Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
Сущ.след.основания для классификации:
1) по способу взымания: прямые и косвенные
прямые – взым.в процессе накопл.мат.благ непосредственно с доходов или имущ.налогоплат(в процессе взимания прямых налогов между гос. и налогпл. Устанавливаются прямые денежные отношения)., в свою очередь они делятся на а) реальные прямые –отд.виды имущ,(дома земля ден.капитал)расчет налога осущ. как правило на основе средней доходности имущества, определяемой.по специальному кадастру (зем.налог) б) личные прямые – облагаются индивид.доходы или имущ. юр.и физ. лиц(уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают факт-кую платеж- ть плательщика-подох.налог,налог на прибыль орг-ций)
косвенные – взым.через цену товара,налог оплачивается потребителем товара.Характерная черта КН – обязательное наличие посредника между гос-вом и реальным плательщиком налога в лице продовца товара они делятся на
а) косвенные индивид. (акцизы)
б) косв.универсальные (НДС)
в) фискальные монополии, обл.
г) таможенные пошлины
2) В зависимости от
органа взимания налога и
3) В зависимости от
уровня б-та в который
4) в зависимости от порядка использования:
а) общие (вводятся
гос-вом для формирования бюд-
б) целевые –
фин-ние конкретного
5)по субъекту
6.) регулярные- взимаются постоянно и разовые (аэропортные сборы)
7) раскладочные – их величина опред.из того какую сумму должны собрать и кто будет платить; количественные (столько то%).
Налоговое регулирование – элемент налогового мехаизма. Его основу составляет система эк.мер оперативного вмешательства в ход вып.налоговых обязательств. Этому способствует применение разл.методов и способов налогового регулирования. В состав методов гос.налог. регулирования входят: инвестиционный кредит, налоговые вычеты, налоговая амнистия, международные договоры об избежании двойного налогооблож и др. Особое место в системе налог.регулир. отведено выбору и установлению налоговых ставок. В зависимости от способов реализации, налог.рег. подразделяют на: налог.льготы и штрафные санкции. Оптим.их сочетание обеспеч.гибкость налогооблож.и результативность налоговой политики.
Налоговая политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направляемых на достижение стабильности и прогресса экономической системы.
Существует 3 типа налоговой политики:
1. Политика
максимальных налогов характери
2. Политика разумных налого способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
В РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики (субъекты) и следующие элементы налога: объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
Классиф.налогов необходима для осуществления сопоставимого анализа и организации рационального процесса упр.налогообложением.
7. Экономический смысл формирования внебюджетных фондов. Несоциальные и социальные внебюджетные фонды, формируемые в РФ
В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.
В зависимости от функционального назначения внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального и природоохранного характера.
В соответствии с уровнем управления различают внебюджет фонды общегос и регион значения. Из внеб фондов федер (общегос) уровня выдел-ся часть средств, передаваемая в распоряж-е территорий. Вопросы непосредственной организации и функционирования внебюд фондов нах-ся в компетенции органов власти соответствующего уровня. Целевое назначение, порядок формир-я и использ-я средств внебюдж фондов оформ-ся законода. Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Конкретное направление расходования средств внебюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ. Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвестиции, на вложения в ценные бумаги, учредительную деятельность и т. п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками внебюджетных фондов. Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.
Целевое назначение, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно. Направление расходования обусловлено назначен. фондов.
В соотв. с законодат. РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено ПФ РФ. источником формирования средств ПФ:
- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
- средства ФБ, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам
- добровольные взносы ЮЛ и ФЛ
Страховые взносы используются:
- на выплату пенсий, - оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет; - повышение пенсий
- содержание органов управления фонда
Фонд гос. соц. страхования. Источники формирования:
- ср-ва, аккумулированные посредством внесения ЕСН
- средства ФБ
- ср-ва вырученные
системой соц.страх.от реализ.
Направления расходования::
Выплата пособий ( по б/л, уходу за ребенком до 1,5 лет, по беременности и родам)
- обеспечение
финансирования санаторно-
- на финансовое
обеспечение процесса социально
Фонд Обязат медицинск. страх-я Мед. страхование осущ-ся в обязательной и добровольной форах. обязательное – составная часть социальной поддержки населения.
Формирование ср-в: -отчисления от средств ЕСН
По организац признаку ФОМС подразделяется на федеральный и территориальный фонды. Федеральный- создается правительством России. Территориальный- правительствами республик, органами власти округа, края, области. расходование ресурсов:
на финансир-е обязательного мед. страхования. За счет средств фондов выравниваются фин. ресурсы территорий по проведению обязательной формы мед. страх-я.
К несоц внебюджет фондам относятся:
- федеральный и территоральн дорожные фонды;
- фонд развития таможен системы РФ
- федер и территор фонды воспроизводства минер-сырьев базы;
-федер фонд восстановления и охраны водных объектов;
- гос фонд борьбы с преступностью
- федер и территор экологич фонды
- фон Министерства РФ по атомной энергии;
и др.
Значит часть
денежн средств этих фондов
консолидируется в составе федер
бюджета и в бюджетах субъектов
РФ.
8. Социальные внебюджетные фонды, формируемые в Российской Федерации
Соц фонды сохранили статус внебюджетных. В состав гос соц внебюд фондов РФ в настоящее время входят: пенсионный фонд РФ, фонды соц.страхования, фонд обязательного медицинского страхования.
Основным источником их доходов явл отчисления предприятий в виде единого социального налога с суммы фонда заработной платы, начисленной на предприятии.
Целевое назначение, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно. Направление расходования обусловлено назначен. фондов.
В соотв. с законодат. РФ финансирование выплат пенсий с 1991 г. поручено ПФ РФ. источником формирования средств ПФ:
- средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;
- средства ФБ, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам
- добровольные взносы ЮЛ и ФЛ
Страховые взносы используются:
- на выплату пенсий, - оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет; - повышение пенсий
- содержание органов управления фонда
Фонд гос. соц. страхования. Источники формирования:
- ср-ва, аккумулир посредством внесения ЕСН
- средства ФБ
- ср-ва вырученные
системой соц.страх.от реализ.
Направления расходования::
- выплата пособий ( по б/л, уходу за ребенком до 1,5 лет, по беременности и родам)
- обеспечение
финансирования санаторно-
- на финанс обеспечение процесса соц и профессион адаптации инвалидов, содержание санаториев- профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей
Фонд Обязат медицинск. страх-я Мед. страхование осущ-ся в обязат и добровольной форах. обязательное – составная часть социальной поддержки населения.
Формирование ср-в: -отчисления от средств ЕСН
По организацион признаку ФОМС подразделяется на федер и территор фонды. Федер- создается правит-вом России. Территор- правит-вами республик, органами власти округа, края, области. расходование ресурсов:
- на финансир-е
обязательного мед.
9. Финансовые ресурсы государства - материально-вещественное воплощение финансов
Фин ресурсы – совокуп-сть денеж накоплений, амортизац отчислений и др денеж средств, кот образ-ся в процессе создания, распределения и перераспределения валового продукта.
Каждой части ВВП соответств свои элементы фин ресурсов
C+V+m, где С – материальные затраты, V – трудовые затраты, m - прибавочная ст-ть, V+m – национальный доход страны.
По своему матер содержанию Ф– целев фонды денеж средств в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.
Под фин ресурсами поним совокупность всех денеж средств как собств, так и привлеч, кот может располагать гос-во на конкретном этапе своего развития.
Фин ресурсы страны отраж-ся на фин балансе, составляемом Министерством экономики РФ, Министерством финансов.
Фин ресурсы страны складываются из 3-х источников: 1) средства, аккумулированные гос бюджет системой, 2) ср-ва внебюджет фондов, прежде всего внебюджет соц. фонд. 3) ресурсы, использ пред-тием (прибыль предприятия амортизация).
1 и 2 источники – централиз ресурсы гос-ва. 3 – децентрализ.
Источником формир-я централиз ресурсов гос-ва явл нац доход, Þ рост нац дохода ведет к росту финансовых ресурсов.
Централиз фин ресурсы по ср-ом распределит процессов (налог поступления сосредотач-ся в госбюджете, во внебюджет фондах, фондах имущественного и государственного страхования).
Осн часть фин ресурсов до 60% аккумул-ся в бюджете страны. Концентрация Ф в бюджете способств единой фин политике и обеспеч возмож-сть функционир-я гос программам.
Эффек-сть использ-я фин ресурсов опред-ся политикой их распред-я. Наиболее рац форма использования финансовых ресурсов – создание фондов денежных средств.
Фонды денежных средств позволяют:
1. удовлетворять потребность
общества с учетом
2. постоянно контр произ-ва формир-я и использ-я фондов.
3. формирование и использование
позволяет государству воздейст