Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:25, дипломная работа
Первые карточки - карточки постоянных клиентов - магазины стали выдавать еще в 1914 году. Привычный вид карточка приобрела в 1928 году, с началом выпуска металлических прямоугольных пластинок компанией Farrington Manufacturing.
Современная система банковских расчетов, до сих пор эффективно используемая в карточном секторе, была впервые реализована в 1946 году Flatbush National Bank в Нью-Йорке. Клиенты банка могли приходить в крупные магазины Нью-Йорка без денег и покупать товары. Взамен покупок клиент выдавал расписку, которая отправлялась в банк, где магазину возмещались все расходы деньгами, взятыми с личного счета клиента банка.
Организация банковского обслуживания пластиковыми картами в Каслинском ОСБ направлена на упрощение процедуры оформления карт и ускорения информации об их продвижении.
В Каслинском отделении управление организацией банковского обслуживания пластиковыми картами осуществляется по схеме, представленной в Приложении А.
Благодаря
эффективной системе
Два банкомата, оборудованных специальными модулями (Cashin), позволяют клиенту самостоятельно пополнять свой карточный счет.
При
этом поступление денежных средств
по операциям с банковскими
-
ГПЦ (главный процессинговый
-
ТПЦ (территориальный
Обслуживание клиентов с использованием пластиковых карт по-прежнему остается одним из приоритетных направлений развития розничного бизнеса в Каслинском ОСБ.
Но все-таки главной тенденцией в секторе платежей можно назвать не только их полную автоматизацию, но и предельную мобильность. Все большую популярность приобретают услуги дистанционного обслуживания клиентов посредством самых разнообразных способов доступа: интернет, мобильный и стационарный телефоны.
Уже достаточно распространенным является управление счетом посредством специальной операционной системы, установленной на компьютере клиента. Для клиента эти способы оплаты услуг гораздо более удобны, чем через банкомат, потому что нет необходимости куда-то специально идти. В Каслинском ОСБ такие системы представлены «Мобильным банком» и «Сбербанком ОнЛ@йн».
Мобильный банк - это комплекс услуг, предоставляемых Сбербанком России посредством мобильной связи держателям банковских карт Сбербанка России, кроме карт Сберкарт и электронно-дебетовых карт Поволжского и Северо-Западного банков Сбербанка России, номера которых начинаются с цифр 676280541, 639002541, 676195, 639002551.
«Мобильный банк» позволяет производить оплату услуг мобильной связи, оперативно блокировать карту с мобильного телефона.
Услуга «Мобильный банк» предоставляется по международным банковским картам Сбербанка России: Visa Gold, Gold MasterCard, Visa Business, MasterCard Business, Visa Classic, MasterCard Standard, Сбербанк-Maestro, Сбербанк-Visa Electron, Сбербанк-Maestro «Социальная», Сбербанк-Maestro «Студенческая».
Тариф взимается со счета банковской карты, указываемого в Заявлении на подключение к «Мобильному банку»/ отключение от «Мобильного банка», ежемесячно. Стоимость SMS-сообщения, формируемого Держателем карты с целью получения указанных услуг, оплачивается им самостоятельно по тарифам операторов мобильной связи.
В настоящее время существуют полный и экономный пакеты услуги Мобильный банк. В случае выбора экономного пакета из Мобильного банка исключается услуга «уведомления об операциях по карте». При подключении к полному пакету «Мобильного банка» взимается ежемесячная абонентская плата. При подключении к экономному пакету «Мобильного банка» ежемесячная абонентская плата не взимается.
Однако «Мобильный банк» в Каслинском отделении рассматривают как перспективный и полноценный канал удаленного обслуживания клиентов. Опыт Сбербанка говорит о том, что услуги, предоставляемые на базе мобильной телефонии с помощью коротких сообщений (SMS-услуги) востребованы российским рынком как никогда ранее. Сегодня Сбербанк России предоставляет услуги «Мобильного банка» 6 млн. клиентов и продолжает наращивать темпы подключения новых пользователей.
Кроме того, с помощью «Мобильного банка» держатели карт Сбербанка могут приобретать товары и услуги через интернет.
Поэтому в планах Каслинского отделения - предоставление комплексного обслуживания через этот канал.
Данная услуга внедрена в Каслинском ОСБ с декабря 2009 года, по состоянию на 01.01.2010 года клиентами услуги «Мобильный банк» являются всего 9 человек.
Задача отделения - перевести на обслуживание через удаленные каналы большинство массовых операций. Это освободит операционно-кассовых работников от выполнения рутинных операций и обеспечит повышение качества обслуживания клиентов.
Система
«Сбербанк ОнЛ@йн» – комплекс
программно-аппаратных средств Банка,
предназначенный для
Услуга «Сбербанк ОнЛ@йн» к сожалению еще не внедрена в Каслинском отделении, так как многие функции системы не доработаны, например, коммунальные платежи через систему не принимаются.
Услуга
«Сбербанк ОнЛ@йн» очень
Каслинское
отделение стремится к
2.3 Анализ
доходности системы обслуживания пластиковыми
картами
Система управления организацией банковского обслуживания пластиковыми картами в Каслинском ОСБ, представленная в Приложении А, позволяет проследить динамику развития системы обслуживания клиентов банка пластиковыми картами и с помощью мобильного банка в безналичных платежах.
По итогам дня в отдел банковских карт отправляются данные об операциях, совершаемых клиентами допофиса с помощью банковских карт и мобильного банка, а также данные об остатках на счетах личных банковских карт, числящихся на балансе Каслинского ОСБ.
Данные показывают, что для обслуживания клиентов допофиса кредитные банковские карты не используются.
Это связано с тем, что Сбербанк не выполнил план эмиссии кредиток, выпустив на 1 июля 2010 только 213,6 тыс. кредитных карт, они внедряются в Московском регионе [14].
Динамика
выдачи пластиковых карт и подключения
к услуге «Мобильный банк» по Каслинскому
ОСБхарактеризуется показателями, представленными
в таблице 3 и в Приложении Б.
Таблица 3 - Динамика выдачи пластиковых карт по Каслинскому ОСБ (2008- 20010 гг.)
№ | Наименование показателя | Данные на конец года | ||
2008 | 2009 | 2010 | ||
1. | Общее количество личных карт, шт. | 119 | 242 | 518 |
1.1. | Выпущенных через ГПЦ | 18 | 29 | 62 |
- кредитных карт | - | - | - | |
- дебетовых карт | 18 | 29 | 62 | |
1.2. | Выпущенных через ТПЦ | 101 | 213 | 456 |
- кредитных карт | - | - | - | |
- дебетовых карт | 237 | 311 | 456 | |
2. | Мобильный банк, подключенный на личные карты ТПЦ и ГПЦ | 42 | 93 | 333 |
Данные таблицы 3 и Приложения Б, показывают, что наибольший рост наблюдается у услуги «Мобильный банк». Если в 2009 году по сравнению с 2008 годом прирост составил 121,4% (93/42*100%), то в 2010 году по сравнению с 2009 годом – уже 258,1% (333/93*100%).
При этом динамика роста общего количества личных банковских карт составила:
- в 2009 году по сравнению с 2008 годом – 103,4% (242/119*100%);
- в 2010 году по сравнению с 2009 годом – 114,0% (518/242*100%).
Полученные
данные сравним с динамикой остатков
на счетах личных МБК на балансе
по Каслинскому ОСБ (Таблица 4).
Таблица 4 - Динамика остатков на счетах личных МБК на балансе по Каслинскому ОСБ (2008-2010 гг.)
№ | Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1. | Остатки на счетах личных МБК на балансе, тыс. руб. | 348 | 707 | 1622 |
2. | Темпы прироста, % | - | +103,2 | +115,3 |
3. | Общее количество личных карт, шт. | 119 | 242 | 518 |
4. | Остатки на 1 личную карту, руб./шт. | 2924 | 2921 | 3131 |
5. | Темпы прироста, % | - 0,10 | +7,19 |
Таким образом, за два анализируемых года наблюдается рост остатков на счетах личных МБК в среднем на 7,0%, что ниже запланированных банком на 3,0% (7,0 - 10,0).
В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло снижение остатков на 1 личную карту, но такая тенденция наблюдалась по всему банковскому сектору, где снижение произошло в среднем на 15,0%.
Для более точного выявления тенденций по развитию обслуживания пластиковыми картами рассмотрим динамику выдачи банковских карт по Каслинскому ОСБ в 2010 году и выявим зависимость остатков на счетах личных МБК на балансе от числа выданных банковских карт и подключения к услуге «Мобильный банк».
Динамика выдачи пластиковых карт по Каслинскому ОСБ в 2010 году представлена в Приложении В.
Данные приложения показывают, что более высокие темпы роста наблюдаются у услуги «Мобильный банк». За 2010 год на эту услугу подключились 240 (333-93) клиентов допофиса, при этом темпы прироста составили: + 258,1% (240/93*100).
Общее количество выданных личных карт в 2010 году составило 276 шт. (518-242), при этом темпы прироста выдачи личных карт на конец 2010 года, по сравнению с началом составило +114,0% (276/242*100).
В
таблице 5 представлена динамика остатков
на счетах личных МБК на балансе по Каслинскому
ОСБ (по данным 2010 года).
Таблица 5 - Динамика остатков на счетах личных МБК на балансе по Каслинскому ОСБ (по данным 2010 года)
№ | Наименование показателя | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
1. | Остатки на счетах личных МБК на балансе, тыс. руб. | 844 | 868 | 1174 | 1622 |
- темпы прироста, % | - | +2,8 | +35,3 | +38,2 | |
2. | Общее количество личных карт, шт. | 272 | 354 | 428 | 518 |
- темпы прироста, % | - | +30,1 | +20,9 | +21,0 | |
3 | Остатки на 1 личную карту, руб./шт. | 3013 | 2452 | 2743 | 3131 |
- темпы прироста, % | - | -18,6 | +11,9 | +14,1 |