Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа
Целью исследования является определение роли системы обязательного медицинского страхования в решении социальных задач государства.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Рассмотреть сущность и механизмы социального страхования в России;
2) Изучить историю развития медицинского страхования;
3) Рассмотреть классификацию и особенности медицинского страхования;
4) Проанализировать динамику развития обязательного медицинского страхования в РФ за период 2008–2010 гг.;
5) Раскрыть проблемы обязательного медицинского страхования в РФ;
6) Рассмотреть перспективы развития социальных функций
медицинского страхования в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Медицинское страхование как элемент социальной защиты населения в Российской Федерации……………………………………………………………...8
1.1 История развития медицинского страхования в России……………………...8
1.2 Сущность и механизмы организации медицинского страхования в России…………………………………………………………………………….....15
1.3 Классификация и особенности медицинского страхования………………...18
2 Фонд обязательного медицинского страхования и его роль в решении социальных задач
2.1 Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы…
2.2 Особенности бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
2.3 Проблемы системы обязательного медицинского страхования
3 Основные направления развития современной системы обязательного медицинского страхования…………………………………………………………
3.1 Зарубежный опыт организации системы медицинского страхования и возможности его применения в РФ………………………………………………
3.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в РФ
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 -2010г.г……………………
На выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансированию территориальных программ ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС в 2008 году предоставлены дотации ФОМС в сумме 71 279 396,2 тыс.руб.
В бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3 538 700 тыс.руб. или с ростом на 4,0% к 2007 году.
Остатки средств бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2008 года, образовавшиеся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» на проведение в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, в сумме 3 351 394,8 тыс.руб. направлены в бюджеты территориальных фондов ОМС, участвовавших в реализации указанного выше пилотного проекта.
На 2008 год в бюджете ФОМС на оплату услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни Фонду социального страхования Российской Федерации были предусмотрены денежные средства в сумме 16 600 000,0 тыс.рублей. В отчетном периоде на оплату указанных услуг Фондом в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 16 600 000,0 тыс.руб. или 100,0% к годовым назначениям.[34]
Перечислены территориальным фондам обязательного медицинского страхования всех субъектов Российской Федерации и города Байконура субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в сумме 20 996 951,9 тыс. руб. или 94,3% к годовым назначениям.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование расходов на проведение дополнительной диспансеризация работающих граждан. Финансирование указанных расходов осуществлялось за счет средств федерального бюджета в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации. На указанные цели в бюджеты территориальных фондов ОМС были направлены 5 685 056,0 тыс.руб. (99,1 % годовых назначений).
На финансирование расходов на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в 2008 году и на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2007 году в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены денежные средств в сумме 53 907 858,6 тыс. руб.
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) осуществлялась в 2009 году в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. № 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (в редакции Федеральных законов от 28 апреля 2009 г. № 79-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. № 264-ФЗ) (далее – Закон о бюджете).
Доходы бюджета Фонда на 2009 год утверждены Законом о бюджете в сумме 119070242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25545406,0 тыс. рублей, расходы – в сумме 114070242,0 тыс. рублей с расчетным профицитом бюджета 5000000,0 тыс. рублей.
Бюджет Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126562369,8 тыс. рублей.
Наибольший удельный вес (71,0%) в общей сумме доходов составили налоговые доходы, из них единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда – 88832142,9 тыс. рублей.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 977 569,4 тыс. рублей.
Поступления сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составили 15268,1 тыс. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из территориальных фондов ОМС составили 3253038,6 тыс. рублей.
Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет из Фонда в федеральный бюджет составил 4413154,9 тыс.рублей.
Прочие неналоговые доходы Фонда составили 1199,7 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда поступили в сумме 37896306,0 тыс. рублей.
Расходы бюджета Фонда в 2009 году с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 год, составили 130 037389,3 тыс. рублей.
Расходы Фонда на осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС составили 91643420,8 тыс. рублей:
- дотации территориальным фондам ОМС в соответствии с Законом о бюджете составили 85687064,3 тыс. рублей;
- средства нормированного страхового запаса составили 5956356,5 тыс.рублей.
На обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субсидии федерального бюджета в сумме 3822570,0 тыс. рублей.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно заявкам, представленным Фондом социального страхования Российской Федерации, в 2009 году перечислены средства Фонда в размере 17000000,0 тыс. рублей.[19]
В 2009 году Фондом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета следующих мероприятий:
- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан направлено 3788890,2 тыс. рублей. Неполное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета является следствием неисполнения рядом субъектов Российской Федерации установленных плановых показателей проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направлены субсидии в сумме 823626,2 тыс. рублей. Неполное использование в 2009 году бюджетных ассигнований на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации связано с недостаточным количеством детей, подлежащих диспансеризации, в результате активного внедрения программ в субъектах Российской Федерации по усыновлению, опеки и патронату.
На завершение расчетов по финансовому обеспечению государственного задания на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи в первом квартале 2009 года направлены субвенции в размере 1790,1 тыс. рублей за счет остатка средств на 01.01.2009, образовавшегося в бюджете Фонда в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2008 году на указанные цели.
В целях предоставления бюджетам территориальных фондов ОМС трансфертов на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2009г. № 1163-р в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета в сумме 12350900,0 тыс.рублей.[10]
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и информатизацию системы ОМС составили 606 192,0 тыс.рублей, из них: на содержание аппарата Фонда 257 571,9 тыс. руб., на международные культурные, научные и информационные связи 330,1 тыс.руб., на переподготовку и повышение квалификации кадров 12326,8 тыс.руб., на НИОКР 15 430,0 тыс.руб., на информационное обеспечение системы ОМС 309 747,7 тыс.руб., на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации 10 785,5 тыс.рублей.
Доходы и расходы ФОМС устанавливаются на одном уровне: в 2009 году - 119,31 млрд. рублей, в 2010 году - 137,96 млрд.рублей, в 2011 году - 157,92 млрд. рублей.
На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан выделяется по 4 млрд. рублей ежегодно. Для финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования резервируются средства на 2010 год в размере 98,96 млрд. рублей, на 2011 год - 115,92 млрд. рублей.
Расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2009 году составили 3,82 млрд. рублей, в 2010 году составили 4,07 млрд. рублей и в 2011 году соответственно 4,35 млрд. рублей.
Также предусматривается расширение контингента детей, подлежащих диспансеризации в 2009-2011 годах. В указанный период будет проводится диспансеризация не только пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Следовательно, наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Не менее весомым до 2009г. была и реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. В 2009 - 2010 данная статья включена в межбюджетные трансферты.[1]
В целом доходы бюджета Фонда в 2010 году составили 101 843,6 млн. рублей. Доходы бюджета Фонда без учёта межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составили 97 109,6 млн. рублей (95,4% от общего объёма поступивших средств), из них страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 91 027,8 млн. рублей.
За 2010 год сумма средств, переданных Фонду из федерального бюджета на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составила 4 734,0 млн. рублей. Объём расходов бюджета Фонда за 2010 год составил 109 124,0 млн. рублей.
2.2 Особенности бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
В Российской Федерации реализацию Закона «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» обеспечивали 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность системы ОМС, является динамика поступлений финансовых средств.[7]
В 2009 году в бюджеты ТФОМС всего поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году, в 2010 году поступило 574,9 млрд. рублей, данные приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Поступление средств в ТФОМС в 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|
Поступило средств всего, из них: | 537,0, | 551,5 | 574,9 |
Налоги, страховые взносы всего, из них: | 341,9 | 363,3 | 183,7 |
- единый социальный налог | 153,0 | 153,1 | 0 |
- страховые взносы на ОМС неработающих граждан | 178,9 | 200,4 | 163,9 |
- недоимки и пени по страховым взносам на ОМС неработающих граждан | 0,6 | 0,5 | 0 |
- единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 6,2 | 5,9 | 7,3 |
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 2,8 | 2,9 | 3,2 |
- единый сельскохозяйственный налог, млн. руб. | 0,1 | 0,1 | 1,0 |
- недоимки, пени и штрафы по взносам в государственные внебюджетные фонды | 0,3 | 0,4 | 0 |
Безвозмездные поступления всего, из них: | 185,2 | 176,2 | 376,8 |
дотации из средств ФОМС | 71,3 | 91,6 | 86,2 |
субсидии и субвенции из средств федерального бюджета, из них: | 80,0 | 20,8 | 108,6 |
- на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами | 45,9 | - | - |
Продолжение таблицы 3
В миллиардах рублей.
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
---|---|---|---|
- на денежные выплаты медицинским работникам | 21,0 | - | - |
- на ОМС неработающего населения (детей) | 3,5 | 3,8 | 3,8 |
- на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения | 3,4 | - | - |
- на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в стационарных учреждениях | 0,5 | 0,8 | 0,8 |
- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 5,7 | 3,8 | 4,2 |
- на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи | - | 12,4 | 86,2 |
- средства бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплаты медицинским работникам | - | 19,0 | 18,6 |