Роль системы обязательного медицинского страхования в решении социальных задач государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:28, дипломная работа

Описание

Целью исследования является определение роли системы обязательного медицинского страхования в решении социальных задач государства.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Рассмотреть сущность и механизмы социального страхования в России;
2) Изучить историю развития медицинского страхования;
3) Рассмотреть классификацию и особенности медицинского страхования;
4) Проанализировать динамику развития обязательного медицинского страхования в РФ за период 2008–2010 гг.;
5) Раскрыть проблемы обязательного медицинского страхования в РФ;
6) Рассмотреть перспективы развития социальных функций
медицинского страхования в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Медицинское страхование как элемент социальной защиты населения в Российской Федерации……………………………………………………………...8
1.1 История развития медицинского страхования в России……………………...8
1.2 Сущность и механизмы организации медицинского страхования в России…………………………………………………………………………….....15
1.3 Классификация и особенности медицинского страхования………………...18
2 Фонд обязательного медицинского страхования и его роль в решении социальных задач
2.1 Основные показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы…
2.2 Особенности бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы
2.3 Проблемы системы обязательного медицинского страхования
3 Основные направления развития современной системы обязательного медицинского страхования…………………………………………………………
3.1 Зарубежный опыт организации системы медицинского страхования и возможности его применения в РФ………………………………………………
3.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в РФ
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А Структура расходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 -2010г.г……………………

Работа состоит из  1 файл

ФОМС - Инна.doc

— 485.00 Кб (Скачать документ)

Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами обязательного медицинского страхования.

Полная реализация  гарантий государства в области медицины была бы невозможной без Фонда обязательного медицинского страхования – одного из важнейших финансово-кредитных институтов при Правительстве РФ. Благодаря их деятельности каждый гражданин России может быть уверен в соблюдении своих неотъемлемых прав: на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи, закреплённых Конституцией РФ.

 

1.3 Классификация и особенности медицинского страхования

 

Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли, виды и звенья.[28]

Целью классификации страхования является разделение всей совокупности страховых отношений на иерархически взаимосвязанные звенья. В основу классификации страхования положены критерии различий:

- в объектах страхования;

- в объеме страховой ответственности.

Первый критерий является всеобщим, второй критерий охватывает только имущественное страхование.

Всеобщему критерию можно дать следующее определение: это иерархическая система условного деления страхования по форме организации и проведения, по объектам (отраслям) страхования, по рискам.

По форме проведения страхование может быть обязательное и добровольное страхование.

Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает юридических и физических лиц вносить средства для обеспечения общественных интересов. Добровольное – замкнутая раскладка ущерба между членами страхового сообщества исходя из установленных правовых норм. Инициатором добровольного страхования выступают хозяйствующие субъекты, физические и юридические лица.

Государство устанавливает обязательную форму страхования, когда страховая защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельных страхователей, но и всего общества. Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию; объем страховой ответственности; уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок страховых платежей и некоторые другие вопросы.

Система обязательного медицинского страхования – результат социального и экономического развития, одна из устойчивых систем связи между социальной и экономической сферами общества. С одной стороны, внедрение и совершенствование ОМС позволяет обеспечить решение социальных, экономических, правовых и организационных проблем здравоохранения, с другой, система обязательного медицинского страхования, гарантируя всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской помощи (предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программе ОМС), через свою финансовую политику способна также в некоторой степени оказывать влияние на уровень здоровья населения.

 

Таблица 1 – Особенности обязательного и добровольного медицинского страхования

 

Обязательное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование

Некоммерческое

Коммерческое

Один из видов социального страхования

Один из видов личного страхования

Всеобщее или массовое

Индивидуальное или групповое

Регламентируется Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

Регламентируется Законом «О страховании» и Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

Осуществляется государственными или контролируемыми государством организациями.

Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности.

Правила страхования определяются государством.

Правила страхования определяются страховыми организациями.

Страхователи – работодатели, государство (органы исполнительной местной власти).

Страхователи – юридические и физические лица.

Источник средств – взносы работодателей, государственный бюджет.

Источник средств – личные доходы граждан, прибыль работодателей.

Программа (гарантированный минимум услуг) утверждается органами власти.

Программа определяется договором страховщика и страхователя.


 

 

 

Продолжение таблицы 1

Тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике.

Тарифы устанавливаются договором страховщика и страхователя.

Система контроля качества определяется государственными органами.

Система контроля качества устанавливаются договором субъектов страхования.

Доходы могут быть использованы только для основной деятельности – медицинского страхования.

Доходы могут быть использованы для любой коммерческой и некоммерческой деятельности.

 

Следовательно, исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: обязательное медицинское страхование имеет своей целью обеспечение граждан РФ бесплатной медицинской помощью в соответствии с действующими программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Однако следует отметить, что бюджетное финансирование не заменяется страховыми механизмами, а лишь дополняется.[11]

Добровольное медицинское страхование включает гораздо больший объём медицинских услуг, нежели ОМС. Если в рамках обязательного медицинского страхования медицинские учреждения, участвующие в территориальной программе ОМС, оказывают определённый перечень медицинских услуг, определённый этой программой и оплачиваемый учреждению по утвержденным тарифным соглашением тарифам, то медицинские услуги, получаемые застрахованным пациентом в рамках добровольного медицинского страхования, могут включать и дорогостоящие сложные медицинские услуги и многое другое.

Подводя итоги рассмотрения вопросов по добровольному и обязательному медицинскому страхованию, хотелось бы провести несколько отличий этих видов страхования, которые представлены в таблице 1.

Обязанность страхователя при обязательном медицинском страховании вытекает из закона, а при добровольном медицинском страховании основана только на договорных отношениях. Добровольное страхование не исключает необходимости осуществления обязательного медицинского страхования путем заключения договора страхования страхователем со страховщиком (ч. 2 ст. 936 ГК РФ).

Обязательное медицинское страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан, работодателей и интересов государства, а добровольное медицинское страхование осуществляется лишь в целях обеспечения социальных интересов граждан и работодателей.

В обязательной системе медицинского страхования страхователями выступают исполнительная власть и работодатели, в добровольной системе страхования страхователи – граждане и работодатели.

Субъекты обязательного и добровольного медицинского страхования различны. Различия есть и между страхователями, и между страховщиками. Так, страховщиком в обязательном медицинском страховании выступают государственные организации, а в добровольном – негосударственные организации независимо от их организационно-правовой формы.

При добровольном медицинском страховании источником средств страхового фонда являются личные доходы граждан и организаций, а в обязательном – средства федерального бюджета РФ. Обязательное медицинское страхование – один из самых важных элементов системы охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС организуется и осуществляется государством, следовательно, государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумулирования взносов на обязательное медицинское страхование.

 

2 Фонд обязательного медицинского страхования и его роль в решении социальных задач

 

2.1 Основные показатели бюджета Федерального  фонда обязательного медицинского страхования за 2008-2010 годы

 

 

Финансовая деятельность Федерального фонда ОМС осуществлялась в 2008 году в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Общая сумма расходов на 2008 год Законопроектом была предусмотрена в объеме 375548428,8 тыс. рублей (122,6% к уровню 2007 года), из них: на обязательное социальное страхование предусмотрено 264771853 тыс. рублей (130,6%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 49852551,2 тыс. рублей (115,7%).

На 2009 год расходы Фонда были предусмотрены в сумме 356067380,0 тыс. рублей (94,8% к уровню 2008 года), из них: на обязательное социальное страхование – 259639308,6 тыс. рублей (111,8%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 51907735,2 тыс. рублей (108,5 процента).

На 2010 год расходы Фонда были предусмотрены в сумме 389463607,5 тыс. рублей (109,4% к уровню 2009 года), из них: на обязательное социальное страхование – 288449082,9 тыс. рублей (111,1%), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 55323889,8 тыс. рублей (106,6%).

Структура расходов Фонда на 2008–2010 годы сгруппирована по разделам классификации расходов бюджетов:

– по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» расходы ФСС составляют на 2008 год 3427,8 тыс. рублей, на 2009 год – 3164,4 тыс. рублей, на 2010 год – 3218,4 тыс. рублей;

– по разделу 07 «Образование» – на 2008 год – 17123502 тыс. рублей, на 2009 год – 17120287,5 тыс. рублей, на 2010 год – 18147507,1 тыс. рублей;

– по разделу 10 «Социальная политика» – на 2008 год – 358421499 тыс. рублей, на 2009 год – 338943928,1 тыс. рублей, на 2010 год – 371312882,0 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Законопроектом были предусмотрены выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2008 году в размере 134059547 тыс. рублей (129,8% к уровню 2007 года), в 2009 году – 128267460,0 тыс. рублей (95,7% к уровню 2008 года) и в 2010 году – 143236160,0 тыс. рублей (111,7% к уровню 2009 года).

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение предполагается за счет средств Фонда в 2008–2010 годах ежегодно тратить 126500,0 тыс. рублей.

Расходная часть бюджета ФОМС за 2008 год исполнена в сумме 168 706 056,3 тыс.руб., что составило 94,4% к расходам, утвержденным на 2008 год сводной бюджетной росписью.

Расходы ФОМС за счет ассигнований федерального бюджета с учетом привлечения остатков ФОМС, образовавшихся на 1.01.2008 года за счет неполного освоения средств федерального бюджета составили 79 978 586,8 тыс.руб. или 109,3 процента к объему ассигнований, перечисленному из федерального бюджета в 2008 году.

Информация о работе Роль системы обязательного медицинского страхования в решении социальных задач государства