Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"
10. Финансовая политика государства на совр этапе развития экономики
Фин политика – конеч цель управл-я Ф, его конкрет рез-т. Фин политика – совокуп-сть гос мероприятий, направл на достижение определен степени эффект-сти в мобилизации фин ресурсов их перераспределении и использ-ии в рамках единой экон системы, с целью обеспеч-я выполнения гос-вом его ф-ций и, в конеч счете, создания условий эконом. стабилизации и прогресса общества.
Цель фин политики заключ-ся в том, чтобы сконцентрировать фин ресурсы на важнейшнаправлениях эконом и соц.развития.
Задачи фин политики: 1) формир-е законодат основ, обеспечи-вающих благоприя инвестиц климат и способствующ развитию предпринимательства, 2) существен снижение налог бремени и повыш-е эффек-сти действия налог и таможен систем, 3) созд-е усл-ий для развития фин инфраструктуры и достижения фин стабильности, 4) достижение сбалансир-сти бюджет системы и повыш-е эффектив-сти ее фуекционирования, 5) реформирование естеств монополий, 6) созд-е усл-ий для интеграции России в мировом сообществе.
Фин политика явл составной частью экон политики гос-ва и относится к надстройке. В основу осущ-я фин политики должен быть положен ряд общих и частных (специфических) принципов.
Гл субъект проводимой фин политики – гос-во. Оно разрабат стратегию основ направлений фин развития и опредт задачи на предстоящ период, далее опред ср-ва и пути решения этих задач.
Основой фин политики выступ фин отношения. Они предопре-деляют ее содержание. Основой фин отношений явл отношение между гос-вом и пред-ми по поводу формир-я и использ-я фин ресурсов.
Фин политика как форма гос деят-сти требует законодат оформления в соответствующих нормативных актах.
Исходя из задач финансовой политики ее делят на 3 вида: 1. Политика экон роста, ВВП, занятости, ¯налог, гос. расход. 2. Политика стабилизации. Объем произ-ва на типичном уровне. 3. Политика ограниченной деловой активности.
При проведении всех видов
политики гос-во манипулирует 2-мя инструментами:
гос. расходами и налоговым
Существует 2 типа финансовой политики:
Дискреционная – предполаг актив участие правительства в управлении экономикой.
Недискреционная – политика минимального участия государства и использование встроенных стабилизаторов.
Под дискретной политикой понимается сознательное манипулирование налогами, правительственными расходами с целью изменения объема нац. продукта, контроля над инфляцией, занятостью, ускорением эконом. роста.
Фин политика включ в себя
1) бюджетную политику – опред-ся Конститукцией РФ, Бюджет кодексом, сводом др законов, устанавливающих ф-ии отдельн органов власти в бюджет процессе. Бюджет политика выраж-ся в определении доли ВВП, концентриуем в бюджете, во взаимоотношениях м/у федер властью и субъектами Федерации, в стр-ре расходн части бюджета, в распределении расходов м/у бюджетами разн ур-ней, в доле федер бюджета в общ сумме консолидир бюджета, в упр-ии гос долгом и т.п.
2) налог политика – разработка системы налогоблож-я юр и физ лиц. С ее помощью гос-во влияет на инвестиц возможности воспроизводств процесса (рост налогов ведет к их снижению), уровень потребления в об-ве.
3) ценов политика выраж-ся в корректировке цен и тарифов на монопольн товары и услуги
4) таможен - часть налог и ценов политики, поскольку таможен сборы и налоги оказ прямое воздействие на цену товаров и услуг
11. Управление финансами
Это целенаправл воздействие фин органов субъекта фин системы на ее объект – фин отнош-я с целью выработки конкретной фин политики.
Субъект – финансовая система, т.е. совокупность органов управления финансами различных уровней.
Объект управления - систем финансов - совокупность сфер и звеньев финанс отношений, объединенных принципиальным единством в рамках ктегории финансов, но различающихся в зависимости от их места и роли в обществен воспроизводстве.
Инструментом управления выступает финансовый механизм.
Фин мех-м – ср-во воздействия субъекта на объект фин систе-мы, внешн форма проявления практич реализации ф-й финансов. Фин мех-м можно предст как совокуп-сть различ форм и методов использ-я гос-вом финансов в целях обеспечения реализации соответствующ фин политики в рамках экон системы.
Ср-во упр-я финансами – фин мех-м сост из ряда взаимосвяз подсистем: Блок фин инф-ии, планир-я, права, контроля, оперативного управления.
Любое грамотное управленч реш-е в области финансов может приниматься лишь на базе анализа достаточ и достовер фин инф-ии. Только полная и своевр инф-ия позвол успешно анализировать ход осущ-я фин процессов в об-ве, при необх-сти вносить в него те или иные коррективы с тем, чтобы не искажалось общее содерж-е фин политики.
Блок фин планир-я – один из центр в системе мех-ма. В про-цессе планир-я (прогнозирования) всесторонне оценивается состояние финансов во всех звеньях фин системы. Опред-ся потенц возможности фин ресурсов, именно на стадии планир-я должны определяться все осн формы и методы воздействия фин механизма на общее состояние экономической системы.
Блок фин права включ в себя совокупность правов норм и законов, законодат и подзаконных актов в области финансов, на основе кот регулир-ся все фин отношения в рамках экон системы.
Блок фин контроля охват деят-сть фин аппарата, руководст-вующегося нормами фин права по проверке и обеспеч-ю правильности и законности осуществления всех фин процессов (операций) в об-ве.
Блок фин оператив упр-я (фин регулирования) представляет собой комплекс мероприятий по обеспеч-ю текущ процесса манев-рирования фин ресурсами в рамках экономической системы.
Фин механизм в целом оказ комплексн влияние на функции-онирование всей системы фин отношений - общегос финансов, местных финансов, финансов гос предприятий, учреждений, конк-ретные параметры деят-сти кот в своей совокупности в тот или иной период времени составляют содерж-е и рез-т фин политики.
Субъект ® инструмент ® объект ® цель управления явл.
¯
гос-ые власть и управления, фин.аппарат ¯ - Мин.фин. - Мин-во по налогам и сборам МНС - правительство - парламент |
финансовый механизм Блоки ¯ - информац. - планирование - право - контроль - регулирование |
совокупность фин.отнош. ¯ - общегос-ые (гос.кредит, бюджет) - местные (займы бюджет, внебюд.) - гос-ые фин. |
финансовая политика ¯ - фин.стратегия - тактика. |
Упр-е финансами на территории Р регилр-ся прежде всего Конституцией рФ в части федер устройства, соц, в т.ч.фин политики, единого экон пространства, гарантирующего свободн перемещение товаров, услуг и фин ср-в, обязанности каждого платить законно установлен налоги и сборы. В ведении РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансо-вое, валютное, кредитное, таможен регулир-е, денеж эмиссия, основы ценов политики; федер экономич службы, включая федер банки; федер бюджет; федер налоги и сборы; федер органы регион развития. В то же время к совместн ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общ принципов налогообл-я и сборов. Также в Конституции РФ определены права и ф-ии в части фин упр-я Президента, Федер Собрания и Правительства.
Гражд Кодекс РФ регулир наряду с экон (хозяйств) отношениями гаржд-правов основы упр-я финансами и фин отношениями: права граждан и юр лиц, виды юр лиц и их фин отношения при ф-ии в случае реорганизации, управление фин активами.
Налог кодекс РФ опред основы налог системы на территории Р.. Бюджет процесс регулир-ся Бюджет Кодексом РФ. Кроме того, на всех ур-нях власти ежегодно принимаются законы или постановления о бюджете соответствую ур-ня, в кот устанавливаются конкрет цифры по доходам и расходам в разрезе статей бюджет классификации.
12. Организация финансового контроля. Фин контроль как форма проявления контрол функции финансов
Фин контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связ с ними вопросов деят-сти пред-тий с применением спец.форм и методов его организации.
В зави-сти от субъектов осуществляющ фин.контроль различают: гос, внутрихоз, общественный, независимый контроль.
По сфере фин деят-сти выдел бюджет, налог, валют, кредитн, страхов, инвестиц контроль и контроль за денежн массой.
Фин контроль делится по формам проведения: предварит, текущ (оператив) и последующий.
По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ фин деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
Гос фин контроль в России реализуется гл образом, в регламентир законодательством деят-сти ряда спец. гос органов – Счетная палата РФ, Гл контр упр-е Президента РФ, Департамент гос фин контроля и аудита Минфина РФ, Гл упр-е федер казначейства Минфина РФ, Мин-во РФ по налогам и сборам, органы банк контроля России, а также различ гос органы, в преде-лах своих полномочий осуществляющ ведомств фин контроль. Все органы осущ оценку реализации гос программ аспектов бюджет процесса, а также надзор и проверки органов гос власти, пред-приятий, организаций и их объединений.
Цель фин.контр – обеспеч-е соблюд-я принципов законности, целесообраз-сти и эффект-сти распорядит и исполнит действий по упр-ю – включая стадии планир-я, формир-я, распред-я и использ-я - гос фин ресурсами, матер ценностями и нематер объектами, их сохранности и преумножения для выполнения функций гос-ва.
В конечном итоге, проверка соблюдения законов и других нормат-прав актов фин-хоз характера, т.е. законности, позвол поддерж устойчивость бюджет процессов и стабильность гос фин устройства, вовремя вскрыть отклонения от заданных правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию.
Налоги – один из глав инструментов гос-ва в осуществл-ии экон. и соц.политики. Эти ф-ии возлож на Мин-во РФ по налогам и сборам, кот реализ-ся по ср-вам гос упр-я нал/облож и налог контроля. Гос упр-е нал/облож и налог контроль как часть гос упр-я и фин контроля в целом отлич-ся от др форм упр-я и контроля тем, что их объектом явл различ виды налогов, орг-я функционир-я системы уплаты налогов и налог правоотношения в целом.
Объектом фин контроля явл денежн распределите процессы при формир-ии и исполн-ии фин ресурсов. Предметами проверок служат такие финансовые стоимостные показатели: прибыль, НДС, имущество предприятий и отчисления во внебюджетные фонды.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий за выполнение финансовой дисциплины.
Аудиторск контроль вместе с внутрихоз контролем относится к негос видам фин контроля.
Аудиторск контроль – независ вневедомств фин контроль, его могут проводить как отдельн физ лица, прошедш гос регистрацию и зарегистр в кач-ве предпринимателей-аудиторов, так и аудитор-ские фирмы, кот могут иметь люб орг-прав форму.
Осн задачи аудит контроля: установление достоверности бухг и фин отчетности и соответствия произведенных фин и хоз опера-ций норматив актам; проверка платежно-расчет документации, налог деклараций и др фин обязательств и требований проверяемых эконом субъектов.
Аудит проверка мож быть обязат и инициативной.
общегос |
аудит |
внутрихоз | |
субъект |
Органы гос власти |
Коммерч предприятия |
Подразделение, штат сотрудников |
основание |
Законода-тельство, предписание |
Договор с субъектом об аудит проверке |
Функцион обязанности, приказы, инструкции |
объект |
Исходя из функций ор-гана контр |
1) обязат- согласно договора и законодат-ва 2) необяз – только договор |
Что определено в приказе |
платность |
Для пред-тий –беспл-но |
платный |
Платно, соглас-но оплаты по штатн расписа-нию работника (в виде з/пл или премии) |
Оформ-ление |
акты |
Аудит заключение |
Акт, служебн записка, докла-дная, справка |
санкции |
Штрафы, пени |
нет |
Штрафы, увольнение, выговоры и др. |
Зависимость проверяе-мого и проверяю-щего |
независ |
Не завис |
завис |