Роль местного бюджета в социальной защите населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание

Выбранная тема – Роль местного бюджета в социальной защите населения является в любые времена очень актуальной темой, тем, что без бюджета население не получит достойного жизнеобеспечения.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и функции местного бюджета;
- рассмотреть нормативно-правовую базу;
- дать характеристику расходов местного бюджета направленных на социальную защиту населения;

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 1.29 Мб (Скачать документ)


42

 

Введение

Как экономическая категория Бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода. К числу таких отношений относятся отношения по формированию доходов и осуществлению расходов.

Более десяти лет бюджетная система нашей страны находится в стадии перманентного реформирования и столько же времени – в кризисном положении. Решение задач первостепенной важности по наведению порядка в денежно-кредитной политике и налаживанию контроля за исполнением бюджетной дисциплины всеми участниками бюджетных правоотношений потребует реальных действий, направленных на постепенное вытеснение сложившейся практики использования бюджетных средств не по назначению, неисполнения бюджетных предписаний всеми уровнями органов власти, приводящей к недофинансированию и задержкам финансирования ряда важных направлений, и т.п.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук­ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении.

Выбранная тема – Роль местного бюджета в социальной защите населения является  в любые времена очень актуальной темой, тем, что без  бюджета население не получит достойного жизнеобеспечения.

Задачи  дипломной работы:

- раскрыть понятие и функции местного бюджета;

- рассмотреть нормативно-правовую базу;

- дать характеристику расходов местного бюджета направленных на социальную защиту населения;

- выявить пути оптимизации расходов местного бюджета.

Объект исследования бюджет Муниципального Образования  город Нягань.

При написании дипломной работы я руководствовалась следующими нормативно - правовыми актами: Гражданский Кодекс РФ; Конституция Российской Федерации, 1993года; Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г.); Федеральный Закон № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями ). М.: ООО «Витрем», 2004;  Федеральный Закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;   Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 ноября 2008 года № 132-оз «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Структура дипломной  работы состоит  из введения,  трех глав, заключения, списка  использованной литературы, приложений. Во введении обозначена актуальность темы, определены цели работы, предмет и объект исследования.

В первой главе даны понятия местного бюджета в Российской Федерации, сформулированы функции местных бюджетов.

Во второй главе  предоставлен Проект решения Думы города Нягани № 938 «О бюджете муниципального образования  город Нягань на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013  и приложение к нему классификации расходов бюджета города Нягани в ведомственной структуре расходов на 2011 год.

В третьей главе изложены пути оптимизации расходов местного бюджета.

В заключении сделан краткий обзор  основных выводов, сделанных в процессе работы.

В приложения  включают информационные материалы, иллюстрирующие процесс бюджета расходов МО города Нягань.


Глава 1. Основы построения местных бюджетов субъектов Российской Федерации

 

1.1 Понятие и функции местного бюджета

Бюджет – основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе. Перед государством в настоящее время стоит задача оздоровления финансовой системы и повышения эффективности ее функционирования. Решение данной задачи невозможно без наведения порядка в бюджетной системе.

Бюджеты всех уровней совместно образуют бюджетную систему. Бюджетная система РФ в соответствии со ст.6 БК РФ есть основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Российская Федерация – федеративное государство, поэтому в соответствии с БК РФ бюджетная система России представляет собой трехуровневую конструкцию:

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты – 21; краевые – 8; областные – 50; бюджет автономной области – 1; окружные бюджеты – 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга – 2 и бюджеты территориальных государственных и внебюджетных фондов;

третий уровень – местные бюджеты. Их около 13 тысяч.

Все бюджеты РФ автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости в Бюджетном кодексе предусмотрено составление консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Такой бюджет применяется в процессе регулирования межбюджетных отношений, в том числе для расчета уровня минимально обеспеченного бюджета, а также анализа других показателей межбюджетных отношений. С его помощью рассчитываются нормы, минимальные стандарты социального обеспечения проживающего по всей стране населения с целью выравнивания этого показателя. На базе консолидированного бюджета суммы денежной помощи передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

В 1998 году были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления». В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России.

Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти. К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.

Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов. Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения.               Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Для того чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов.

Дополнительная помощь может выделяться в зависимости от выполнения административно-территориальными единицами социально-экономических показателей: - собственные доходы; - кассовый план (инкассация торговой выручки); - товарооборот предприятий торговли и общественного питания; - закупка мяса, молока, зерна; - объем промышленного производства; - платные услуги; - объем строительно-монтажных работ и др. При этом перед органами местного самоуправления возникает масса вопросов: как собрать налоги (получение которых зависит от выполнения плана товарооборота, финансового состояния предприятий); как организовать и стимулировать закупки продовольствия. Но, вместе с тем, повысит их ответственность за финансирование системы образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и других мероприятий.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

1. Формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти. То есть формирование, утверждение, исполнение местного бюджета контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

2. Распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства.

3. Контроль финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.

4. Определяют порядок предоставления трансфертов из местных бюджетов.

6. Предоставление населению жилищно-коммунальных услуг. Несмотря на высокую степень участия населения в их оплате, определяющей остается роль муниципальных властей. Объемы бюджетного финансирования отрасли составляют приблизительно 50%. В целях повышения прозрачности и эффективности экономического функционирования жилищно-коммунального хозяйства необходим переход от компенсационного порядка предоставления и оплаты льгот различных категорий граждан к адресному. Также требуется сформировать более четкий механизм ответственности местных властей за качество исполнения ими функции предоставления жилищно-коммунальных услуг.

7.Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) в органы государственной власти субъектов Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и налоговых обязательств муниципальных образований.

 

1.2 Нормативно - правовое обеспечение органов местного самоуправления

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, решения, принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Местное самоуправление осуществляется непосредственно через местный референдум, муниципальные выборы, иные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) Представительный орган муниципального образования - Дума города;

2) Глава муниципального образования - Глава города;

3) Администрация муниципального образования - Администрация города;

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определятся  Уставом города. Устав имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам органов местного самоуправления в городе. Проект устава города не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава города подлежит официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного Думой города порядка учета предложений по проекту указанного Устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении. После опубликования не более чем через 15 дней проект Устава города выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию. Устав города принимается большинством в 2/3 голосов от установленного числа депутатов Думы города. Устав города подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.  Устав города подлежит официальному опубликованию после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования. Изменения и дополнения в Устав города принимаются решением Думы города.

Информация о работе Роль местного бюджета в социальной защите населения