Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

шпоры финансы.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)
 

6.Способы взимания и класс-ция налогов. Экономич. смысл налогового регулирования в РФ

Сущ.след.основания для классификации:

1) по способу взымания: прямые и косвенные

    прямые – взым.в процессе накопл.мат.благ непосредственно с доходов или имущ.налогоплат(в процессе взимания прямых налогов между гос. и налогпл. Устанавливаются прямые денежные отношения)., в свою очередь они делятся на а) реальные прямые –отд.виды имущ,(дома земля ден.капитал)расчет налога осущ. как правило на основе средней доходности имущества, определяемой.по специальному кадастру (зем.налог) б) личные прямые – облагаются индивид.доходы или имущ. юр.и физ. лиц(уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают факт-кую платеж- ть плательщика-подох.налог,налог на прибыль орг-ций)

    косвенные – взым.через цену товара,налог оплачивается потребителем товара.Характерная черта КН – обязательное наличие посредника между гос-вом и реальным плательщиком налога в лице продовца товара они делятся на

            а) косвенные индивид. (акцизы)

            б) косв.универсальные (НДС)

            в) фискальные монополии, обл.товары  и усл.производство кот.сосредоточено в руках гос-ва (налог с оборота в СССР)

            г) таможенные пошлины

2) В зависимости от  органа взимания налога и распоряжения  его суммой: федер., регион.,местные.

3) В зависимости от  уровня б-та в который зачисляютс  налоги: а)закрепленные(поступают в конкретный б-т или внебюдж.фонд), б)регулирующие(поступают одновременно в б-ты различных уровней в пропорциях)

4) в зависимости от  порядка использования:

 а) общие (вводятся  гос-вом для формирования бюд-та  в целом и используются для финонс-ния тех или иных общегос-ных потребностей

 б) целевые –  фин-ние конкретного направления расходов(налоги,служащие источником формирования дорожных фондовя)

5)по субъекту налогоплательщика.: с юр.лиц, физ.лиц, смешанные  (напр.транспортный налог)

6.) регулярные- взимаются  постоянно и разовые (аэропортные сборы)

7) раскладочные – их  величина опред.из того какую  сумму должны собрать и кто  будет платить; количественные (столько то%).

Налоговое регулирование – элемент налогового мехаизма. Его основу составляет система эк.мер оперативного вмешательства в ход вып.налоговых обязательств. Этому способствует применение разл.методов и способов налогового регулирования. В состав методов гос.налог. регулирования входят: инвестиционный кредит, налоговые вычеты, налоговая амнистия, международные договоры об избежании двойного налогооблож и др. Особое место в системе налог.регулир. отведено выбору и установлению налоговых ставок. В зависимости от способов реализации, налог.рег. подразделяют на: налог.льготы и штрафные санкции. Оптим.их сочетание обеспеч.гибкость налогооблож.и результативность налоговой политики.

Налоговая политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направляемых на достижение стабильности и прогресса экономической системы.

Существует 3 типа налоговой политики:

1. Политика  максимальных налогов характеризуется принципом взять все, что можно. При этом государству установлена налоговая ловушка, когда рост налогов не сопровождается увеличением доходов. Теория Лаффера

2. Политика  разумных налого способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

  1. Политика, хар-ся высоким уровнем н/о при этом государство предоставляет большие социальные гарантии например, налоговая система Швеции.

В РФ налог считается  установленным, если определены налогоплательщики (субъекты) и следующие элементы налога: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.

Классиф.налогов необходима для осуществления сопоставимого анализа и организации рационального процесса упр.налогообложением.

 

 

7. Экономический смысл формирования  внебюджетных фондов. Несоциальные  и  социальные внебюджетные  фонды, формируемые в РФ

В принципе решение определенных проблем конкретного этапа развития общества может быть достигнуто либо за счет выделения средств из государственного и местных бюджетов, либо путем образования и использования специальных внебюджетных фондов. Наличие специальной системы собственных источников финансирования целевых мероприятий в отличие от бюджетных ресурсов обеспечивает: дополнительное привлечение средств  в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.

В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.

В зависимости от функционального назначения внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального и природоохранного характера.

В соответствии с уровнем управления различают внебюджет фонды общегос и регион значения. Из внеб фондов федер (общегос) уровня выдел-ся часть средств, передаваемая в распоряж-е территорий. Вопросы непосредственной организации и функционирования внебюд фондов нах-ся в компетенции органов власти соответствующего уровня. Целевое назначение, порядок формир-я и использ-я средств внебюдж фондов оформ-ся законода. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Конкретное направление расходования средств внебюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ. Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвестиции, на вложения в ценные бумаги, учредительную деятельность и т. п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками внебюджетных фондов. Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.

Целевое назначение, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно. Направление расходования обусловлено назначен. фондов.

В соотв. с  законодат. РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено ПФ РФ. источником формирования средств ПФ:

- средства, аккумулированные  посредством внесения единого  социального налога;

- средства  ФБ, которые предназначены для  выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам

- добровольные  взносы ЮЛ и ФЛ

Страховые взносы используются:

- на выплату  пенсий, - оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- выплату  пособий по уходу за ребенком  старше полутора лет; - повышение пенсий

- содержание  органов управления фонда

Фонд гос. соц. страхования. Источники формирования:

- ср-ва, аккумулированные  посредством внесения ЕСН

- средства  ФБ

- ср-ва вырученные  системой соц.страх.от реализ.путевок  в санатории и дома отдыха

Направления расходования::

Выплата пособий ( по б/л, уходу за ребенком до 1,5 лет, по беременности и родам)

- обеспечение  финансирования санаторно- курортного  обслуживания работников

- на финансовое  обеспечение процесса социальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев- профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей 

Фонд Обязат медицинск. страх-я Мед. страхование осущ-ся в обязательной и добровольной форах. обязательное – составная часть социальной поддержки населения.

Формирование  ср-в: -отчисления от средств ЕСН

По организац  признаку ФОМС подразделяется на федеральный и территориальный фонды. Федеральный- создается правительством России. Территориальный- правительствами республик, органами власти округа, края, области. расходование ресурсов:

на финансир-е обязательного  мед. страхования. За счет средств фондов выравниваются фин. ресурсы территорий по проведению обязательной формы мед. страх-я.

К  несоц  внебюджет фондам  относятся:

- федеральный   и  территоральн  дорожные фонды;

- фонд  развития  таможен  системы  РФ

- федер и  территор  фонды воспроизводства   минер-сырьев  базы;

-федер   фонд  восстановления  и  охраны  водных объектов;

- гос  фонд  борьбы  с  преступностью

- федер  и территор  экологич  фонды

- фон  Министерства  РФ  по  атомной  энергии;

 и  др.

Значит часть  денежн  средств  этих фондов  консолидируется  в  составе  федер   бюджета  и  в  бюджетах субъектов  РФ. 

8. Социальные внебюджетные фонды, формируемые в Российской  Федерации

Соц фонды сохранили  статус внебюджетных. В состав гос  соц внебюд фондов РФ в настоящее время входят: пенсионный фонд РФ, фонды соц.страхования, фонд  обязательного медицинского страхования.

Основным  источником  их  доходов  явл отчисления  предприятий в  виде  единого  социального  налога с  суммы  фонда  заработной  платы, начисленной  на  предприятии.

Целевое назначение, порядок формирования и использования  средств внебюджетных фондов оформляются законодательно. Направление расходования обусловлено назначен. фондов.

В соотв. с  законодат. РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено ПФ РФ. источником формирования средств ПФ:

- средства, аккумулированные  посредством внесения единого  социального налога;

- средства  ФБ, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам

- добровольные  взносы ЮЛ и ФЛ

Страховые взносы используются:

- на выплату  пенсий, - оказание помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам;

- выплату  пособий по уходу за ребенком старше полутора лет; - повышение пенсий

- содержание  органов управления фонда

Фонд гос. соц. страхования. Источники формирования:

- ср-ва, аккумулир  посредством внесения ЕСН

- средства  ФБ

- ср-ва вырученные  системой соц.страх.от реализ.путевок в санатории и дома отдыха

Направления расходования::

- выплата пособий ( по б/л, уходу за ребенком до 1,5 лет, по беременности и родам)

- обеспечение  финансирования санаторно- курортного  обслуживания работников

- на финанс  обеспечение процесса соц и профессион адаптации инвалидов, содержание санаториев- профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей 

Фонд Обязат медицинск. страх-я Мед. страхование осущ-ся в обязат и добровольной форах. обязательное – составная часть социальной поддержки населения.

Формирование  ср-в: -отчисления от средств ЕСН

По организацион признаку ФОМС подразделяется на федер  и территор фонды. Федер- создается правит-вом России. Территор- правит-вами республик, органами власти округа, края, области. расходование ресурсов:

- на финансир-е  обязательного мед. страхования.  За счет средств фондов выравниваются  фин. ресурсы террито-рий по проведению обязательной формы мед. страх-я.

9. Финансовые ресурсы государства -  материально-вещественное  воплощение финансов

Фин ресурсы – совокуп-сть  денеж накоплений, амортизац отчислений и др денеж средств, кот образ-ся в процессе создания, распределения  и перераспределения валового продукта.

Каждой части ВВП  соответств свои элементы фин ресурсов

C+V+m, где С – материальные затраты, V – трудовые затраты, m - прибавочная ст-ть, V+m – национальный доход страны.

По своему матер содержанию Ф– целев фонды денеж средств в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Под фин ресурсами  поним совокупность всех денеж средств как собств, так и привлеч, кот может располагать гос-во на конкретном этапе своего развития.

Фин ресурсы страны отраж-ся на фин балансе, составляемом Министерством экономики РФ, Министерством финансов.

Фин ресурсы страны складываются из 3-х источников: 1) средства, аккумулированные гос бюджет системой, 2) ср-ва внебюджет фондов, прежде всего внебюджет соц. фонд. 3)  ресурсы, использ пред-тием (прибыль предприятия амортизация).

1 и 2 источники –  централиз ресурсы гос-ва. 3 –  децентрализ.

Источником формир-я  централиз ресурсов гос-ва явл нац  доход, Þ рост нац дохода ведет к росту финансовых ресурсов.

Централиз фин ресурсы  по ср-ом распределит процессов (налог поступления сосредотач-ся в госбюджете, во внебюджет фондах, фондах имущественного и государственного страхования).

Осн часть фин ресурсов до 60% аккумул-ся в бюджете страны. Концентрация Ф в бюджете способств единой фин политике и обеспеч возмож-сть функционир-я гос программам.

Эффек-сть использ-я фин ресурсов опред-ся политикой их распред-я. Наиболее рац форма использования финансовых ресурсов – создание фондов денежных средств.

Фонды денежных средств  позволяют:

1. удовлетворять потребность  общества с учетом экономических  возможностей.

2. постоянно контр  произ-ва формир-я и использ-я фондов.

3. формирование и использование  позволяет государству воздействовать на хозяйственную деятельность предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"