Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа
Целью исследования является определение роли системы обязательного медицинского страхования в решении социальных задач государства.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Рассмотреть сущность и механизмы социального страхования в России;
2) Изучить историю развития медицинского страхования;
3) Рассмотреть классификацию и особенности медицинского страхования;
4) Проанализировать динамику развития обязательного медицинского страхования в РФ за период 2008–2010 гг.;
5) Раскрыть проблемы обязательного медицинского страхования в РФ;
6) Рассмотреть перспективы развития социальных функций
медицинского страхования в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Медицинское страхование как элемент социальной защиты населения в Российской Федерации……………………………………………………………...8
1.1 История развития медицинского страхования в России……………………...8
1.2 Сущность и механизмы организации медицинского страхования в России…………………………………………………………………………….....15
1.3 Классификация и особенности медицинского страхования………………...18
2 Фонд обязательного медицинского страхования и его роль в решении социальных задач
2.1 Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы…
2.2 Особенности бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
2.3 Проблемы системы обязательного медицинского страхования
3 Основные направления развития современной системы обязательного медицинского страхования…………………………………………………………
3.1 Зарубежный опыт организации системы медицинского страхования и возможности его применения в РФ………………………………………………
3.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в РФ
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 -2010г.г……………………
Закон требует, как бы высокопарно это не звучало, переориентации деятельности медучреждений и страховых компаний на гражданина. Медицинским организациям теперь поставлена цель зарабатывать (а не получать по смете) деньги, повышая количество и качество оказываемых гражданам медицинских услуг, а благополучие страховой компании теперь зависит от качества ее работы, от того, выберет ли ее гражданин.
Заключение
Согласно официальным документам, медицинское страхование в Российской Федерации - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы гарантировать гражданам РФ при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Различают обязательное и добровольное медицинское страхование.
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи.
Основными отличиями обязательного медицинского страхования (ОМС) от государственной системы здравоохранения являются:
- правовое регулирование (государственное здравоохранение регулируется административным правом», а обязательное медицинское страхование - гражданским);
- финансирование (в государственном здравоохранении финансировалось медицинское учреждение, а при обязательном медицинском страховании - медицинская помощь гражданину).
Обязательное медицинское страхование в соответствии с действующим законодательством позволяет исправить недостатки бюджетного финансирования, а именно:
- ликвидировать остаточность финансирования отрасли (так как взносы на ОМС включаются в стоимость продукции и услуг на стадии их производства);
- ввести адекватное финансирование услуг, включенных в программу ОМС;
- изменить принципы финансирования здравоохранения и применить новые способы оплаты труда, стимулирующие у медицинских работников экономическую заинтересованность в оказании медицинской помощи высокого качества и бережное отношение к ресурсам здравоохранения;
- ликвидировать кризис в управлении здравоохранением путем поэтапного изменения функций управления здравоохранением и введения экономических методов в процессе формирования договорных отношений;
-создать отвечающую современным требованиям систему учреждений здравоохранения, обеспечивающих высокую медицинскую и социально-экономическую эффективность их деятельности.
Таким образом, система ОМС является наиболее адекватной формой социально-экономических отношений в здравоохранении в условиях действия рыночных механизмов. Несмотря на то, что медицинская помощь тех или иных видов необходима всем, характер социального риска, которому подвергаются указанные категории населения, существенно различается. Если объектом социального страхования является социальный риск как предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения застрахованного лица, то объектом ОМС, как следует из ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», выступает необходимость получения медицинской помощи.
В значительной мере благодаря созданию системы обязательного медицинского страхования (ОМС), ставшей для лечебных учреждений дополнительным источником финансирования, до сих пор выполняется 41-я статья Конституции, гарантирующая населению бесплатное медицинское обслуживание. В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определен механизм финансирования лечебных учреждений в условиях зарождавшейся тогда рыночной экономики. Территориальные фонды ОМС перечисляют средства страховым медицинским организациям, которые на основе счетов, выставленных лечебными учреждениями, оплачивают фактически оказанные медицинские услуги. Но при одном непременном условии – страховщики обязаны осуществлять контроль объемов и качества медицинской помощи. Если при плановом хозяйстве финансирование рассчитывалось на число коек и объем выделяемых средств не зависел от количества и качества медицинской помощи, то в системе ОМС поликлиники и больницы свои средства получают в прямой зависимости от количества и качества медицинских услуг, разумеется, чем больше выполнен объем работы при соблюдении качества, тем больше средств перечислит страховая организация.
Источником бед системы ОМС страховщики считают неплатежи за неработающих — детей, инвалидов, пенсионеров. За эту категорию граждан, согласно закону, взносы перечисляют соответствующие органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований.
Чтобы система ОМС стала эффективной, надо предпринять следующие шаги. Ввести единую по всей России систему с четко прописанным списком оказываемых услуг, едиными стандартами медпомощи и подушевыми нормативами. Организовать для страховых организаций конкурентную среду деятельности, принять меры, чтобы у них появились возможности формировать страховые резервы и доступ непосредственно к плательщикам страховых взносов. Передать в ОМС все операции, финансируемые сейчас через комитеты здравоохранения и фонды соцстраха: профилактику заболеваний, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, оплату услуг профильных медицинских центров. Позволить клиенту самому выбирать страховую компанию, базовое медучреждение, врача. Разрешить предприятиям за счет объединения отчислений в ОМС и ДМС формировать для своих сотрудников качественную медицинскую защиту.
Список использованных источников
1 Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / И.М., Александров. - М.: Дашков и К, 2008. - 486 с. - ISBN 5-314-00016-8
2 Брезгина, Л.П. Две системы страхования: обязательное и добровольное // Эксперт. – № 3. – 2008.- С.125.
3 Брызгалин, А.В. Страховые взносы в 2010 году // Омега-Л,2010 – 645с.- ISBN 5-568-00540-16.
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2010.
5 Гришин, В.В., Бутова, В.Г., Резников, А.А. «Модели системы обязательного медицинского страхования» // Финансы, 2006 г. № 3. –С.42.
6 Гришин, В.В., Семенов, В.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 2008 – 129с.- ISBN 5-8297-0096-4.
7 Гейц, И.В. «Новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов» // М.:ДИС,2009 -412с.- ISBN 1-4521-56-12.
8 Закон Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». -12с. - ISBN 1-4862-12.
8 Ершов, В.А., Толмачёв, И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие, М., 2007. -196с.- ISBN 5-7379-0064-9
9 Иванников, И.А., Рубанова, Н.А. «Медицинское право. Учебное пособие» // Дашков и К, 2009. -326с.- ISBN 5-09-003428-1
10 Дорохина, Ю.А. Финансовое право России: Учебник. — М.: Норма, 2007. -214с.- ISBN 5-4236-0586-7
11 Кузьменко, М.М. «Здравоохранение в условиях рыночной экономики». - М.; Медицина, 2006. -312с.- ISBN 4-5465-0012-6
12 Кравченко, Н.А. Реформа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации глазами страховщика. // Экономика здравоохранения. - № 8. - 2008. - С.18.
13 Комаров, Ю.М. Организация медицинского страхования в России и за рубежом. // Вестник государственного страхования. - № 9. - 2009. - С.16.
14 Кузнецов, А.В. Реформа системы обязательного медицинского страхования на современном этапе. // Современные аспекты экономики. -2008г. № 8. – С.10.
15 Лаврова, Ю. «Обязательное медицинское страхование - опыт ФРГ» // Финанасы, 2003 г. № 8. – С.12.
16 Лукьянова, З.А., Горская, О.В., Рерих, Л.М., Третьякова, О.В., Степанова, Л.Ю. Финансы: УМК. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008.-302с. - ISBN 5-85647-056-7.
17 Литовченко, В.П., Соловьев,В.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие – М: 2008. -254с.- ISBN 5-6589-0012-6
18 Матвиенко, И.И. Страхование: учебно-методический комплекс. – Архангельск: 2010.-59с.- ISBN 5 – 0045-1200-6
19 Миляков, Н.В. Финансы: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2007. -112с. - ISBN 5-4501-5
20 Мамаев, Ю.П. Современная пенсионная реформа в России: Учебное пособие, М., 2008 -247с.- ISBN 5-1200-458-6
21 Павлов, П. В. Финансовое право: Учебник. — М.: Омега-Л, 2008. -424с. - ISBN 5- 45789-12-5
22 Петрова, Г.В. Финансовое право: Учебник. — М.: ТК Велби, 2006. -352с. - ISBN 5-5894-056-7
23 Российский статистический ежегодник 2009: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2009 , ст.531-32с. ISBN 5-654766-056-7
24 Семенков, А.В., Чернов, А.Ю. "Медицинское страхование". - М., 2007г. -89с.- ISBN 5-7548-056-7
25 Татарников, М.А. Краткий обзор экономических реформ российского здравоохранения. // Экономика здравоохранения. - № 3-4. - 2009. –С.146.
26 Четыркин, Е.М. Медицинское страхование на Западе и в России // Мировая экономика и международные отношения, 2008. № 12. –С.29.
27 Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» -12с.- ISBN 5-7853-0670-0.
28 Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ред. от 16.10.2010). Консультант Плюс [справочно-правовая система].
29 Федеральный закон Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 136-ФЗ)
30 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В., Романовского,
проф. О.В., Врублевской, проф. Б.М., Сабанги. — М: Юрайт-М, 2009 -256с. - ISBN 5 – 94462-025-0
31 Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В., Подпорина и др.; Под ред. В. П., Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2009. -216с.- ISBN 97-6643
32 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А., Дробозиной. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2007. -451с.- ISBN 5-17-011143-6
33 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И., Химичева. — М.: Юристъ, 2008. -316с. - ISBN 5-8297-0038-8
34 Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В., Запольского. — М.: Российская академия правосудия РАП, 2008. -192с.- ISBN 5-85129-184-2.
35 Эстрин, В. ОМС и реформа здравоохранения. // Атлас страхования. - № 4. - 2009 - С.47-49.
36 www. F
37 foms. Ru
Приложение А
(справочное)
Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 -2010г.г.
В миллионах рублей
Наименование расходов | 2008 | 2009 | 2010 |
Общегосударственные вопросы | 755, 5 | 2 929, 8 | 2 887, 8 |
международные отношения и международное сотрудничество (ОМС) | 0,3204 | 0,3483 | 0,3483 |
другие общегосударственные вопросы | 0,7552 | 2, 9 | 2 ,8 |
аппараты органов управления | 0,227 | 0,273 | 0,293 |
информатика | 527, 904 | 330, 400 | 241, 000 |
нормированный страховой запас Федерального ФОМС | - | 2 325, 6 | 2 352, 9 |
Образование | 11, 144 | 12, 541 | 11, 541 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации | 9, 615 |
11, 023 |
11, 794 |
Здравоохранение, физическая культура. | 10, 494 | 14, 0 | 14, 0 |
Социальная политика | - | - | 5 000 |
Межбюджетные трансферты (Здравоохранение и спорт ) | 167 919, 2 | 111 102, 8 | 107 921 |
реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лек средствами №178-ФЗ «О гос. социальной помощи» | 30 911, 876 | - | - |
Продолжение таблицы
В миллионах рублей
Наименование расходов | 2008 | 2009 | 2010 |
Закон РФ№ 1499-I «О медицинском страховании граждан РФ» | 93 165, 472 |
89 509, 634 |
85 687, 064 |
ОМС неработающего населения | 3 583, 7 | 3 882, 5 | - |
выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС | 71 279, 3 |
85 687, 0 |
85 687, 0 |
реализация мероприятий в рамках базовой программы ОМС | 14 995, 9 | - | - |
пилотный проект | 3 581, 3 | - | - |
Проведение диспансеризации детей сирот | 498, 6 | 593, 2 | 734 |
Оплата медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (трансферты) | 16 600 | 17 000 | 17 500 |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 5 685, 0 | 4 000 | 4 000 |
Субвенции бюджетам территор. ФОМС на оказание учреждениями здравоохран. МО, оказывающими первич. медико-санитарную помощь врачами-терапевтами участковыми. | 21 058, 2 |
- |
- |
Всего расходов | 168 706, 1 | 114 070, 2 | 110 851,2 |