Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 06:29, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансы"

Работа состоит из  1 файл

шпоры финансы.doc

— 1.32 Мб (Скачать документ)

 

 

10. Финансовая  политика  государства на  совр этапе развития   экономики

Фин политика – конеч  цель управл-я Ф, его конкрет рез-т. Фин политика – совокуп-сть гос мероприятий, направл на достижение определен степени эффект-сти в мобилизации фин ресурсов их перераспределении и  использ-ии в рамках единой экон системы, с целью обеспеч-я выполнения гос-вом его ф-ций и, в конеч счете, создания условий эконом. стабилизации и прогресса общества.

Цель фин политики заключ-ся в том, чтобы сконцентрировать фин ресурсы на важнейшнаправлениях эконом и соц.развития.

Задачи фин политики: 1) формир-е законодат основ, обеспечи-вающих благоприя инвестиц  климат  и  способствующ развитию  предпринимательства, 2) существен  снижение   налог бремени  и  повыш-е эффек-сти  действия  налог  и  таможен  систем, 3)  созд-е  усл-ий  для  развития  фин  инфраструктуры  и  достижения  фин  стабильности, 4) достижение  сбалансир-сти  бюджет  системы и  повыш-е  эффектив-сти  ее  фуекционирования, 5) реформирование  естеств  монополий, 6) созд-е  усл-ий  для   интеграции России  в  мировом  сообществе.

Фин политика явл составной  частью экон политики гос-ва и относится к надстройке. В основу осущ-я фин политики должен быть положен ряд общих и частных (специфических) принципов.

Гл субъект проводимой фин политики – гос-во. Оно разрабат стратегию основ направлений  фин развития и опредт задачи на предстоящ период, далее опред ср-ва и пути решения этих задач.

Основой фин политики выступ фин отношения. Они предопре-деляют ее содержание. Основой фин отношений явл отношение между гос-вом и пред-ми по поводу формир-я и использ-я фин ресурсов.

Фин политика как форма  гос деят-сти требует законодат оформления в соответствующих нормативных актах.

Исходя из задач финансовой политики ее делят на 3 вида: 1. Политика экон роста, ­ВВП, ­занятости, ¯налог, ­гос. расход. 2. Политика стабилизации. Объем произ-ва на типичном уровне. 3. Политика ограниченной деловой активности.

При проведении всех видов  политики гос-во манипулирует 2-мя инструментами: гос. расходами и налоговым бременем.

Существует 2 типа финансовой политики:

Дискреционная – предполаг  актив участие правительства  в управлении экономикой.

Недискреционная – политика минимального участия государства  и использование встроенных стабилизаторов.

Под дискретной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами, правительственными расходами с целью изменения объема нац. продукта, контроля над инфляцией, занятостью, ускорением эконом. роста.

Фин политика включ  в  себя

1)  бюджетную политику  – опред-ся  Конститукцией   РФ, Бюджет  кодексом, сводом др  законов,  устанавливающих ф-ии  отдельн  органов  власти  в  бюджет процессе. Бюджет политика  выраж-ся  в определении доли  ВВП,  концентриуем  в бюджете, во  взаимоотношениях м/у федер  властью и  субъектами  Федерации, в  стр-ре  расходн части  бюджета,  в  распределении  расходов  м/у  бюджетами  разн  ур-ней, в  доле  федер  бюджета  в общ  сумме  консолидир  бюджета, в  упр-ии  гос  долгом  и  т.п.

2)  налог  политика  –  разработка  системы   налогоблож-я  юр  и  физ  лиц. С  ее  помощью  гос-во  влияет  на инвестиц  возможности   воспроизводств  процесса  (рост  налогов  ведет к  их  снижению), уровень потребления  в  об-ве.

3)  ценов  политика  выраж-ся  в  корректировке  цен и  тарифов  на  монопольн   товары  и  услуги

4)  таможен  - часть   налог  и  ценов  политики, поскольку   таможен  сборы   и  налоги  оказ  прямое  воздействие  на цену  товаров  и услуг

 

 

11. Управление  финансами

Это целенаправл воздействие  фин органов субъекта фин системы на ее объект – фин отнош-я с целью выработки конкретной фин политики.

Субъект – финансовая  система, т.е. совокупность  органов  управления финансами  различных уровней.

Объект  управления  - систем  финансов -   совокупность  сфер  и  звеньев финанс  отношений,  объединенных принципиальным   единством  в  рамках ктегории  финансов, но  различающихся   в  зависимости  от  их места  и  роли  в обществен воспроизводстве.

Инструментом  управления  выступает финансовый  механизм.

Фин мех-м – ср-во воздействия  субъекта на объект фин систе-мы, внешн форма проявления практич реализации ф-й финансов. Фин мех-м можно предст как совокуп-сть различ форм и методов использ-я гос-вом финансов в целях обеспечения реализации соответствующ фин политики в рамках экон системы.

Ср-во упр-я финансами  – фин мех-м сост из ряда взаимосвяз подсистем: Блок фин инф-ии, планир-я, права, контроля, оперативного управления.

Любое грамотное управленч  реш-е в области финансов может  приниматься лишь на базе анализа  достаточ и достовер фин инф-ии. Только полная и своевр инф-ия позвол успешно  анализировать ход осущ-я фин  процессов в об-ве, при необх-сти  вносить в него те или иные коррективы с тем, чтобы не искажалось общее содерж-е фин политики.

Блок фин планир-я  – один из центр в системе мех-ма. В про-цессе планир-я (прогнозирования) всесторонне оценивается состояние финансов во всех звеньях фин системы. Опред-ся потенц возможности фин ресурсов, именно на стадии планир-я должны определяться все осн формы и методы воздействия фин механизма на общее состояние экономической системы.

Блок фин права включ  в себя совокупность правов норм и  законов, законодат и подзаконных  актов в области финансов, на основе кот регулир-ся все фин отношения в рамках экон системы.

Блок фин контроля охват деят-сть фин аппарата, руководст-вующегося  нормами фин права по проверке и обеспеч-ю правильности и законности осуществления всех фин процессов (операций) в об-ве.

Блок фин оператив упр-я (фин регулирования) представляет собой комплекс мероприятий по обеспеч-ю текущ процесса манев-рирования фин ресурсами в рамках экономической системы.

Фин механизм в целом  оказ комплексн влияние на функции-онирование всей системы фин отношений - общегос финансов, местных финансов, финансов гос предприятий, учреждений, конк-ретные параметры деят-сти кот в своей совокупности в тот или иной период времени составляют содерж-е и рез-т фин политики.

Субъект ®   инструмент ® объект ® цель управления явл.

¯

гос-ые власть

и управления,

фин.аппарат

           ¯                                    

- Мин.фин.                      

- Мин-во по налогам  и сборам МНС                 

- правительство               

- парламент                     

финансовый

механизм

Блоки

            ¯

- информац.

- планирование

- право

- контроль

- регулирование

совокупность

фин.отнош.

¯

- общегос-ые

(гос.кредит, бюджет)

- местные (займы бюджет, внебюд.)

- гос-ые фин.

финансовая

политика

¯

- фин.стратегия

- тактика.


 

Упр-е финансами на  территории  Р регилр-ся  прежде  всего  Конституцией  рФ  в  части  федер  устройства, соц, в  т.ч.фин  политики, единого экон  пространства,  гарантирующего  свободн перемещение товаров, услуг и фин ср-в,  обязанности каждого платить законно установлен  налоги  и сборы. В ведении РФ   находятся: установление правовых основ единого рынка;  финансо-вое, валютное, кредитное, таможен  регулир-е, денеж эмиссия, основы  ценов политики; федер  экономич  службы, включая  федер  банки; федер бюджет; федер налоги и сборы; федер органы  регион  развития. В то  же  время к совместн  ведению РФ и  субъектов  РФ  отнесено установление общ принципов налогообл-я и сборов. Также в Конституции  РФ определены  права  и  ф-ии  в  части  фин  упр-я  Президента, Федер  Собрания  и  Правительства.

Гражд Кодекс РФ  регулир  наряду  с  экон  (хозяйств)  отношениями  гаржд-правов  основы  упр-я  финансами  и  фин  отношениями:  права  граждан  и  юр  лиц, виды  юр  лиц  и  их фин  отношения  при  ф-ии  в  случае  реорганизации, управление  фин  активами.

Налог  кодекс  РФ  опред основы  налог  системы  на  территории  Р.. Бюджет  процесс регулир-ся  Бюджет  Кодексом  РФ. Кроме  того, на  всех ур-нях  власти  ежегодно  принимаются  законы  или  постановления о  бюджете  соответствую ур-ня, в кот  устанавливаются конкрет цифры  по  доходам  и  расходам в разрезе статей  бюджет  классификации.

 

 

12. Организация финансового контроля. Фин контроль  как   форма проявления  контрол  функции финансов

Фин контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связ с ними вопросов деят-сти  пред-тий с применением спец.форм и методов его организации.

В зави-сти от субъектов  осуществляющ фин.контроль различают: гос, внутрихоз, общественный, независимый контроль.

По  сфере фин  деят-сти  выдел  бюджет, налог,  валют, кредитн, страхов, инвестиц контроль и контроль за денежн  массой.

Фин контроль делится по формам проведения: предварит, текущ (оператив)  и  последующий.

По  методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ фин  деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

Гос фин контроль в России реализуется гл образом, в регламентир законодательством деят-сти ряда спец. гос органов – Счетная палата РФ, Гл контр упр-е Президента РФ, Департамент гос фин контроля и аудита Минфина РФ, Гл упр-е федер казначейства Минфина РФ, Мин-во РФ по налогам и сборам, органы банк контроля России, а также различ гос органы, в преде-лах своих полномочий осуществляющ ведомств фин контроль. Все органы осущ оценку реализации гос программ аспектов бюджет процесса, а также надзор и проверки органов гос власти, пред-приятий, организаций и их объединений.

Цель фин.контр –  обеспеч-е соблюд-я принципов законности, целесообраз-сти и эффект-сти распорядит и исполнит действий по упр-ю – включая стадии планир-я, формир-я, распред-я и использ-я - гос фин ресурсами, матер ценностями и нематер объектами, их сохранности и преумножения для выполнения функций гос-ва.

В конечном итоге, проверка соблюдения законов и других нормат-прав актов фин-хоз характера, т.е. законности, позвол поддерж устойчивость бюджет процессов и стабильность гос фин устройства, вовремя вскрыть отклонения от заданных правил и процедур, а также вносить в них необходимую коррекцию.

Налоги – один из глав инструментов гос-ва в осуществл-ии экон. и соц.политики. Эти ф-ии возлож на Мин-во РФ по налогам и сборам, кот реализ-ся по ср-вам гос упр-я нал/облож и налог контроля. Гос упр-е нал/облож и налог контроль как часть гос упр-я и фин контроля в целом отлич-ся от др форм упр-я и контроля тем, что их объектом явл различ виды налогов, орг-я функционир-я системы уплаты налогов и налог правоотношения в целом.

Объектом фин контроля явл денежн распределите процессы при формир-ии и исполн-ии фин ресурсов. Предметами проверок служат такие финансовые стоимостные показатели: прибыль, НДС, имущество предприятий и отчисления во внебюджетные фонды.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий за выполнение финансовой дисциплины.

Аудиторск  контроль  вместе  с  внутрихоз контролем  относится  к  негос  видам фин  контроля.

Аудиторск  контроль –  независ вневедомств  фин контроль, его могут проводить как отдельн физ лица, прошедш гос регистрацию и зарегистр в кач-ве предпринимателей-аудиторов, так и аудитор-ские  фирмы, кот  могут  иметь  люб орг-прав  форму.

Осн задачи аудит контроля: установление  достоверности  бухг и фин отчетности и соответствия произведенных фин и хоз опера-ций норматив актам; проверка платежно-расчет документации, налог деклараций  и   др фин обязательств и требований проверяемых эконом  субъектов.

Аудит  проверка  мож  быть  обязат  и  инициативной.

 

общегос

аудит

внутрихоз

субъект

Органы  гос власти

Коммерч  предприятия

Подразделение, штат  сотрудников

основание

Законода-тельство, предписание

Договор  с  субъектом   об  аудит  проверке

Функцион обязанности,  приказы, инструкции

объект

Исходя из функций  ор-гана контр

1) обязат- согласно  договора  и  законодат-ва

2) необяз – только  договор

Что  определено  в  приказе

платность

Для  пред-тий –беспл-но

платный

Платно, соглас-но   оплаты  по  штатн расписа-нию  работника (в  виде  з/пл или  премии)

Оформ-ление

акты

Аудит  заключение

Акт, служебн записка, докла-дная, справка

санкции

Штрафы, пени

нет

Штрафы, увольнение, выговоры  и  др.

Зависимость  проверяе-мого  и  проверяю-щего

независ

Не завис

завис

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"