физическими лицами, оказывает консультативные и информационные услуги, осуществляет операции с ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ, осуществляет обслуживание карт платежных систем Visa, Visa Electron, Visa Plus, MasterCard, Maestro, Cirrus, Сберкарт,American Express.
Специфика организации работы с клиентурой допофиса Каслинского ОСБ зависит, прежде всего, от категории клиента. Основным клиентом допофиса являются физические лица.
Поэтому допофису Каслинского ОСБ предоставлено право на совершение следующих кредитно-расчетных и других операций в рублях и иностранной валюте:
1.
Привлекать и размещать
2.
Осуществлять расчеты по
3.
Открывать и вести счета
4. Привлекать и размещать средства и управлять ценными бумагами по поручению клиентов.
5.
Привлекать и размещать
Отделение совершенствует ведение наличных и безналичных операций в национальной валюте, стремится обеспечить высокую скорость прохождения платежей.
В допофисе Каслинского ОСБ, как и во всем Челябинском банке, применяются различные формы расчётов и гибкая тарифная политика, повышается качественный уровень работы с клиентами.
Решён ряд технических проблем: отделы и службы банка обеспечены современными технологиями с использованием средств автоматизации, что позволило повысить безопасность банковских операций, скорость проведения платежей.
Таким
образом, деятельность допофиса Каслинского
ОСБ с клиентом охватывает все стороны
деятельности банка с физическими лицами
от привлечения клиента в банк до проведения
операций с банковскими картами операций
по его счетам.
2.2 Анализ системы организации
банковского обслуживания пластиковыми
картами
Реализация товаров и услуг - важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения.
Целью политики руководства Сбербанка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, - увеличение получаемой прибыли. Одним из таких направлений является расчеты с помощью пластиковых карт.
Услуги для физических лиц являются одним из приоритетных направлений банковского бизнеса.
В
конце 2010 года на рынке банковских услуг,
предоставляемых физическим лицам,
сложилась непростая ситуация. При
этом Сбербанк продолжал активно
кредитовать население и
К сожалению, по итогам 2010 года на фоне нестабильной ситуации на финансовых рынках остаток средств физических лиц в Каслинском отделении уменьшился на 2,7%, но ажиотажного изъятия клиентами своих сбережений не было. Отток средств в целом по Сбербанку на конец 2010 года составил – 2,9%, в целом по банковской системе около 5-7%, в отдельных банках – 15-20% [31, с. 66].
Это связано, в первую очередь тем, что в анализируемом отделении Сбербанка организация банковского обслуживания пластиковыми картами определена, в первую очередь, стратегией развития ОАО Сбербанк данного сектора розничного банковского бизнеса. Развитие рынка банковских услуг для физических лиц заставило пересмотреть стратегию ведения бизнеса, и внести изменения во все аспекты своей работы.
Во-вторых, в Каслинском ОСБ создан Отдел банковских карт (карточный центр) – подразделение, ответственное за функционирование карточных и близких к ним высокотехнологичных продуктов в Каслинском отделении.
В-третьих, отдел банковских карт Каслинского отделения приветствует и стимулирует предложения по совершенствованию обслуживания банковскими картами, которые поступают от отделений и допофисов.
В
анализируемом структурном
1)
Международные карты Viza, Eurocard/MasterCard
– карты Classic и Gold предназначены
для среднего класса и
2) Международные дебетовые карты Сбербанк–Maestro, Сбербанк–Visa Electron - предназначены для работающих граждан для выплаты заработной платы, а также для пенсионеров и молодежи в части перечисления пенсий, социальных выплат, стипендий.
3)
Микропроцессорные карты АС
4)
Предоставление торговым
Все виды банковских карт Сбербанка России представлены на рисунке 7.
Большая часть всех эмитированных Сбербанком карт - дебетовые. Доля кредитных карт, выпуск которых Сбербанк начал весной 2009 года, на 1 июля составляла 0,6% (или 213,6 тыс. карт).
Первоначально
Сбербанк только до конца 2009 года планировал
выпустить 300 тыс. карт. Однако из-за начавшегося
кризиса выполнить план не удалось
(объем эмиссии кредиток на конец
2009 года составил 111 тыс. карт). С учетом
такого результата план по выпуску
кредитных карт на 2010 год был пересмотрен.
К концу 2010 года объем эмиссии кредитных
карт должен был составить 500 тыс. карт,
говорилось в ответе Сбербанка на официальный
запрос «Ъ», сделанный в начале года.
Рисунок
7- Банковские карты Сбербанка
Сбербанк обладает огромной клиентской базой, причем немалую часть ее составляют граждане, обслуживающиеся в рамках зарплатных проектов. Только снизив требования по доходу потенциального владельца карты, Сбербанк вполне сможет выйти на объем эмиссии кредиток в 500 тыс. штук.
Однако, согласно опубликованным результатам работы банка с пластиковыми картами за шесть месяцев 2010 года, Сбербанк не выполнил план эмиссии кредиток и на треть, выпустив на 1 июля 213,6 тыс. кредитных крт. Объем эмиссии карт ближайшего конкурента Сбербанка - ВТБ 24 - в 2,5 раза больше [43].
Первая кредитная карта с официальной символикой XXII Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи также выпускается Сбербанком. Уникальный дизайн кредитной карты Visa Сбербанка Росси «Сочи 2014» был определен по результатам всероссийского конкурса «Твой дизайн карты Visa Сбербанка России к XXII Олимпийским зимним играм 2014 г. в Сочи» [33].
Сберкарт - внутрибанковская карта Сбербанка России, она может быть использована только в банкоматах и кассовых терминалах банка, а также в торговых точках, где установлены терминалы Сбербанка. На сайте банка с помощью карты может быть установлена возможность оперировать счётом через Интернет. Сберкарт - микропроцессорная карта от Сбербанка. Банкоматы и терминалы сторонних банков и интернет-магазины, за редкими исключениями, не принимают подобные карты.
Международные пластиковые карты используются в международной системе платежей. Наиболее популярные - Visa (Visa Electron, Visa Classic, Visa Gold) и Mastercard (Cirrus, Maestro, Mastercard). В большинстве случаев они являются дебетовыми и, как правило, не позволяют производить электронные платежи через Интернет. Это повышает безопасность их использования. Эти карты - самые дешёвые по стоимости выпуска и обслуживания.
Электронные
карты Visa (Золотые, Классические и Электронные)
входят в платежную систему Visa Int. Эмиссия
осуществляется через ГПЦ (главный процессинговый
центр). Карточные продукты на основе платежной
системы Visa Int. представлены на рисунке
8.
Рисунок
8 - Карточные продукты на основе карт платежной
системы Visa Int.
Карты Visa Classic и Mastercard бывают как дебетовые, так и кредитовые, а также позволяют рассчитываться через Интернет. Карты серии Gold - наиболее престижны и подчёркивают солидность его обладателя. Часто используются как элемент имиджа.
Процедура
оформления карт представлена в таблице
2.
Таблица 2 - Порядок оформления банковских карт в Каслинском ОСБ
Visa Classic | Visa Gold | Сбербанк-Maestro, Сбербанк Visa-Electron |
Написание заявления в АС филиале, выдача памятки держателя карты | ||
Выдача условия использования карты | ||
В АС филиале разрешение выпуска | Открытие счета карты в момент написания заявления, приходный ордер – 2 экз. | |
Выпуск карты – 8 рабочих дней | Выпуск карты – 8 рабочих дней | |
Открытие счета карты в момент выдачи карты клиенту | Выдача карты клиента, 203 ордер – 2 экз. | |
Открытие счета, приходный ордер – 2 экз. | Выдача карты, 203 ордер – 1 экз. | |
Заявление об изменении данных с указанием нового счета клиента | Выдача условия использования карты. | |
Сообщение о выдачи карты |